Экономическое обозрение

«Расходы - России, прибыль - Китая»: эксперт о развитии Северного морского пути

«Расходы - России, прибыль - Китая»: эксперт о развитии Северного морского пути
Активная хозяйственно-экономическая деятельность России вдоль Северного морского пути с использованием ледокольного флота и развитием инфраструктуры, привела к ускорению естественных природных процессов. Многолетние льды стали таять более быстрыми темпами, вскрывая фарватер все раньше и раньше. Границы сезона мореплавания сдвигаются и смазываются. Этим пожелали воспользоваться в Китае, чужими «руками» прокладывая себе более короткий путь на рынки Европы. Об этом пишет эксперт Дэвид Паргамен в материале для французской газеты Slate.


Разжигание аппетитов

По мнению французского журналиста, Россия вкладывает слишком много в соотношении с отдачей от навигации и транзита грузов через Северный морской путь. Затраты перекрывают даже теоретическую прибыль. Только бескомпромиссная и мощная экономика Китая способна добыть выгоду из судоходства по СМП, в отличие от российской промышленности, показывающей нестабильную динамику и вялый рост.

Широкие перспективы короткого пути разжигают аппетиты мирового экономического гегемона, который везде норовит проложить свои «шелковые пути». На сей раз Пекин вознамерился перехватить у РФ инициативу по активизации транзита товаров через СМП и потеснить первопроходцев. Очевидно, что всю основную работу по «расчистке» льдов уже выполнила Москва. КНР получит чистую выгоду от облегчения условий едва ли не круглогодичной навигации по перспективному маршруту.



Россия имеет вдвое больший ледокольный флот, чем все остальные страны мира, вкладывает огромные средства на постройку новых судов, а «восточный дракон» готов использовать преимущества почти даром, пользуясь дружбой с РФ.

Весь вред – России

Формально, Китай подзуживает Россию вкладывать в СМП огромные деньги ради того, чтобы партнеру якобы можно было конкурировать с Австралией и Катаром на азиатском рынке СПГ. Но, по факту, Пекин печется лишь о собственных интересах и намерен использовать СМП в «реверсе», т.е. не из России в Азию, а наоборот, из этого региона по СМП в Европу.

Как отмечает эксперт, китайский «полярный шелковый путь» может выйти российским городам, построенным на вечной мерзлоте, «боком». Активная хозяйственная деятельность в регионе ускоряет таяние льдов, в том числе материковых, что приведет к частичному разрушению городов, построенных еще в советское время. К примеру, авария на топливном резервуаре в Норильске из-за проседания грунта и фундамента - яркое тому подтверждение, полагает французский журналист.

Так что в отличие от Китая Россия, быть может, не так уж и заинтересована в освоении СМП с большей интенсивностью, нежели сейчас, резюмировал Дэвид Паргамен.

Использованы фотографии: www.atomic-energy.ru; pikabu.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен