«Оседлать» оба направления экспорта
Российская энергетическая компания пока даже в планах не допускает прекращения поставок трубопроводного газа в Европу в обозримом будущем, но готовится к наступлению эры «зеленых технологий» по-своему. В данный момент рассматривается вариант постройки инфраструктуры на территории ЕС, чтобы в дальнейшем из уже поставленного за рубеж топлива производить экологический водород.
В руководстве компании справедливо побаиваются другого варианта развития событий. А именно, что при прямом экспорте водорода из России, поставки обычного сырья попросту не понадобятся, что является недопустимым.
У «Газпрома» есть время для принятия решения. Только к 2050 году в ЕС выбросы CO2 должны быть снижены до нуля, а водород перейти в разряд основного топлива. Однако уже сейчас в Германии начинает действовать программа стоимостью 9 миллиардов евро, согласно которой страна должна производить энергетический водород в объемах, эквивалентных 5ГВт к 2030 году. И российская компания не хочет пропустить этот лакомый кусок в дополнение к своему основному бизнесу.
Пригодится и «Северный поток-2»
«Газпром», очевидно, смирился с инициативами Европы, однако готовится предложить свою альтернативу, вносящую некоторые коррективы, так как долгосрочные газовые контракты надо выполнять. И нет оснований предполагать, что в ЕС откажутся от предложений холдинга, ведь даже самые худшие оценки показывают, что транспортная инфраструктура российской компании позволяет прокачивать газовую смесь, в которой доля водорода составляет до 20%. Новые, самые современные газопроводы, такие как обе нитки «Северного потока» могут поднять эту планку до 70%.
Но российская компания хочет пойти по другому пути, по известным причинам.
Рассматривается перспектива создания с нуля инфраструктуры под боком у клиента. Это сохранит поставки газа и будет обеспечивать спрос рынка потребления экологического топлива
- говорится в газпромовском журнале.
Именно с помощью этой стратегии компания хочет сохранить как транзит, так и приобрести клиентов водородного топлива.