Экономическое обозрение

Россия делает Северный морской путь магистралью для своих экономических гигантов

Россия делает Северный морской путь магистралью для своих экономических гигантов
В ходе недавнего совещания по вопросам развития Северного морского пути под председательством премьер-министра России Михаила Мишустина, представители нескольких крупнейших компаний страны заявили о намерениях развивать арктический торговый маршрут. В ходе мероприятия вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления «Норникеля» Дмитрий Пристансков заявил, что компания намерена наращивать грузоперевозки через Арктику. С таким же заявлением выступил и Леонид Михельсон – глава НОВАТЭКа.


Кто стимулирует освоение Арктики?


Во время совещания Мишустин отметил, что за девять месяцев 2020 года объем грузопотока по СМП составил 24,5 млн т. При этом премьер-министр напомнил, что к 2024 году размер транспортировки сырья и товаров по этой магистрали должен увеличиться до 80 млн т. Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, справедливо отметил, что для выполнения такой задачи обязательно нужно привлекать НОВАТЭК, «Роснефть», «Газпром нефть», «Норникель» и АЕОН. Это настоящие экономические гиганты России.

С экономической точки зрения работа этих предприятий наиболее тесно связана с развитием транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере. Если говорить о «Норникеле», то за последние 5 лет его ежегодный грузооборот составляет 1,3–1,5 млн т в год.

С 2021 г. ожидается временный рост объема завоза грузов снабжения по морю до 200 000 тонн в год и топлива на 50 000 тонн в год

- сообщили в «Норникеле».

Впрочем, поставки НОВАТЭКа выглядят более масштабными. В компании намерены нарастить грузопоток с 21,4 млн тонн в 2020 году (предварительные данные корпорации) до 35,5 млн тонн к 2024 году.


Нужны не только товары, но и корабли


«Арктик СПГ–2» – проект НОВАТЭКа, который как и его предшественник «Ямал СПГ», может быть готов раньше намеченного срока. Более того, практика показала, что проекты такого рода выдают большее количество СПГ, чем предполагалось, причем настолько, что НОВАТЭК уже сейчас спешно заказывает постройку двух дополнительных ледовых танкеров на южнокорейских верфях.

Следует напомнить, что долгосрочное хранение СПГ – процесс невыгодный с экономической точки зрения, а значит, НОВАТЭК будет крайне заинтересован, чтобы его продукция транспортировалась через СМП как можно чаще и в больших объемах.

Некоторые эксперты считают, что даже нынешнего портфеля заказов ледовых танкеров может оказаться недостаточно, тем более, что судостроительный комплекс «Звезда» уже не имеет свободных производственных мощностей. Именно поэтому правительство РФ помогает компании с приобретением судов за рубежом, как правило, за счет привлечения средств по линии ВЭБа.

Однако такие траты должны себя окупить в будущем. Превращая Арктику и конкретно СМП в магистраль для своих экономических гигантов, Россия укрепляет свои позиции на китайском и европейском рынках энергоносителей, куда будут поставляться все большие объемы СПГ и продукции «Норникеля».

Круглей Илья

Использованы фотографии: s-kuranty.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен