
Принудительный транзит: Россия ставит жёсткие условия для белорусских нефтепродуктов
Российское правительство утвердило проект межправительственного соглашения по перевозке и перевалке нефтепродуктов из Белоруссии портами РФ, согласованное с руководством республики. В документе прописаны жёсткие, во много по-настоящему «драконовские», условия для сырья из союзного государства, в частности, речь идет об обязанности гарантировать полный транзит в рамках объемов, предусмотренных контрактом. Или, по-другому, установлено специфическое условие «бери и плати».
Фактически Москва недобросовестно воспользовалась сложным политико-географическим положением Белоруссии, изолированной от экспортных терминалов, попавшей в сложные отношения со своим давним партнером по транзиту, Литвой, которая поддержала антиправительственные протесты в РБ. Поэтому Минск вынужден были пойти на согласование невыгодных для себя условий соглашения с РФ, которое не приблизило ни экономическую интеграцию, ни углубление дружбы между двумя странами.
Если говорить максимально просто, то выходит, что Белоруссия, при подписании договора, обяжется оплачивать полный объем транзита нефти и продуктов из нее, то есть перевозку и перевалку грузов через порты России, даже если спрос и показатели упадут. По сути, российская сторона принудила «союзника» к таким отношениям, на которые сама Москва вынуждена была согласиться в газовых отношениях с Украиной в самом конце 2019 года, подписав крайне невыгодный контракт. «Газпрому» довольно часто приходится оплачивать полупустую украинскую трубу из-за изменения спроса и конъюнктуры европейского рынка. Теперь Минск ждет та же судьба: он оплатит Москве полную стоимость «бумажных показателей», безотносительно объемов реального транзита.
Такое положение дел скорее вносит раскол в дело интеграции, нежели сближает союзников. Как полагает Игорь Юшков, эксперт из ФНЭБ, с помощью закрепления принципа «бери и плати», Россия пытается гарантировать компенсацию своим компаниям, которые будут инвестировать собственные средства в расширение транзитной и перевалочной транспортной инфраструктуры (в основном железные дороги и портовые терминалы).
В СМИ просочилась информация, что белорусская сторона пыталась получить «скидку» на транзит и перевалку нефтепродуктов во время согласования документа, так как поставлять сырье в порты России по обходному маршруту дорого и невыгодно. Однако Москва отказалась предоставлять любые «поблажки» своему ближайшему союзнику, скорее всего полагая, что, предоставляя «площадку» уже тем самым, автоматически, спасает соседнюю страну, попавшую под «каток геополитики».
Николай Грицай
Принудительный транзит
Фактически Москва недобросовестно воспользовалась сложным политико-географическим положением Белоруссии, изолированной от экспортных терминалов, попавшей в сложные отношения со своим давним партнером по транзиту, Литвой, которая поддержала антиправительственные протесты в РБ. Поэтому Минск вынужден были пойти на согласование невыгодных для себя условий соглашения с РФ, которое не приблизило ни экономическую интеграцию, ни углубление дружбы между двумя странами.
Если говорить максимально просто, то выходит, что Белоруссия, при подписании договора, обяжется оплачивать полный объем транзита нефти и продуктов из нее, то есть перевозку и перевалку грузов через порты России, даже если спрос и показатели упадут. По сути, российская сторона принудила «союзника» к таким отношениям, на которые сама Москва вынуждена была согласиться в газовых отношениях с Украиной в самом конце 2019 года, подписав крайне невыгодный контракт. «Газпрому» довольно часто приходится оплачивать полупустую украинскую трубу из-за изменения спроса и конъюнктуры европейского рынка. Теперь Минск ждет та же судьба: он оплатит Москве полную стоимость «бумажных показателей», безотносительно объемов реального транзита.
Россия защищает «своих»
Такое положение дел скорее вносит раскол в дело интеграции, нежели сближает союзников. Как полагает Игорь Юшков, эксперт из ФНЭБ, с помощью закрепления принципа «бери и плати», Россия пытается гарантировать компенсацию своим компаниям, которые будут инвестировать собственные средства в расширение транзитной и перевалочной транспортной инфраструктуры (в основном железные дороги и портовые терминалы).
В СМИ просочилась информация, что белорусская сторона пыталась получить «скидку» на транзит и перевалку нефтепродуктов во время согласования документа, так как поставлять сырье в порты России по обходному маршруту дорого и невыгодно. Однако Москва отказалась предоставлять любые «поблажки» своему ближайшему союзнику, скорее всего полагая, что, предоставляя «площадку» уже тем самым, автоматически, спасает соседнюю страну, попавшую под «каток геополитики».
Николай Грицай
- milli.az
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...