Действительно «тяжелый» транспортный
Для Украины такой самолет действительно необходим. Однако власть с 2014 года делала все, чтобы важной и наукоемкой отрасли не стало в буквальном смысле слова. Госпредприятие было расформировано и отдано в ГК Укроборонпром, а связи с Россией немедленно разорваны. С тех пор не было произведено ни одного самолета, а заказанные клиентами (в том числе, внутренними) машины числятся как находящиеся «в производстве» уже несколько лет.
И вот на совещании государственного концерна уже в новом году было принято решение, что производство транспортника Ан-74 «можно реанимировать» на Харьковском государственном авиазаводе. Который, кстати, не имел госзаказов на производство самолетов с 2012 года. А последнее воздушное судно было выпущено в далеком 2014 году.
Разумеется, теперь у правительства Украины одна надежда: на создаваемое Агентство оборонных технологий и острую необходимость комплектации вооруженных сил страны, выступающих главным заказчиком. Наверно, это очень поможет.
Без России
Собравшиеся чиновники постановили не только возобновить, но и модифицировать «совершенную машину» для «нужд украинской армии». Теперь на плечи ГК ложится задача совместить желаемое с действительностью, когда половина научного персонала предприятия утрачена из-за многолетнего кризиса.
Еще в 2019 году была анонсирована закупка 13 модификаций самолетов Антонова для нужд МВД. Но сделка так и не состоялась по разным причинам. Так же, как и договора с Перу и Китаем. Ничто не указывает на успешную реализацию «нового» заказа в этом году. И вообще не известно, будет ли реально восстановлено производство Ан-74 уже для нужд украинской армии.
Тем не менее речь уже идет о конкретном оборонном заказе, что считается предтечей реальной сделки. Главное, что в отраслевом ведомстве учли ошибки предыдущих пиар-компаний по «возобновлению» украинского самолетостроения – отныне не называются конкретные цифры, даты и планы. Просто декларируется «намерение» и подписывается меморандум.
А пока что приходится «реанимировать» не самолет, а предприятие, Харьковский авиазавод, предназначенное для выпуска АН-74. С этой целью Министерство стратегической промышленности Украины и ГК «Укроборонпром» выбивают средства из госбюджета на нужды реформирования и модернизации самого завода.
Николай Грицай