Внутренняя борьба «за» и «против»
Так уж повелось, пишет норвежский экономист, что газ из России пропитан не одорантом, а политикой. И все перебои, когда-либо случавшиеся на магистралях поставок топлива из этой страны, происходили во времена ухудшения отношений России и Европы. К примеру, из-за «споров» РФ и Украины часто страдали потребители Старого света. Проблему частично решил ввод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока». Теперь же спор разгорелся вокруг второй очереди проекта.
Вообще, такое положение дел создает огромные проблемы, дыры в безопасности многих государств. Политический подтекст торговых отношений с Кремлем ясно об этом говорит.
Благодаря альтернативным маршрутам, у Москвы больше нет возможности активно и эффективно влиять на внутреннюю политику ЕС через оказание экономического и энергетического давления на руководство Союза. Да и многие страны рассматривают российское сырье исключительно как товар. Однако все еще существует огромное желание Кремля играть по старым правилам, и чтобы давить непосредственно на ЕС, а не Украину, которая потом косвенно нажмет на партнеров по европейскому дому, России и нужен СП-2. Это создает проблему, признается автор.
«Красный газ»
В Европе декларируется «либеральный рынок», поэтому с целью практического подтверждения данного тезиса, Брюссель буквально бросился применять мощь регуляторных функций против монополиста из России «Газпрома». Сначала создавались общие правила. Ныне их принимают едва ли не персонально против холдинга. В этом нет «предвзятости» или «необъективности»: жесткая борьба предполагает использование разного инструментария. Злоупотребление должно быть прекращено.
Однако даже таких «газпромовских» ограничений кое-кому из политиков в ЕС кажется недостаточно. Они требуют переступить границы и действовать еще более жестко в отношении «Газпрома». Но принятие таких мер в силу законодательства ЕС требует полного единодушия и общего согласия на принятие решения. Чрезмерное, вне здравого смысла ограничение для «Газпрома» или другого поставщика поставит под сомнение легитимность и объективность законодательства и норм ЕС, подорвет доверие к Союзу.
В Европе должна быть найдена политическая воля для выработки и проведения единой политики безопасности, обеспечивающей защиту, в том числе и от экономических посягательств, резюмировал эксперт.
Николай Грицай