
Литва никак не может уйти от электроэнергии с БелАЭС
Литва добросовестно пытается «уйти» от энергии из Белоруссии, выработанной на БелАЭС, но никак не может этого сделать в реальности. На это почти открыто намекает генеральный директор оператора электрических сетей Литвы Litgrid Рокас Масюлис. Политическое решение об «уходе» от потребления, приобретения и транспортировки «вражеской» электроэнергии с БелАЭС в Литве, равно как и в Латвии, Эстонии, принято давно, но реализовать его экономически все никак не получается.
По словам чиновника, Литва эту электроэнергию официально не покупает. Но если кто-либо другой на территории республики или вне её это делает (имеется в виду на свободном рынке), то она может «перетекать» в энергосистему через соединение с общей с Белоруссией сетью.
- подчеркнул Масюлис.
По мнению главы Litgrid, проблема в том, что литовская часть системы входит в общую БРЭЛЛ, объединяющую энергосети государств, давших заглавные буквы для этой аббревиатуры, то есть Белоруссии, России, и стран Прибалтики.
На начало февраля, по данным председателя комитета парламента по национальной безопасности и обороне Лауринаса Касчюнаса, доля энергии, выработанной на БелАЭС, в республике составляла 12%. Или, если говорить в денежном эквиваленте, 11 млн евро.
Парламент Литвы запретил как закупку, так и импортный транзит электроэнергии с БелАЭС, считая ее возведенной с нарушениями ТБ и представляющей, очевидно, угрозу для «национальной безопасности» республики. Но принять закон проще, чем привести его в исполнение.
Еще в прошлом году Службой по регулированию в отрасли энергетики Литвы была аннулирована лицензия на импорт электричества из соседнего государства, что, по замыслу, должно было прекратить поступление «запретной» энергии в страну. Но этого не произошло.
После начала опытной, а затем и коммерческой эксплуатации АЭС в Островце, объемы обмена (торговли и транзита) электроэнергией между РФ и странами Балтии увеличились почти в 4 раза. Разумно предположить, что при покупке российскими трейдерами поставок с БелАЭС, партии транспортируют через общую систему, отчего они попадают в «запретную зону» кольца БРЭЛЛ.
- резюмировал Масюлис.
Синхронизация с Европой
По словам чиновника, Литва эту электроэнергию официально не покупает. Но если кто-либо другой на территории республики или вне её это делает (имеется в виду на свободном рынке), то она может «перетекать» в энергосистему через соединение с общей с Белоруссией сетью.
И это будет до тех пор, очевидно, пока мы не проведем синхронизацию с Европой и не отключимся от общей с Белоруссией энергетической системы
- подчеркнул Масюлис.
По мнению главы Litgrid, проблема в том, что литовская часть системы входит в общую БРЭЛЛ, объединяющую энергосети государств, давших заглавные буквы для этой аббревиатуры, то есть Белоруссии, России, и стран Прибалтики.
На начало февраля, по данным председателя комитета парламента по национальной безопасности и обороне Лауринаса Касчюнаса, доля энергии, выработанной на БелАЭС, в республике составляла 12%. Или, если говорить в денежном эквиваленте, 11 млн евро.
Проблемы только у Литвы
Парламент Литвы запретил как закупку, так и импортный транзит электроэнергии с БелАЭС, считая ее возведенной с нарушениями ТБ и представляющей, очевидно, угрозу для «национальной безопасности» республики. Но принять закон проще, чем привести его в исполнение.
Еще в прошлом году Службой по регулированию в отрасли энергетики Литвы была аннулирована лицензия на импорт электричества из соседнего государства, что, по замыслу, должно было прекратить поступление «запретной» энергии в страну. Но этого не произошло.
После начала опытной, а затем и коммерческой эксплуатации АЭС в Островце, объемы обмена (торговли и транзита) электроэнергией между РФ и странами Балтии увеличились почти в 4 раза. Разумно предположить, что при покупке российскими трейдерами поставок с БелАЭС, партии транспортируют через общую систему, отчего они попадают в «запретную зону» кольца БРЭЛЛ.
Мы ее не покупаем, деньги за нее не платятся, но она перетекает через нас. Но, главное, чтобы не было коммерческой составляющей, иначе будет финансирование атомной отрасли соседнего государства
- резюмировал Масюлис.
- Николай Грицай
- Аркадий Сухонин/Росатом
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...