
Принудительный транзит: Россия ставит жёсткие условия для белорусских нефтепродуктов
Российское правительство утвердило проект межправительственного соглашения по перевозке и перевалке нефтепродуктов из Белоруссии портами РФ, согласованное с руководством республики. В документе прописаны жёсткие, во много по-настоящему «драконовские», условия для сырья из союзного государства, в частности, речь идет об обязанности гарантировать полный транзит в рамках объемов, предусмотренных контрактом. Или, по-другому, установлено специфическое условие «бери и плати».
Фактически Москва недобросовестно воспользовалась сложным политико-географическим положением Белоруссии, изолированной от экспортных терминалов, попавшей в сложные отношения со своим давним партнером по транзиту, Литвой, которая поддержала антиправительственные протесты в РБ. Поэтому Минск вынужден были пойти на согласование невыгодных для себя условий соглашения с РФ, которое не приблизило ни экономическую интеграцию, ни углубление дружбы между двумя странами.
Если говорить максимально просто, то выходит, что Белоруссия, при подписании договора, обяжется оплачивать полный объем транзита нефти и продуктов из нее, то есть перевозку и перевалку грузов через порты России, даже если спрос и показатели упадут. По сути, российская сторона принудила «союзника» к таким отношениям, на которые сама Москва вынуждена была согласиться в газовых отношениях с Украиной в самом конце 2019 года, подписав крайне невыгодный контракт. «Газпрому» довольно часто приходится оплачивать полупустую украинскую трубу из-за изменения спроса и конъюнктуры европейского рынка. Теперь Минск ждет та же судьба: он оплатит Москве полную стоимость «бумажных показателей», безотносительно объемов реального транзита.
Такое положение дел скорее вносит раскол в дело интеграции, нежели сближает союзников. Как полагает Игорь Юшков, эксперт из ФНЭБ, с помощью закрепления принципа «бери и плати», Россия пытается гарантировать компенсацию своим компаниям, которые будут инвестировать собственные средства в расширение транзитной и перевалочной транспортной инфраструктуры (в основном железные дороги и портовые терминалы).
В СМИ просочилась информация, что белорусская сторона пыталась получить «скидку» на транзит и перевалку нефтепродуктов во время согласования документа, так как поставлять сырье в порты России по обходному маршруту дорого и невыгодно. Однако Москва отказалась предоставлять любые «поблажки» своему ближайшему союзнику, скорее всего полагая, что, предоставляя «площадку» уже тем самым, автоматически, спасает соседнюю страну, попавшую под «каток геополитики».
Николай Грицай
Принудительный транзит
Фактически Москва недобросовестно воспользовалась сложным политико-географическим положением Белоруссии, изолированной от экспортных терминалов, попавшей в сложные отношения со своим давним партнером по транзиту, Литвой, которая поддержала антиправительственные протесты в РБ. Поэтому Минск вынужден были пойти на согласование невыгодных для себя условий соглашения с РФ, которое не приблизило ни экономическую интеграцию, ни углубление дружбы между двумя странами.
Если говорить максимально просто, то выходит, что Белоруссия, при подписании договора, обяжется оплачивать полный объем транзита нефти и продуктов из нее, то есть перевозку и перевалку грузов через порты России, даже если спрос и показатели упадут. По сути, российская сторона принудила «союзника» к таким отношениям, на которые сама Москва вынуждена была согласиться в газовых отношениях с Украиной в самом конце 2019 года, подписав крайне невыгодный контракт. «Газпрому» довольно часто приходится оплачивать полупустую украинскую трубу из-за изменения спроса и конъюнктуры европейского рынка. Теперь Минск ждет та же судьба: он оплатит Москве полную стоимость «бумажных показателей», безотносительно объемов реального транзита.
Россия защищает «своих»
Такое положение дел скорее вносит раскол в дело интеграции, нежели сближает союзников. Как полагает Игорь Юшков, эксперт из ФНЭБ, с помощью закрепления принципа «бери и плати», Россия пытается гарантировать компенсацию своим компаниям, которые будут инвестировать собственные средства в расширение транзитной и перевалочной транспортной инфраструктуры (в основном железные дороги и портовые терминалы).
В СМИ просочилась информация, что белорусская сторона пыталась получить «скидку» на транзит и перевалку нефтепродуктов во время согласования документа, так как поставлять сырье в порты России по обходному маршруту дорого и невыгодно. Однако Москва отказалась предоставлять любые «поблажки» своему ближайшему союзнику, скорее всего полагая, что, предоставляя «площадку» уже тем самым, автоматически, спасает соседнюю страну, попавшую под «каток геополитики».
Николай Грицай
- milli.az
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

Wildberries и Ozon захватывают рынок
Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение Wildberries из-за обновленной оферты, в которой говорится об обязательном открытии счетов в дочернем...

В Приморье появится новый деревообрабатывающий завод
Компания «ДЛПК» планирует построить в Приморском крае (на территории свободного порта Владивосток) деревообрабатывающий завод. Сообщается, что инвестиции в...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...

Украинцы по ошибке подорвали танкер с казахской нефтью
Они просто перепутали. Судно грузилось в Усть-Луге – российский порт. Украинцы просто документы не видели таможенные...