Экономическое обозрение

Экономические санкции против России: когда и за что

Экономические санкции против России: когда и за что
Пожалуй, откровеннее и вернее всех прочих истинную суть антироссийских санкций охарактеризовал Владимир Путин. В свое время президент четко указал на то, что это никакая не «реакция Запада на «Крымскую весну», а всего лишь неотъемлемая часть «многолетней политики сдерживания нашей страны», направленной на то, чтобы максимально затормозить ее развитие – научно-техническое, экономическое, военное и так далее. Нас не столько «наказывают», сколько пытаются указать России на «достойное ее место» - где-то у ног истинных «хозяев мира».


Было бы желание, а повод непременно найдется. Блестящим доказательством этому тезису служит то, что первые ограничения против нашей страны были введены задолго до известных событий на Украине – в апреле 2013 года. В качестве предлога была избрана смерть аудитора Сергея Магницкого, которого на Запада (прежде всего – в США) объявили «непримиримым борцом с коррупцией», якобы, ставшим «жертвой режима». Вот с принятия пресловутого «Акта Магницкого» все и началось.

Сперва американцы и их союзники планировали «привлечь к ответу» тех, кто, как они заявили, «был причастен к смерти» скончавшегося в тюрьме финансиста. Но потом передумали и решили, что под действие этого ограничительного акта вполне можно «подвести» любого, кого в Вашингтоне сочтут «виновным в нарушении прав человека», причем не только в РФ, но и в любой точке Земного шара. Впрочем, всё это было, как говорится, лишь «присказкой»...

Настоящая «сказка» началась после того, как Россия, прямо назвав события на Украине государственным переворотом и отказавшись признавать легитимность тамошних «властей», осуществила присоединение Крыма на основании решения его жителей, высказанного ими на проведенном весной 2014 года референдуме. Вот после этого за нас взялись действительно всерьез. Инициатором введения максимально широкого спектра экономических санкций стали Соединенные Штаты.

Впоследствии их поддержали как абсолютное большинство стран Европейского Союза, так и страны-члены НАТО, а также такие международные организации, как Европейский совет, Организация экономического сотрудничества и развития, «Большая восьмерка», исключившая Россию из числа своих членов, Всемирный банк и некоторые другие.

Детальное перечисление всех ограничений и запретов, как уже было сказано выше, слишком объемно для формата данного материала. Вкратце же отмечу, что основная их масса направлена против государственных чиновников России и предусматривают запрет на въезд в определенные страны (прежде всего – США) и блокировку их активов, буде такие имеются за рубежом. Что касается юридических лиц - предприятий, организаций, финансовых учреждений, то удар Запада наносится по тем из них, которые объявлены «причастными к нарушению суверенитета и территориальной целостности Украины».

По какой-то странной случайности это, как правило, ведущие предприятия отечественного военно-промышленного комплекса, аэрокосмической отрасли, компании, занимающие ведущие позиции в сфере добычи, переработки и транспортировки энергоносителей, главные банки страны. Складывается ощущение, что речь в данном случае идет о стремлении наших «друзей» блокировать России доступ к передовым технологиям, мировым финансовым потокам, по максимуму вытеснить ее с экспортных рынков. Ничего личного, только бизнес...

В дальнейшем антироссийские санкции вводились уже регулярно, причем поводом для них становились те вещи, в которых нашу страну обвиняли совершенно без всяких оснований, не говоря уже о доказательствах. В том же 2014 году на Донбассе сбит малайзийский авиалайнер рейса МН-17. Обвинена чуть ли не в тот же день Россия! Санкции... В компьютерах США и их союзников обнаружен вирус? В 2015 году американский президент Барак Обама вводит санкции «за кибератаки». В 2018 году Солсбери непонятно чем и почему отравлен бывший сотрудник спецслужб России Сергей Скрипаль? Конечно же, это русские! Против нашей страны начинают «дипломатическую войну» с высылкой ее представителей и вводят санкции «за применения химического оружия».

На фоне этого ограничения, установленные «за поддержку режимов в Сирии и Венесуэле» выглядят чуть ли не верхом справедливости. Мы ведь действительно в дружбе с тамошними лидерами. После того, как на Западе объявляют о «незаконных сделках России с Северной Кореей и Ираном», санкции вводят еще и за них. Чего уж там мелочиться... В Соединенных Штатах приходит к власти новый президент, но ничего, вопреки ожиданиям, не меняется – продолжая политику своего предшественника, Дональд Трамп в 2017 году подписывает закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Естественно, речь в нем идет, прежде всего, о России.

Сейчас в Белом доме вот-вот появится новый «лидер нации». Стоит ли ожидать смягчения санкционного режима от Джозефа Байдена, президента-демократа? Это вряд ли – ведь основное количество антироссийских ограничений были введены его однопартийцем Обамой. Европейский Союз, за прошедшие годы понесший колоссальные убытки от навязанной ему заокеанскими партнерами политики разрыва связей с Россией, будет все так же покорно выполнять их волю. Относительно этого иллюзий тоже строить не надо.

Все санкции, примененные за прошедшие 7 лет, ни на йоту не заставили Россию изменить свой внешнеполитический курс, пересмотреть те или иные решения. Они не обрушили ни отечественную экономику, ни рейтинг президента Путина. По сути дела, с учетом «обратного эффекта» для Запада, его санкции, как минимум, бесполезны. И, тем не менее, стоит готовиться к тому, что тамошние лидеры будут вводить все новые ограничения.

Александр Харалужный
Мы в Мы в Яндекс Дзен