Риски навигации по Севморпути
Желание заработать толкает российские компании на риск. В СМИ уже заявили, что Россия-де включилась в гонку и вот-вот получит мега-прибыль, заполонив Азию газом через СМП, но это не так. К примеру, компания «Новатэк», даже зная, что навигация по СМП заканчивается в декабре и начинается в марте, отправила без сопровождения ледоколов два пробных груза СПГ. По планам отправка еще нескольких газовозов в Азию.
Однако корпорация «Росатом» открыто предупреждает, что уже совсем скоро попытки судоходства без сопровождения ледоколов могут закончиться плачевно. Самостоятельные рейсы рисковое дело, а скоро станут совсем невозможны. Впрочем, спешка производителя понятна и оправдана по вполне очевидным причинам.
Временные «рекорды»
Так что по мнению экспертов, «Новатэк», как главный российский производитель СПГ, не сможет воспользоваться галопом азиатских цен на сырье и заработать на продаже своей продукции.
Во-первых, огромные цены на газ из-за холодов являются временным и ажиотажным явлением, они будут весьма скоро балансироваться и опускаться. И, во-вторых, у «Новатэка» есть лишь незначительные свободные объемы готового сырья, а рынок требует очень много топлива, которое еще нужно произвести. К тому же компания испытывает недостаток танкеров для доставки произведенной продукции заказчику.
В целом, российский производитель не поставил на перегретый рынок Азии ни одного спота во время «ценового ралли». Все из-за вышеуказанных проблем. «Новатэку» приходится быстро переориентироваться, так как с осени все мощности производства брошены на поставки газа в Европу по контракту, а премиальным оказался рынок Азии.
Так что начинать российской компании надо с попытки получить разрешение у своих европейских клиентов на перенаправление части законтрактованного топлива в Азию, и дальше по списку устранять вышеуказанные препятствия пока спрос не упал из-за огромного предложения конкурентов.
Николай Грицай