Причину невыдачи кредита не назовём: почему банки РФ не пошли на уступки
2 918

Причину невыдачи кредита не назовём: почему банки РФ не пошли на уступки

Закредитованность россиян неуклонно растет. Причем в большинстве случаев заемные деньги тратятся на поддержание привычного уровня жизни. В 2020 году скопилось 560 млрд рублей долгов по кредитам, выданных наличными.


На этом фоне депутаты РФ предложили обязать банки раскрывать причину отказа в займе. Но Ассоциация банков России (АБР) выступила против этой инициативы. Почему финансовые организации предпочитают скрывать информацию от клиентов?

Кредит не выдадим, причину не назовем


Сегодня российские банки могут отказаться заключать кредитный договор с клиентом без объяснения причин. Если речь идет о потребительском кредите, то детали отказа не называются почти никогда.

Законодатели России предположили, что если кредиторы начнут отчитываться перед клиентами, давая «мотивированное объяснение» о причине отказа, это улучшит ситуацию с займами и финансовым положением граждан.

Но в АБР выступили против такой инициативы. Отмечается, что это не только противоречит сохранению коммерческой тайны, которая распространяется на внутренние модели оценки платежеспособности клиентов, но и может значительно увеличить количество дефолтов по кредитам.


Почему банки РФ не пошли на уступки?


За первые три квартала 2020 года число займов в России, по которым платежи не вносились более трех месяцев, достигло 12,6 млн единиц. Если инициативу примут, а банки обяжут раскрывать причину отказов, ситуация может усугубиться. Почему финансовые организации отказываются раскрывать детали?

Во-первых, речь идет о безопасности. Считается, что если клиент будет знать все причины отказа, это поможет недобросовестным гражданам манипулировать системой. При повторной заявке они могут утаить какую-то информацию, или сфальсифицировать справку с нужным уровнем дохода. Такая система приведет к огромному количеству просрочек по кредитам, а некоторые банки и вовсе могут обанкротиться, не получая деньги от недобросовестных заемщиков.

Во-вторых, сама система не позволяет называть причину отказа по каждому случаю. Сегодня в большинство банков применяют различные экспертные системы (скоринг). Они необходимы для сокращения времени рассмотрения заявки. Сотрудник банка, который общается с клиентом, зачастую, не знает причину отказа. Принятие инициативы значительно усложнит работу банков и увеличит время рассмотрения заявки.

Нужно отметить, что банки, разумеется, могли бы инвестировать в организацию более тщательного мониторинга своих клиентов при выдаче кредитов, однако это дополнительная статья расходов, которое, разумеется, государства этим организациям компенсировать не будет. Именно поэтому банки попросту не хотят раскрывать детали отказа выдачи займов.

Нужно отметить, что банки могли бы инвестировать в организацию более тщательного мониторинга своих клиентов при выдаче кредитов, однако это дополнительная статья расходов, которую, разумеется, государство компенсировать не будет. Именно поэтому банки попросту не хотят раскрывать детали отказа выдачи займов.

Илья Круглей
  • pixabay.com, banklab.ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас