
Социальное обеспечение в Китае
Китай по многим социальным аспектам сложно сравнивать с другими странами, на которые принято равняться, прежде всего потому, что это очень большая страна (четвертое место в мире) с гигантским населением (первое место в мире), которое до середины прошлого века было погружено европейскими «цивилизаторами» и местными князьками в болото крайнего убожества. Можно было бы сравнивать Китай с соседней Индией, ведь там тоже живёт более миллиарда человек. Однако у Индии в три раза меньше территория и на 50% больше пахотных земель.
Не масштабируемое на другие страны своеобразие Китая накладывает неизгладимый отпечаток на всё в стране, особенно на уровень и качество жизни. Тем не менее в 2021 году Китай громогласно заявил о полной победе над нищетой. Не в последнюю очередь благодаря своей социальной политике, потратив за последние восемь лет на борьбу с бедностью астрономические $250 млрд (10% годового бюджета своей страны или весь годовой бюджет Индии).
Система социального обеспечения КНР начала формироваться с окончанием гражданской войны и обретением страной независимости в 1949 году. Коммунистическая партия Китая, фактически обладая на протяжении 70-летней истории КНР полнотой власти в стране, пробовала различные подходы к социальной политике от уравнительного распределения до избирательно-рыночного подхода, свойственного западным странам. Однако при этом китайские власти никогда не отступали от необходимости государственной поддержки самых бедных слоёв населения. Голода с середины XX века китайский народ больше не знал.
В начальный период существования КНР был введён порядок «данвэй», согласно которому централизованно через государственные предприятия распределялась социальная помощь населению в виде продуктов питания, одежды и жилья. Многие школы и больницы строились и содержались крупнейшими фабриками и заводами. Это была целая социалистическая философия эпохи форсированной индустриализации, согласно которой коллектив рабочих становился ячейкой общества, давал наставления по всем личным делам каждого работника, определял не только рабочее место, но и предоставлял жилплощадь, осуществлял организацию политических кампаний. Разумеется, стратегическое и идеологическое направления этой стихии низовой организации задавала компартия и лично Мао Цзэдун.
Вместе с тем в начале 1950-х были созданы бесплатные государственные системы здравоохранения и образования, в городах было введено страхование для рабочих и пенсии по старости.
В результате этой социальной политикой были охвачены в основном жители городов. Это было не только неизбежным для бедной страны выбором, но и мощным стимулом для крестьянства объединяться, как и у нас в СССР, в кооперативы, которые социально поддерживали своих членов, иногда даже не хуже, чем государство рабочих и служащих.
Эта система развивалась и совершенствовалась, охватывая всё большую часть населения, вплоть до конца 1970-х, когда был взят курс на «реформы и открытость». Масштабное изменение политики государства потребовало масштабного пересмотра системы социального обеспечения. Предприятия были переведены на жёсткий хозрасчёт, поэтому закреплённые за ними согласно принципу «данвэй» функции и учреждения начали деградировать. В результате реформ китайские предприятия трансформировались из социально-экономических столпов общества в коммерческие фирмы, выполняющие государственный заказ. Произошёл переход от плановой экономики к рыночной, однако без приватизации госсобственности в частные руки. Вместе с тем в Китае появился обширный частный сектор, западные корпорации стали активно переносить производство в Поднебесную, в города за работой хлынули миллионы бывших крестьян.
Система социального обеспечения Китая трансформировалась под влиянием опыта западных стран, но на основе местных экспериментов. Официальный орган ЦК КПК газета «Жэньминь Жибао» писала:
Эта система чем-то напоминала нашу политику адресной поддержки, т. е. для получения помощи от государства необходимо было подтвердить, что твои доходы ниже минимально допустимых. Плюсом действовали специальные программы поддержки: «тепло» (дополнительная помощь бедным), «счастье» (помощь бедным матерям), «надежда» (помощь бедным детям), «водоём» (помощь селянам с доступом к питьевой воде) и подобные другие. Система поддержки основывалась на таком понятии, как прожиточный минимум.
Новый этап развития социальной политики начался в 2002 году, произошёл в некотором роде синтез новых, рыночных методов и старых, плановых.
Социальное обеспечение в современном Китае — это прежде всего социальная помощь. Основным показателем помощи служит прожиточный минимум, который не только устанавливается в каждом регионе свой, а в некоторых случаях даже для отдельных групп населения, но и постоянно меняется в сторону увеличения. В местных бюджетах закладывается статья «на обеспечение прожиточного минимума». Вторым по важности показателем является минимальный размер оплаты труда, который также устанавливается в каждом регионе свой и не может быть меньше прожиточного минимума. Партия и местные правительства призваны следить за выполнением требования закона, надзирать над предприятиями.
Сама по себе социальная помощь — это создание рабочих мест, регулирование минимальной оплаты труда, формирование фондов поддержки населения (в т.ч. инвалидов), формирование условий для выхода из бедности. И всё это во многом работает в ручном режиме под партийным контролем. Например, нуждающуюся семью в деревне могут заставить выращивать овощи, фрукты на продажу, обеспечив ей рынок сбыта продукции, а местные предприятия обязать взять на работу хотя бы одного члена такой семьи.
Социальная помощь в Китае, в отличие от других стран, предоставляется, как правило, в натуральной форме. Сделан упор на обеспечение необходимым — работой, жильём, одеждой, бытовой техникой, и т.д., а не на денежные пособия. КПК вполне обоснованно считает, что пособия «развращают народ» и не способствуют «пониманию необходимости участия в общенародной деятельности».
Основанием к социальной помощи является маленький доход семьи. Несмотря на то, что данная сфера основывается на рыночном показателе «прожиточный минимум», характер оказываемой помощи больше похож на планово-социалистический.
Второй сферой социального обеспечения в Китая является социальное страхование: пенсионное, медицинское, по безработице, материнства и пособия на детей.
Здесь всё достаточно стандартно, как и во многих других странах налоговые сборы формируются в фонды социального страхования, из которых производятся выплаты гражданам.
Кроме того, в Китае развивается система выплат от предприятий, в том числе надбавки к пенсии.
Размер пенсии устанавливается в каждом регионе свой, и они сильно разнятся, в некоторых случаях пенсия превышает минимальную заработную плату (Гуандун, Шанхай), что считается признаком высокого уровня жизни.
Размеры взносов в фонд социального страхования в каждой провинции и каждом городе тоже свои и постоянно меняются.
Существует в Китае и пособие по безработице, размер которого устанавливается на местном уровне, но он не бывает меньше прожиточного минимума. Пособие выплачивается от 12 до 24 месяцев.
Кроме того, в Китае получает развитие частная инициатива пенсионных накоплений и страхования для состоятельных граждан.
В начале 2021 года Си Цзиньпин отчитался: «Трудная задача ликвидации бедности решена, вопрос с нищетой полностью решен, нищета в региональном масштабе преодолена. Совершено еще одно историческое чудо!»
По меркам ООН в Китае не осталось бедных, и вклад КНР во всемирную борьбу с бедностью, по словам генсека ООН, составляет 70%.
Крупная заслуга в этом принадлежит системе социального обеспечения, в том числе и тому, что она построена не на распространённом на Западе принципе денежных подачек.
Китайские коммунисты, как ни странно, разделяют позицию либералов, что «вертолётные деньги» в условиях рыночной экономики только «подстёгивают инфляцию», т. е. ведут к повышению частными предприятиями цен на самые востребованные товары. Правда, наши либералы предлагают накачивать рынок кредитов государственными деньгами, а китайцы стараются оказывать государственную поддержку бедным либо в натуральной форме, либо опосредованным способом: запуская крупные инфраструктурные проекты, строя сеть высокоскоростных железных дорог и т. п.
Китайцы, видя что пособия убивают мотивацию к труду в богатых западных странах, постарались концептуально обойти эту проблематику. Пока во многом это удаётся. Китайский опыт заслуживает внимания и всестороннего изучения.
Однако для организации социальной помощи в натуральной форме или опосредованными инструментами необходима не только политическая воля руководства страны, но и армия исполнителей, которые не погрязнут в бюрократическом формализме и коррупции, а будут способны участливо и по справедливости регулировать распределение.
В Китае с этим тоже всё не так безоблачно. Учитывая закаченные в «социалку» циклопические размеры юаней и ежегодные масштабные посадки чиновников, огрехи организации социальной помощи китайское правительство компенсирует репрессиями коррупционеров и ростом финансирования. Но пока такая модель себя вполне оправдывает, по крайней мере по мнению КПК.
Не масштабируемое на другие страны своеобразие Китая накладывает неизгладимый отпечаток на всё в стране, особенно на уровень и качество жизни. Тем не менее в 2021 году Китай громогласно заявил о полной победе над нищетой. Не в последнюю очередь благодаря своей социальной политике, потратив за последние восемь лет на борьбу с бедностью астрономические $250 млрд (10% годового бюджета своей страны или весь годовой бюджет Индии).
Система социального обеспечения КНР начала формироваться с окончанием гражданской войны и обретением страной независимости в 1949 году. Коммунистическая партия Китая, фактически обладая на протяжении 70-летней истории КНР полнотой власти в стране, пробовала различные подходы к социальной политике от уравнительного распределения до избирательно-рыночного подхода, свойственного западным странам. Однако при этом китайские власти никогда не отступали от необходимости государственной поддержки самых бедных слоёв населения. Голода с середины XX века китайский народ больше не знал.
В начальный период существования КНР был введён порядок «данвэй», согласно которому централизованно через государственные предприятия распределялась социальная помощь населению в виде продуктов питания, одежды и жилья. Многие школы и больницы строились и содержались крупнейшими фабриками и заводами. Это была целая социалистическая философия эпохи форсированной индустриализации, согласно которой коллектив рабочих становился ячейкой общества, давал наставления по всем личным делам каждого работника, определял не только рабочее место, но и предоставлял жилплощадь, осуществлял организацию политических кампаний. Разумеется, стратегическое и идеологическое направления этой стихии низовой организации задавала компартия и лично Мао Цзэдун.
Вместе с тем в начале 1950-х были созданы бесплатные государственные системы здравоохранения и образования, в городах было введено страхование для рабочих и пенсии по старости.
В результате этой социальной политикой были охвачены в основном жители городов. Это было не только неизбежным для бедной страны выбором, но и мощным стимулом для крестьянства объединяться, как и у нас в СССР, в кооперативы, которые социально поддерживали своих членов, иногда даже не хуже, чем государство рабочих и служащих.
Эта система развивалась и совершенствовалась, охватывая всё большую часть населения, вплоть до конца 1970-х, когда был взят курс на «реформы и открытость». Масштабное изменение политики государства потребовало масштабного пересмотра системы социального обеспечения. Предприятия были переведены на жёсткий хозрасчёт, поэтому закреплённые за ними согласно принципу «данвэй» функции и учреждения начали деградировать. В результате реформ китайские предприятия трансформировались из социально-экономических столпов общества в коммерческие фирмы, выполняющие государственный заказ. Произошёл переход от плановой экономики к рыночной, однако без приватизации госсобственности в частные руки. Вместе с тем в Китае появился обширный частный сектор, западные корпорации стали активно переносить производство в Поднебесную, в города за работой хлынули миллионы бывших крестьян.
Система социального обеспечения Китая трансформировалась под влиянием опыта западных стран, но на основе местных экспериментов. Официальный орган ЦК КПК газета «Жэньминь Жибао» писала:
«С 1994 года в Китае в первоначальном виде создана система социального обеспечения. Она включает обеспечение основ уровня жизни, страхование по старости и обеспечение минимального прожиточного уровня в городе для уволенных с работы рабочих и служащих, а также обеспечение основной пенсии уволенным с работы рабочим и служащим госпредприятий и выдачу им полной суммы пенсии, это еще и пенсии ушедших с работы ветеранов-революционеров… Китай меньше чем за десятилетие установил новую систему социального обеспечения, которая отвечает всем требованиям как мировой рыночной экономики, так и экономики с китайской спецификой».
Эта система чем-то напоминала нашу политику адресной поддержки, т. е. для получения помощи от государства необходимо было подтвердить, что твои доходы ниже минимально допустимых. Плюсом действовали специальные программы поддержки: «тепло» (дополнительная помощь бедным), «счастье» (помощь бедным матерям), «надежда» (помощь бедным детям), «водоём» (помощь селянам с доступом к питьевой воде) и подобные другие. Система поддержки основывалась на таком понятии, как прожиточный минимум.
Новый этап развития социальной политики начался в 2002 году, произошёл в некотором роде синтез новых, рыночных методов и старых, плановых.
Социальное обеспечение в современном Китае — это прежде всего социальная помощь. Основным показателем помощи служит прожиточный минимум, который не только устанавливается в каждом регионе свой, а в некоторых случаях даже для отдельных групп населения, но и постоянно меняется в сторону увеличения. В местных бюджетах закладывается статья «на обеспечение прожиточного минимума». Вторым по важности показателем является минимальный размер оплаты труда, который также устанавливается в каждом регионе свой и не может быть меньше прожиточного минимума. Партия и местные правительства призваны следить за выполнением требования закона, надзирать над предприятиями.
Сама по себе социальная помощь — это создание рабочих мест, регулирование минимальной оплаты труда, формирование фондов поддержки населения (в т.ч. инвалидов), формирование условий для выхода из бедности. И всё это во многом работает в ручном режиме под партийным контролем. Например, нуждающуюся семью в деревне могут заставить выращивать овощи, фрукты на продажу, обеспечив ей рынок сбыта продукции, а местные предприятия обязать взять на работу хотя бы одного члена такой семьи.
Социальная помощь в Китае, в отличие от других стран, предоставляется, как правило, в натуральной форме. Сделан упор на обеспечение необходимым — работой, жильём, одеждой, бытовой техникой, и т.д., а не на денежные пособия. КПК вполне обоснованно считает, что пособия «развращают народ» и не способствуют «пониманию необходимости участия в общенародной деятельности».
Основанием к социальной помощи является маленький доход семьи. Несмотря на то, что данная сфера основывается на рыночном показателе «прожиточный минимум», характер оказываемой помощи больше похож на планово-социалистический.
Второй сферой социального обеспечения в Китая является социальное страхование: пенсионное, медицинское, по безработице, материнства и пособия на детей.
Здесь всё достаточно стандартно, как и во многих других странах налоговые сборы формируются в фонды социального страхования, из которых производятся выплаты гражданам.
Кроме того, в Китае развивается система выплат от предприятий, в том числе надбавки к пенсии.
Размер пенсии устанавливается в каждом регионе свой, и они сильно разнятся, в некоторых случаях пенсия превышает минимальную заработную плату (Гуандун, Шанхай), что считается признаком высокого уровня жизни.
Размеры взносов в фонд социального страхования в каждой провинции и каждом городе тоже свои и постоянно меняются.
Существует в Китае и пособие по безработице, размер которого устанавливается на местном уровне, но он не бывает меньше прожиточного минимума. Пособие выплачивается от 12 до 24 месяцев.
Кроме того, в Китае получает развитие частная инициатива пенсионных накоплений и страхования для состоятельных граждан.
В начале 2021 года Си Цзиньпин отчитался: «Трудная задача ликвидации бедности решена, вопрос с нищетой полностью решен, нищета в региональном масштабе преодолена. Совершено еще одно историческое чудо!»
По меркам ООН в Китае не осталось бедных, и вклад КНР во всемирную борьбу с бедностью, по словам генсека ООН, составляет 70%.
Крупная заслуга в этом принадлежит системе социального обеспечения, в том числе и тому, что она построена не на распространённом на Западе принципе денежных подачек.
Китайские коммунисты, как ни странно, разделяют позицию либералов, что «вертолётные деньги» в условиях рыночной экономики только «подстёгивают инфляцию», т. е. ведут к повышению частными предприятиями цен на самые востребованные товары. Правда, наши либералы предлагают накачивать рынок кредитов государственными деньгами, а китайцы стараются оказывать государственную поддержку бедным либо в натуральной форме, либо опосредованным способом: запуская крупные инфраструктурные проекты, строя сеть высокоскоростных железных дорог и т. п.
Китайцы, видя что пособия убивают мотивацию к труду в богатых западных странах, постарались концептуально обойти эту проблематику. Пока во многом это удаётся. Китайский опыт заслуживает внимания и всестороннего изучения.
Однако для организации социальной помощи в натуральной форме или опосредованными инструментами необходима не только политическая воля руководства страны, но и армия исполнителей, которые не погрязнут в бюрократическом формализме и коррупции, а будут способны участливо и по справедливости регулировать распределение.
В Китае с этим тоже всё не так безоблачно. Учитывая закаченные в «социалку» циклопические размеры юаней и ежегодные масштабные посадки чиновников, огрехи организации социальной помощи китайское правительство компенсирует репрессиями коррупционеров и ростом финансирования. Но пока такая модель себя вполне оправдывает, по крайней мере по мнению КПК.
- Анатолий Широкобородов
- radiometro.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Кризис атомной отрасти: реакторы французских АЭС выходят из строя
Энергокомпания EDF, управляющая парком атомных электростанций Франции, в очередной раз перенесла срок перезапуска атомного реактора EPR на АЭС «Фламанвиль»,...

Нефтегазовые доходы: РФ избавляется со клейма «страны-бензоколонки»
В первые три месяца 2025 года нефтегазовые доходы федерального бюджета России показали не самые лучшие результаты: они сократились на 9,8% по сравнению с...

«Росатом» запускает новое урановое месторождение в Курганской области
Горнорудный дивизион государственной корпорации «Росатом» объявил о добытии первого урана на Добровольном месторождении, находящемся в Курганской области....

В РФ создают первый в стране участок по выпуску бериллийсодержащих материалов
Государственная корпорация «Росатом» приступила к реализации стратегически важного производства – в России впервые появится экспериментальная линия выпуска...

Охота на Чубайса началась всерьёз
Для некоторых в России это стало шоком: АО «Роснано» подало иск на своего бывшего главу, ныне израильского гражданина Анатолия Чубайса, и семерых его бывших...

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Россия обыграла Запад и готова приступить к распродаже золота
Стоимость золотых резервов России выросла почти на 40% до рекордного уровня в 229 млрд долларов. Стратегия сработала: после 2014 года Россия стала рьяно...

«Какими же надо быть мразями»: Стешин о коррупции на стройке в ДНР
Несмотря на рапорты чиновников, проблема водоснабжения Донецка до сих пор не решена, жители столицы ДНР получают воду по жесткому графику, причем, жидкость из...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Масштабный сброс госдолга: Трампу напомнили, кто в доме хозяин
Президент США Дональд Трамп оказался под жестким давлением. На глазах у всего мира главе Штатов показали, где пролегает его личная «красная линия», за которую...

Дешевая нефть вынуждает Россию достать из обоймы последний патрон
Сергей Ветчинин: Гонка предложения между экспортерами — новая реальность...

Нефтяные перипетии: как падение цен на нефть тянет Россию на Запад
В мире, где цены на нефть меняются быстрее, чем мысли у Билла Гейтса о новых инвестициях, интересные события происходят вокруг российской нефти. Последние...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

Бегство от доллара началось, на американском долговом рынке хаос
Похоже, даже гособлигации США теперь не так надежны, как было принято считать...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....