Экономическое обозрение

США не «догнать» российский СПГ: не поможет даже альтернативный маршрут в Азию

США не «догнать» российский СПГ: не поможет даже альтернативный маршрут в Азию
Целая армада танкеров-газовозов с сырьем из сланцевых месторождений США идет вереницей в Азию, выбрав альтернативный маршрут, пытаясь успеть попасть на «ценовое ралли». Суммарно, суда перевозят почти 3 млрд кубометров газа. Так называемое «окно» высочайших цен на топливо временное, что заставляет поставщиков спешить. Да и российский СПГ с Новатэковского Ямала «не дремлет», благодаря Севморпути пробиваясь на рынки Азии очень и очень быстро, хотя и с риском. Такие выводы можно сделать взглянув на карты маршрутов танкеров, отслеживаемых ресурсом Marinetraffic.


«Альтернативный» Суэцкий канал


Образовавшиеся в декабре-январе «пробки» в Панамском канале, на обычном пути следования судов, заставили трейдеров искать альтернативные пути доставки топлива, переживающего пик спроса и стоимости. Неожиданно, привлекательным оказался старый маршрут через Европу и Суэцкий канал.

По этому маршруту и пошел целый «поезд» из СПГ-танкеров с сырьем из США. Всю цепочку из 30 судов, хорошо обозначил на карте судоходных путей блогер RonH999, разместив у себя в Твиттере иллюстрацию «вереницы» танкеров, соединив их образной линией. Данные он брал с портала Marinetraffic.

Вот он, «поезд», загруженный американским СПГ, рвущийся на юго-восток Азии

– комментирует свое изображение пользователь социальной сети.



Это утверждение нетрудно проверить и подтвердить с помощью любой автоматизированной системы отслеживания мировой торговой навигации, которая предоставляет открытый доступ к контрольной информации (например, Vesselfinder).

США «не догнать» российский СПГ


Желание поставщиков сырья из США как можно быстрее попасть в Азию, радующую высокими ценами и стабильным высоким спросом, вызвано не только этими главными экономическими стимуляторами, но и отсутствием конкуренции. Но именно в этом регионе она возможна, как нигде более. Именно в Азии идет формирование базы для потребления СПГ, которая претерпевает серьезное переформатирование и обретает новые премиальные рынки и маршруты.

В частности, речь идет о российском СПГ и его выгодном «сотрудничестве» с Севморпутем. К примеру, американский груз даже с учетом «быстрого» маршрута через Суэцкий канал, без пробок и проволочек, занимает не менее 4 недель. При этом сроки доставки по Северному морскому пути российского топлива достигли показателя менее, чем три недели. А это существенно.

Иными словами, наконец, идея Севморпути как «шелкового пути» в Азию, начинает приобретать вид законченной концепции и обретает черты прибыльного вложения. Однако стоит помнить, что пока что объемы поставок российского и американского СПГ несопоставимы. России необходимо срочно подключать всю свою армаду ледоколов, чтобы сохранить навигацию и в зимний сезон, тогда топливу из США будет точно не догнать наше отечественное сырье, какими бы маршрутами они ни пользовались.

В противном случае, российский сжиженный газ ждет поражение. Показателен пример, случившийся с танкером «Николай Евгенов», который при попытке доставки партии по Севморпути уже в период окончания навигации, потерся во льдах и испортив себе силовую установку, пошел обратно в обход Арктики.

Николай Грицай

Использованы фотографии: marinetraffic.com; https://twitter.com/Ronh999/status/1356239813947645953

Мы в Мы в Яндекс Дзен