
Из истории появления бирж и акций
Предшественниками современных фондовых рынков являлись еще вексельные рынки и ярмарки, периодически возникавшие в 13-14 веках. Еще в 1300-х годах в Венеции ростовщиками совершались операции по продаже долговых обязательств другим кредиторам и инвесторам.
Первые биржи появились как раз в то время, когда начали совершаться сделки с товарами и векселями. В нидерландском на тот момент Антверпене в 1531 году появилась первая биржа, на ней встречались брокеры и ростовщики для обсуждения вопросов бизнеса и политики. В то время еще не существовало реальных акции, по этой причине на бирже обращались только векселя и облигации.
В то время существовали разные варианты партнерств между торговцами, они приносили доходы, примерно, как акции, но доли в бизнесе и операции с ними не оформлялись и не закреплялись официально.
По разным причинам появившиеся биржи прекратили свою деятельность во второй половине 16 века.
В современном понимании рынок акций появился в конце 16 века после образования акционерных компаний. Правительства таких государств как Нидерланды, Франция и Великобритания предоставили льготы Ост-Индским компаниям.
Ост-Индские и Вест-Индские компании стали первыми крупнейшими акционерными обществами, выпустившими свои ценные бумаги. В то время многие были заинтересованы в получении прибыли из Индии и Азии, но риски морских торговых экспедиций были слишком велики — плохая погода, навигация, а также берберийские пираты.
Голландская Ост-Индская компания в 1603 году выпустила первые бумажные акции, это дало возможность акционерам совершать с ними любые торговые операции. При подготовке экспедиций судовладельцы в начале подыскивали инвестора, готового пойти на риск и вложить средства в организацию путешествия, в обмен инвестор получал процент от выручки - если предприятие было успешным.
После первого плавания такие предприятия часто прекращали свое существование, для следующих экспедиций организовывались новые. Инвесторы вкладывали свои деньги в несколько таких компаний одновременно, таким образом распределяя риски.
С образованием Ост-Индских компаний система ведения такого бизнеса изменилась. Компании выпускали свои акции, но дивиденды приобретателям акций выплачивались по результатам всех морских экспедиций, а не после совершения одного плавания, как было ранее. Такая организация бизнеса была очень похожа на деятельность современных акционерных обществ. Подобная форма деятельности позволяла компаниям продавать свои акции по более высокой цене и строить новые корабли.
Таким образом компании получали больший приток капитала и в сочетании с королевскими хартиями, запрещающими конкуренцию, приносили большие прибыли инвесторам.
Британская Ост-Индская компания имела очень большое преимущество, обладая монополией, обеспечиваемой британской Короной. Инвесторы стали получать огромные прибыли и сколотили целые состояния, продавая свои акции. Многие стремились вложить свои средства и поучаствовать в таких экспедициях.
Вскоре в Англии началась финансовая лихорадка, поскольку правил для выпуска акций тогда еще не существовало, стали появляться множество похожих компаний, пользовавшихся привилегиями короля и выпускавшими свои акции.
Этот финансовый пузырь лопнул в тот момент, когда одна из компаний под названием South Seas Company оказалась не в состоянии выплатить дивиденды своим инвесторам. За этими событиями последовал крах многих компаний, и сложившаяся ситуация заставила правительство запретить выпуск акций, это запрет продлился до 1825 года.
Первая фондовая биржа появилась в 1773 году в Лондоне, за 19 лет до образования Нью-Йоркской биржи, в основном на бирже обращались государственные облигации, так как в Англии до середины 19 века существовал запрет на создание акционерных обществ. В то же время на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), открывшейся 17 мая 1792, обращались любые ценные бумаги с самого момента своего открытия, однако NYSE была не первой в США биржей.
Основоположницей американских бирж в США можно считать Филадельфийскую фондовую биржу, основанную в 1790 году, но самой известной и популярной в США стала все-таки Нью-Йоркская. В последующие 200 лет рос престиж биржи NYSE вместе с развитием американской экономики. И она со временем стала самой известной фондовой биржей в мире.
Лондонская фондовая биржа (LSE) стала основной биржей в Европе, но многие международные компании также продают свои акции и на Нью-Йоркской фондовой бирже. Такие государства как Япония, Франция, Германия, Китай, Швейцария также открыли свои фондовые биржи, но эти мероприятия были скорее экспериментом и испытательным полигоном для их бизнеса, пока их национальные компании не были готовы к выходу на Лондонскую, а затем и Американскую фондовые биржи.
Первые биржи появились как раз в то время, когда начали совершаться сделки с товарами и векселями. В нидерландском на тот момент Антверпене в 1531 году появилась первая биржа, на ней встречались брокеры и ростовщики для обсуждения вопросов бизнеса и политики. В то время еще не существовало реальных акции, по этой причине на бирже обращались только векселя и облигации.
В то время существовали разные варианты партнерств между торговцами, они приносили доходы, примерно, как акции, но доли в бизнесе и операции с ними не оформлялись и не закреплялись официально.
По разным причинам появившиеся биржи прекратили свою деятельность во второй половине 16 века.
В современном понимании рынок акций появился в конце 16 века после образования акционерных компаний. Правительства таких государств как Нидерланды, Франция и Великобритания предоставили льготы Ост-Индским компаниям.
Ост-Индские и Вест-Индские компании стали первыми крупнейшими акционерными обществами, выпустившими свои ценные бумаги. В то время многие были заинтересованы в получении прибыли из Индии и Азии, но риски морских торговых экспедиций были слишком велики — плохая погода, навигация, а также берберийские пираты.
Голландская Ост-Индская компания в 1603 году выпустила первые бумажные акции, это дало возможность акционерам совершать с ними любые торговые операции. При подготовке экспедиций судовладельцы в начале подыскивали инвестора, готового пойти на риск и вложить средства в организацию путешествия, в обмен инвестор получал процент от выручки - если предприятие было успешным.
После первого плавания такие предприятия часто прекращали свое существование, для следующих экспедиций организовывались новые. Инвесторы вкладывали свои деньги в несколько таких компаний одновременно, таким образом распределяя риски.
С образованием Ост-Индских компаний система ведения такого бизнеса изменилась. Компании выпускали свои акции, но дивиденды приобретателям акций выплачивались по результатам всех морских экспедиций, а не после совершения одного плавания, как было ранее. Такая организация бизнеса была очень похожа на деятельность современных акционерных обществ. Подобная форма деятельности позволяла компаниям продавать свои акции по более высокой цене и строить новые корабли.
Таким образом компании получали больший приток капитала и в сочетании с королевскими хартиями, запрещающими конкуренцию, приносили большие прибыли инвесторам.
Британская Ост-Индская компания имела очень большое преимущество, обладая монополией, обеспечиваемой британской Короной. Инвесторы стали получать огромные прибыли и сколотили целые состояния, продавая свои акции. Многие стремились вложить свои средства и поучаствовать в таких экспедициях.
Вскоре в Англии началась финансовая лихорадка, поскольку правил для выпуска акций тогда еще не существовало, стали появляться множество похожих компаний, пользовавшихся привилегиями короля и выпускавшими свои акции.
Этот финансовый пузырь лопнул в тот момент, когда одна из компаний под названием South Seas Company оказалась не в состоянии выплатить дивиденды своим инвесторам. За этими событиями последовал крах многих компаний, и сложившаяся ситуация заставила правительство запретить выпуск акций, это запрет продлился до 1825 года.
Первая фондовая биржа появилась в 1773 году в Лондоне, за 19 лет до образования Нью-Йоркской биржи, в основном на бирже обращались государственные облигации, так как в Англии до середины 19 века существовал запрет на создание акционерных обществ. В то же время на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), открывшейся 17 мая 1792, обращались любые ценные бумаги с самого момента своего открытия, однако NYSE была не первой в США биржей.
Основоположницей американских бирж в США можно считать Филадельфийскую фондовую биржу, основанную в 1790 году, но самой известной и популярной в США стала все-таки Нью-Йоркская. В последующие 200 лет рос престиж биржи NYSE вместе с развитием американской экономики. И она со временем стала самой известной фондовой биржей в мире.
Лондонская фондовая биржа (LSE) стала основной биржей в Европе, но многие международные компании также продают свои акции и на Нью-Йоркской фондовой бирже. Такие государства как Япония, Франция, Германия, Китай, Швейцария также открыли свои фондовые биржи, но эти мероприятия были скорее экспериментом и испытательным полигоном для их бизнеса, пока их национальные компании не были готовы к выходу на Лондонскую, а затем и Американскую фондовые биржи.
- Игорь Подмарков
- https://investprofit.info
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

Wildberries и Ozon захватывают рынок
Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение Wildberries из-за обновленной оферты, в которой говорится об обязательном открытии счетов в дочернем...

В Приморье появится новый деревообрабатывающий завод
Компания «ДЛПК» планирует построить в Приморском крае (на территории свободного порта Владивосток) деревообрабатывающий завод. Сообщается, что инвестиции в...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...

Украинцы по ошибке подорвали танкер с казахской нефтью
Они просто перепутали. Судно грузилось в Усть-Луге – российский порт. Украинцы просто документы не видели таможенные...