Экономическое обозрение

Вагонные споры: Россия запретила поставки украинских колес

Вагонные споры: Россия запретила поставки украинских колес
Отныне производители из Украины не смогут ввозить в РФ железнодорожные колеса, колесные пары и рамы тележек для грузовых вагонов. Надо сказать, что «вагонные споры» по данному вопросу идут далеко не первый год.


Отечественные производители подобной продукции давно уже прилагают немало усилий к тому, чтобы не просто «подвинуть» украинских конкурентов, а и вовсе избавиться от них раз и навсегда.

Так, еще в 2018 году соответствующие действия предприняли представители двух российских предприятий - Выксунского металлургического завода и Нижнетагильского металлургического комбината. После рассмотрения их обращения в соответствующие инстанции была введена антидемпинговая пошлина на украинские колеса, имевшая внушительный размер – 34,22%. Впрочем, стоило год спустя на российском рынке образоваться дефициту таких изделий, а их цене – ощутимо вырасти, пошлину сняли.

Тем не менее, в июне прошлого года ограничение вернули. Возможно, этому способствовали выводы Евразийской экономической комиссии, эксперты которой в своем докладе утверждали, что отмена пошлины удешевлению колес не способствовала, а только лишь открыла доступ на российский рынок чужому производителю. Собственно говоря, срок действий ограничения, согласно постановлению правительства, истек 21 января нынешнего года. Однако, вместо его продления или снятия, там решили запретить ввоз украинских колес, как таковой.

Причин у такого решения видится три – одна внутриэкономическая и две внешнеполитические. Что касается сугубо российских дел, то отечественный Минтранс ратовал за прекращение украинского импорта еще в прошлом году. Резоны при этом приводились вполне практические: в связи с пандемией коронавируса объем железнодорожных перевозок, и, соответственно, количество необходимых для них вагонов, существенно снизились. С обеспечением имеющейся потребности в колесах совершенно без проблем справляется наша промышленность. Более того, их предложение, согласно прогнозам экспертов, в нынешнем году превысит спрос на целых полмиллиона единиц. Зачем же еще и ввозить?

Дальше уже начинается чистой воды политика. Дело в том, что Киев, идя на поводу у своих американских хозяев, в последнее время проводит все более агрессивную санкционную политику против Китая. Производимым там колесам дорога на рынок «нэзалэжной» закрыта. Что ж, в нашей стране решили поддержать одного из главных экономических партнеров, «зеркально» ответив Украине. Красивый жест в сторону Пекина, да еще и выгодный нам экономически.

При этом не следует забывать и о том, что в «нэзалэжной» основными производителями тех наименований металлургической продукции, о которых у нас идет речь выступают компании, входящие в финансово-промышленную группу «Интерпайп» олигарха Олега Пинчука, который, вообще говоря, пребывает под санкциями Москвы уже достаточно долгое время.

При этом хитрый бизнесмен до поры до времени находил способы обходить ограничения, ввозя свою продукцию через целую сеть посреднических фирм из Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов и даже России. Расследованием этих сомнительных схем в нашей стране занялись лишь весной прошлого года. Как видно – не без конкретных результатов и «оргвыводов». До окончательного решения руки дошли только сейчас, но лучше уж позже, чем никогда.

Железнодорожные колеса прибавились к достаточно внушительному списку «невъездной» украинской продукции, ранее приносившей неплохие прибыли заводам и фабрикам – бульдозеры и трубоукладчики, сами трубы и проволока, стальная сетка и эмалированная посуда... Россия понемногу избавляется от импорта из ставшей «небратской» соседки, благо, заменить его отечественной продукцией не проблема. Украинские производители, чьи товары, вопреки обещаниям, пускать на европейский рынок никто не собирается, подсчитывают очередные убытки. Но тут уж – «за что боролись...»

Автор: Александр Харалужный

Использованы фотографии: Википедия/Железнодорожный грузовой вагон

Мы в Мы в Яндекс Дзен