Новая магистраль для российского газа... за польские деньги
20 576

Новая магистраль для российского газа... за польские деньги

Варшава всерьез занялась диверсификацией поставок энергоносителей, в первую очередь идущих из России. Контракт с «Газпромом» заканчивается только в 2023 году, но уже сейчас руководство республики озаботилось поиском альтернатив.


Благодаря щедрым денежным вливаниям постепенно строится балтийский газопровод Baltic Pipe, конкурент «Северного потока-2», который должен стать «спасением» Варшавы в деле диверсификации. Однако она столкнулась с уже знакомой Литве ситуацией - топливо приобретать по большому счету не у кого, не считая России.

Пустота «балтийской трубы»

Варшава еще в прошлом году начала и до сих пор продолжает скупать месторождения в Норвегии, пытаясь таким образом к моменту открытия своей «балтийской трубы» заполнить ее хотя бы наполовину. В этом месяце польский госконцерн PGNiG приобрел 10% в месторождении «Дува», увеличив свою долю в промысле до 30%. По итогу, это даст до 200 млн кубометров в год для строящейся трубы.

Но даже с учетом всех вложений и приобретенных прав, Baltic Pipe, запуск которого должен состоятся не позже 2023 года, по всем расчетам остается пустым примерно на 60%.

Новая магистраль для российского газа... за польские деньги


Варшава повторяет ошибку Прибалтики

Мы торопимся, так как это приоритетная задача по уходу от зависимости от России – обеспечить газом наш грандиозный проект трубопровода до того, как он будет сдан в эксплуатацию

- говорит новый директор компании Ежи Квицински.

Ситуация чем-то напоминает аренду Литвой норвежского СПГ-терминала. Вильнюс несколько лет назад тоже радовался «победе над зависимостью от российского газа», торопился и не жалел средств. А теперь правительство Литвы думает, как снизить затраты на нерентабельную плавучую платформу в Клайпеде. Проблема в том, что заполнять терминал дорогим американским или норвежским СПГ невыгодно. Очевидно, что подобная участь ждёт и Baltic Pipe.

Однако об этом не принято заявлять с высокой трибуны. Аналогичное положение дел складывается в Польше: господин Квицински умолчал, что магистраль не заполнить даже наполовину. К примеру, месторождение Tommeliten Alpha, в котором госконцерн приобрел долю, имеет запасы в 6 млрд кубометров газа, а для Baltic Pipe требуется 3 млрд кубов в год. То есть этого бассейна хватит на два года, не более. Другие же приобретения Польши и того скромнее по разведанным и подтвержденным объемам.

Можно утверждать, что Baltic Pipe, скорее всего, повторит судьбу проектов Литвы и Эстонии, которые все чаще покупают СПГ у российской компании НОВАТЭК, скромно не вспоминая о победе над «кремлёвскими углеводородами».

Впрочем, один плюс для Варшавы все же есть. Она вскоре получит газопровод, который, если вдруг возникнет форс-мажор или сильно снизятся цены у американских или ближневосточных поставщиков, можно заполнить не только российским топливом. Поэтому Baltic Pipe при всех его проблемах все же может стать той независимой от РФ инфраструктурой, которая в случае необходимости способна работать на стороннем (не российском) топливе.
  • pgnig.pl; washingtonpost.com
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас