
Четвёртая промышленная революция: лидерство Китая неоспоримо
Именно с такой оценкой выступили эксперты Всемирного экономического форума (WEF) в своем фундаментальном докладе, подготовленном в соавторстве с аналитиками McKinsey. Впрочем, для доказательства выдвинутого ими тезиса не нужны мудреные выкладки – предостаточно будет и элементарной арифметики. Близость того или иного государства к состоянию той самой пресловутой «Индустрии 4.0» оценивается сегодня по количеству заводов и фабрик, производственные процессы на которых полностью или по большей части автоматизированы. И тут результат однозначен. Лидерство Китая неоспоримо.
Китай, еще сравнительно недавно ставивший своей задачей достижение паритета в данном вопросе со странами Запада, сейчас опередил их, причем намного. Во всем мире «предприятий будущего» насчитывается 69. Два десятка из них принадлежат Поднебесной, 19 – различным странам европейского Союза. Соединенные Штаты могут похвастать 7 такими заводами, Япония – лишь 5. Но это – если говорить об уже действующих производствах. Среди строящихся и готовящихся к запуску подобных заводов на долю КНР, экономика которой растет со скоростью, превосходящей темпы любых конкурентов, приходится ровно треть. Следовательно, в скором времени разрыв увеличится еще больше.
При этом специалисты WEF вынуждены признать, что злую шутку с Западом в данном случае сыграли как раз принципы «свободной рыночной экономики» и частного предпринимательства. Дело в том, что даже для самых крупных корпораций, находящихся в частной, а не государственной собственности переход к параметрам четвертой промышленной революции – дело чрезвычайно затратное, а то и попросту непосильное. Именно поэтому, как минимум 70% из них, по утверждению WEF «застряли» в промежуточном состоянии, которое там образно именуют «промышленным чистилищем» и не могут выйти на новый уровень развития.
В отличие от них даже частные китайские компании могут рассчитывать на поддержку государства – со всей его огромной экономической и финансовой мощью. В докладе сказано, что Поднебесная уже сегодня «находится на стадии, когда ее предприятия могут бросить вызов своим конкурентам из «развитых стран», практически в любой из наиболее передовых инновационных сфер производства – от изготовления смартфонов до создания электромобилей.
В качестве направлений, в которых китайские товарищи продвинулись наиболее далеко и достигли самых впечатляющих успехов, в документе указаны искусственные интеллект, логистика, автоматизация и цифровая трансформация. Активное внедрение в производственно-сбытовых цепях интеллектуальных цифровых технологий позволяет компаниям из Китая не только значительно сокращать производственные, транспортные и прочие накладные расходы, но и в более сжатые сроки разрабатывать все новые и новые продукты, опережая своих конкурентов и постоянно оставаясь лидерами в гонке за симпатии и предпочтения потребителей.
В WEF считают, что Европа и Япония уже выбыли из соревнования за пальму первенства в мире «Индустрии 4.0». Даже при их уровне технического развития, количество имеющихся ресурсов не позволит им развить собственные производства до масштабов, необходимых для успешной конкуренции. Она, по большей части будет вестись между Китаем и Соединенными Штатами. Впрочем, исход этого «последнего раунда», скорее всего, предрешен.
Во время следующей пятилетки, планы которой уже составлены Пекином, страна планирует продвинуться еще дальше в самых передовых технологических и научных отраслях. Крайне сомнительно, чтобы США сумели выдержать задаваемый Китаем темп в ходе четвёртой промышленной революции, а тем более, опередить его на этом пути.
Китай, еще сравнительно недавно ставивший своей задачей достижение паритета в данном вопросе со странами Запада, сейчас опередил их, причем намного. Во всем мире «предприятий будущего» насчитывается 69. Два десятка из них принадлежат Поднебесной, 19 – различным странам европейского Союза. Соединенные Штаты могут похвастать 7 такими заводами, Япония – лишь 5. Но это – если говорить об уже действующих производствах. Среди строящихся и готовящихся к запуску подобных заводов на долю КНР, экономика которой растет со скоростью, превосходящей темпы любых конкурентов, приходится ровно треть. Следовательно, в скором времени разрыв увеличится еще больше.
При этом специалисты WEF вынуждены признать, что злую шутку с Западом в данном случае сыграли как раз принципы «свободной рыночной экономики» и частного предпринимательства. Дело в том, что даже для самых крупных корпораций, находящихся в частной, а не государственной собственности переход к параметрам четвертой промышленной революции – дело чрезвычайно затратное, а то и попросту непосильное. Именно поэтому, как минимум 70% из них, по утверждению WEF «застряли» в промежуточном состоянии, которое там образно именуют «промышленным чистилищем» и не могут выйти на новый уровень развития.
В отличие от них даже частные китайские компании могут рассчитывать на поддержку государства – со всей его огромной экономической и финансовой мощью. В докладе сказано, что Поднебесная уже сегодня «находится на стадии, когда ее предприятия могут бросить вызов своим конкурентам из «развитых стран», практически в любой из наиболее передовых инновационных сфер производства – от изготовления смартфонов до создания электромобилей.
В качестве направлений, в которых китайские товарищи продвинулись наиболее далеко и достигли самых впечатляющих успехов, в документе указаны искусственные интеллект, логистика, автоматизация и цифровая трансформация. Активное внедрение в производственно-сбытовых цепях интеллектуальных цифровых технологий позволяет компаниям из Китая не только значительно сокращать производственные, транспортные и прочие накладные расходы, но и в более сжатые сроки разрабатывать все новые и новые продукты, опережая своих конкурентов и постоянно оставаясь лидерами в гонке за симпатии и предпочтения потребителей.
В WEF считают, что Европа и Япония уже выбыли из соревнования за пальму первенства в мире «Индустрии 4.0». Даже при их уровне технического развития, количество имеющихся ресурсов не позволит им развить собственные производства до масштабов, необходимых для успешной конкуренции. Она, по большей части будет вестись между Китаем и Соединенными Штатами. Впрочем, исход этого «последнего раунда», скорее всего, предрешен.
Во время следующей пятилетки, планы которой уже составлены Пекином, страна планирует продвинуться еще дальше в самых передовых технологических и научных отраслях. Крайне сомнительно, чтобы США сумели выдержать задаваемый Китаем темп в ходе четвёртой промышленной революции, а тем более, опередить его на этом пути.
- Александр Харалужный
- Из Википедии Автоматизированное производство
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Украина получила базу перелётов россиян за 16 лет. Чем это грозит
К ВСУ попали конфиденциальные данные из 664 млн записей. Взлом выявил уязвимость системы, элементы которой по-прежнему связаны с западными сервисами...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...