Экономическое обозрение

Литва никак не может уйти от электроэнергии с БелАЭС

Литва никак не может уйти от электроэнергии с БелАЭС
Литва добросовестно пытается «уйти» от энергии из Белоруссии, выработанной на БелАЭС, но никак не может этого сделать в реальности. На это почти открыто намекает генеральный директор оператора электрических сетей Литвы Litgrid Рокас Масюлис. Политическое решение об «уходе» от потребления, приобретения и транспортировки «вражеской» электроэнергии с БелАЭС в Литве, равно как и в Латвии, Эстонии, принято давно, но реализовать его экономически все никак не получается.


Синхронизация с Европой


По словам чиновника, Литва эту электроэнергию официально не покупает. Но если кто-либо другой на территории республики или вне её это делает (имеется в виду на свободном рынке), то она может «перетекать» в энергосистему через соединение с общей с Белоруссией сетью.

И это будет до тех пор, очевидно, пока мы не проведем синхронизацию с Европой и не отключимся от общей с Белоруссией энергетической системы

- подчеркнул Масюлис.

По мнению главы Litgrid, проблема в том, что литовская часть системы входит в общую БРЭЛЛ, объединяющую энергосети государств, давших заглавные буквы для этой аббревиатуры, то есть Белоруссии, России, и стран Прибалтики.

На начало февраля, по данным председателя комитета парламента по национальной безопасности и обороне Лауринаса Касчюнаса, доля энергии, выработанной на БелАЭС, в республике составляла 12%. Или, если говорить в денежном эквиваленте, 11 млн евро.

Проблемы только у Литвы


Парламент Литвы запретил как закупку, так и импортный транзит электроэнергии с БелАЭС, считая ее возведенной с нарушениями ТБ и представляющей, очевидно, угрозу для «национальной безопасности» республики. Но принять закон проще, чем привести его в исполнение.

Еще в прошлом году Службой по регулированию в отрасли энергетики Литвы была аннулирована лицензия на импорт электричества из соседнего государства, что, по замыслу, должно было прекратить поступление «запретной» энергии в страну. Но этого не произошло.

После начала опытной, а затем и коммерческой эксплуатации АЭС в Островце, объемы обмена (торговли и транзита) электроэнергией между РФ и странами Балтии увеличились почти в 4 раза. Разумно предположить, что при покупке российскими трейдерами поставок с БелАЭС, партии транспортируют через общую систему, отчего они попадают в «запретную зону» кольца БРЭЛЛ.

Мы ее не покупаем, деньги за нее не платятся, но она перетекает через нас. Но, главное, чтобы не было коммерческой составляющей, иначе будет финансирование атомной отрасли соседнего государства

- резюмировал Масюлис.

Автор:

Использованы фотографии: Аркадий Сухонин/Росатом

Мы в Мы в Яндекс Дзен