Швейцарские банки: надёжность превратилась в миф
32 521

Швейцарские банки: надёжность превратилась в миф

Разговор об исключительности банков Швейцарии можно вести с принятия в этой стране в 1934 году специального закона «О банковской деятельности», установившего и закрепившего два «краеугольных камня», которые легли в основу той самой надежности финансовых учреждений, что впоследствии стала как бы нормой Речь идет о юридически зафиксированном принципе тайны банковских вкладов и введении уголовной ответственности за ее нарушение.


В данном случае под банковской тайной подразумевается практически вся личная информация, предоставляемая клиентом учреждению при открытии там счета или депозита – от паспортных данных до размеров вклада и видов валют, в которых он сделан. Сведения об операциях со счетами, сроках размещения средств и величине получаемых с них процентов также являются сугубо конфиденциальными и оглашению не подлежат – даже по требованию государственных органов.

Так что же, в тамошних сейфах и депозитариях можно надежно укрыть любые, даже самые «грязные» деньги и капиталы сомнительного происхождения? И совершенно не волноваться о том, что до них когда-либо доберутся вездесущие иные финансовые инспекторы либо полиция? Если верить откровениям некоторых бывших сотрудников банковской системы Швейцарии, именно так когда-то дело и обстояло. По их признаниям, через тамошние банки с использованием оффшорных счетов и прочих хитрых незаконных схем гражданами различных государств от налогообложения были укрыты колоссальные суммы.

Тем не менее, со временем даже эта несокрушимая твердыня начала «давать трещины». Надёжность швейцарских банков превратилась в миф.

Первыми принудили к сотрудничеству швейцарских банкиров Соединенные Штаты, в 2010 году заставившие правительство страны подписать соглашение, позволившее американским властям получить от крупнейшего финансового холдинга UBS Group AG данные о почти 4 с половиной тысячах собственных граждан, которые подозревались в уклонении от налогов. С 2013 года в Швейцарии действует закон о международной помощи в вопросах налогообложения. А с 2017 года там вступил в силу и еще один нормативный акт – касательно «международного автоматического финансового обмена».

В соответствии с ним бывшие когда-то совершенно «закрытыми» швейцарские банки сегодня обязаны собирать и передавать налоговым органам около 40 стран-партнеров данные о счетах и депозитах их резидентов. В основном речь идет о странах Европейского союза, но начиная с 2018 года в этот перечень входит также и Россия. Не следует забывать также и о том, что конфиденциальность банковской тайны даже в Швейцарии может быть нарушена по соответствующему запросу прокуратуры или суда – если, конечно, в нем будет заключаться обоснованное доказательство того, что требуемые данные необходимы для расследования того или иного уголовного дела. А если суд американский, то для "нейтральной" Швейцарии любой запрос становится "обоснованным", по понятным причинам...

Еще ранее, в 2006 году власти Швейцарии заявили о том, что согласны содействовать ООН и Всемирному банку в возвращении государствам, заявившим соответствующие претензии денежных средств их бывших правителей, признанных диктаторами. Насколько известно, страны «третьего мира» сумели получить таким образом более полутора миллиардов долларов. Очевидно, услышав об этом самозваная «президент» Белоруссии Светлана Тихановская не так давно заявила о намерении посетить Швейцарию и добиться от местных властей ... «блокирования средств Александра Лукашенко», якобы тайно размещенных в швейцарских банках.

Смелое заявление – и фантастически невежественное юридически (особенно в устах лица, претендующего на пост главы государства). Банковская тайна в швейцарских банках, безусловно, не является абсолютной. Однако нарушить ее неприкосновенность возможно лишь в исключительных случаях, имея на руках серьезные документы, подтверждающие крайне веские основания подобного требования. И уж точно рассчитывать на такое могут исключительно представители организаций и структур, имеющих влияние и вес во всемирном масштабе, а не проходимцы с улицы.

Банки Швейцарии – это настоящее «государство в государстве», насчитывающее около 250 структур с суммарным капиталом, еще не так давно оценивавшимся в 3 с лишним триллиона швейцарских франков. Их деятельность подконтрольна федеральному органу надзора за финансовым рынком (FINMA) и защищается специальным омбудсменом и могущественной Ассоциацией швейцарских банкиров. Но это внешне. При вмешательстве со стороны всё тех же США швейцарские банки никакой тайны вклада уже не гарантируют. Это свидетельствует о том, что и швейцарский нейтралитет - тоже не более чем миф.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас