
Новая магистраль для российского газа... за польские деньги
Варшава всерьез занялась диверсификацией поставок энергоносителей, в первую очередь идущих из России. Контракт с «Газпромом» заканчивается только в 2023 году, но уже сейчас руководство республики озаботилось поиском альтернатив.
Благодаря щедрым денежным вливаниям постепенно строится балтийский газопровод Baltic Pipe, конкурент «Северного потока-2», который должен стать «спасением» Варшавы в деле диверсификации. Однако она столкнулась с уже знакомой Литве ситуацией - топливо приобретать по большому счету не у кого, не считая России.
Пустота «балтийской трубы»
Варшава еще в прошлом году начала и до сих пор продолжает скупать месторождения в Норвегии, пытаясь таким образом к моменту открытия своей «балтийской трубы» заполнить ее хотя бы наполовину. В этом месяце польский госконцерн PGNiG приобрел 10% в месторождении «Дува», увеличив свою долю в промысле до 30%. По итогу, это даст до 200 млн кубометров в год для строящейся трубы.
Но даже с учетом всех вложений и приобретенных прав, Baltic Pipe, запуск которого должен состоятся не позже 2023 года, по всем расчетам остается пустым примерно на 60%.

Варшава повторяет ошибку Прибалтики
- говорит новый директор компании Ежи Квицински.
Ситуация чем-то напоминает аренду Литвой норвежского СПГ-терминала. Вильнюс несколько лет назад тоже радовался «победе над зависимостью от российского газа», торопился и не жалел средств. А теперь правительство Литвы думает, как снизить затраты на нерентабельную плавучую платформу в Клайпеде. Проблема в том, что заполнять терминал дорогим американским или норвежским СПГ невыгодно. Очевидно, что подобная участь ждёт и Baltic Pipe.
Однако об этом не принято заявлять с высокой трибуны. Аналогичное положение дел складывается в Польше: господин Квицински умолчал, что магистраль не заполнить даже наполовину. К примеру, месторождение Tommeliten Alpha, в котором госконцерн приобрел долю, имеет запасы в 6 млрд кубометров газа, а для Baltic Pipe требуется 3 млрд кубов в год. То есть этого бассейна хватит на два года, не более. Другие же приобретения Польши и того скромнее по разведанным и подтвержденным объемам.
Можно утверждать, что Baltic Pipe, скорее всего, повторит судьбу проектов Литвы и Эстонии, которые все чаще покупают СПГ у российской компании НОВАТЭК, скромно не вспоминая о победе над «кремлёвскими углеводородами».
Впрочем, один плюс для Варшавы все же есть. Она вскоре получит газопровод, который, если вдруг возникнет форс-мажор или сильно снизятся цены у американских или ближневосточных поставщиков, можно заполнить не только российским топливом. Поэтому Baltic Pipe при всех его проблемах все же может стать той независимой от РФ инфраструктурой, которая в случае необходимости способна работать на стороннем (не российском) топливе.
Благодаря щедрым денежным вливаниям постепенно строится балтийский газопровод Baltic Pipe, конкурент «Северного потока-2», который должен стать «спасением» Варшавы в деле диверсификации. Однако она столкнулась с уже знакомой Литве ситуацией - топливо приобретать по большому счету не у кого, не считая России.
Пустота «балтийской трубы»
Варшава еще в прошлом году начала и до сих пор продолжает скупать месторождения в Норвегии, пытаясь таким образом к моменту открытия своей «балтийской трубы» заполнить ее хотя бы наполовину. В этом месяце польский госконцерн PGNiG приобрел 10% в месторождении «Дува», увеличив свою долю в промысле до 30%. По итогу, это даст до 200 млн кубометров в год для строящейся трубы.
Но даже с учетом всех вложений и приобретенных прав, Baltic Pipe, запуск которого должен состоятся не позже 2023 года, по всем расчетам остается пустым примерно на 60%.

Варшава повторяет ошибку Прибалтики
Мы торопимся, так как это приоритетная задача по уходу от зависимости от России – обеспечить газом наш грандиозный проект трубопровода до того, как он будет сдан в эксплуатацию
- говорит новый директор компании Ежи Квицински.
Ситуация чем-то напоминает аренду Литвой норвежского СПГ-терминала. Вильнюс несколько лет назад тоже радовался «победе над зависимостью от российского газа», торопился и не жалел средств. А теперь правительство Литвы думает, как снизить затраты на нерентабельную плавучую платформу в Клайпеде. Проблема в том, что заполнять терминал дорогим американским или норвежским СПГ невыгодно. Очевидно, что подобная участь ждёт и Baltic Pipe.
Однако об этом не принято заявлять с высокой трибуны. Аналогичное положение дел складывается в Польше: господин Квицински умолчал, что магистраль не заполнить даже наполовину. К примеру, месторождение Tommeliten Alpha, в котором госконцерн приобрел долю, имеет запасы в 6 млрд кубометров газа, а для Baltic Pipe требуется 3 млрд кубов в год. То есть этого бассейна хватит на два года, не более. Другие же приобретения Польши и того скромнее по разведанным и подтвержденным объемам.
Можно утверждать, что Baltic Pipe, скорее всего, повторит судьбу проектов Литвы и Эстонии, которые все чаще покупают СПГ у российской компании НОВАТЭК, скромно не вспоминая о победе над «кремлёвскими углеводородами».
Впрочем, один плюс для Варшавы все же есть. Она вскоре получит газопровод, который, если вдруг возникнет форс-мажор или сильно снизятся цены у американских или ближневосточных поставщиков, можно заполнить не только российским топливом. Поэтому Baltic Pipe при всех его проблемах все же может стать той независимой от РФ инфраструктурой, которая в случае необходимости способна работать на стороннем (не российском) топливе.
- pgnig.pl; washingtonpost.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...