
Газовый рынок «заболел»: цены на сырье в Европе уже не снизятся
Стоимость природного газа в Европе уже никогда не вернется к «реальным» значениям, оправданным строгими экономическими факторами и предпосылками. Поэтому, вероятнее всего, цена на сырье продолжит рост, отчего нынешние рекорды являются лишь началом глобальных перемен. Законы рынка, к сожалению для потребителей, не сработают в данном случае и обилие газа не повлияет ни на его доступность, ни на снижение цены.
Такой точки зрения придерживаются и специалисты. Например, глава одного из подразделений «Газпрома» Александр Иванников, который также полагает, что цена останется на нынешнем ажиотажном уровне, несмотря на то, что добыча топлива холдингом вырастет на 55 миллиардов кубометров, достигнув отметки в 500 млрд в год, отчего вырастет и экспорт до 183 миллиардов. Но это не повлияет на глобальные процессы на энергетическом рынке Старого света.
В пользу негативных прогнозов на ближайшие годы говорит также мониторинг бизнес-активности на главных газовых хабах Европы. Стоимость спотовых поставок на этот год и форвардных контрактов на следующий уже не опускается ниже 600 долларов (даже если торги начинаются с отметки в 598 долларов, они неизменно пересекают к концу дня «психологическую отметку»).
Если же говорить о причинах, почему в ближайшие несколько лет стоимость стратегического сырья не снизится, то необходимо говорить как раз о психологии рынка и его участников. Макроэкономические причины удорожания, такие как растущий дефицит сырья, снижение добычи в Норвегии и проблемы с логистикой у «Газпрома» (все направления транзита в ЕС являются «проблемными»), а также введение Европой «углеродного налога», являются лишь частью проблемы, накладывающей большие «проценты» на обоснованную стоимость газа.
Основная причина ажиотажа – «болезнь» рынка, который «заболел» неврозом, характеризующимся отсутствием любой предсказуемости, паническими настроениями и ожиданием ограничений (не обязательно ковидных). Это хорошо прослеживается на ставшем болезненным ожидании введения в строй столь необходимого «Северного потока-2». Недавний прецедент оказался очень показательным: слухи о его «работе» снизили незначительно котировки на бирже, в то время как опровержение слухов заставило цену отыграть цифры обратно даже с большей силой, нежели было снижение (падение на 10% обернулось позже 15% ростом). Любая новость, особенно негативного плана, мгновенно отражается на стабильности показателей и торгах, разрушая базис, делая невозможными точный анализ и прогнозы.
Нервозность рынка сквозит во всех сделках и контрактах. Хозяйствующие субъекты, частные трейдеры и даже государства находятся в ожидании локдауна, острой нехватки транзитных мощностей, дефицита и других препятствий, таких как экологическое противодействие Брюсселя. Любой игрок рынка взвинчивает ставки, таким образом, стремится жить одним днем, одной сделкой, покрывающей все риски и страхи, прошлые неудачи и убыток. Отсюда дальнейшее перенапряжение в энергетических отношениях поставок и перераспределения сырья.
Очевидно, что это отчасти искусственные проблемы, хотя с далекоидущими реальными последствиями. Справиться с описываемыми вредными для бизнеса и потребителей состояниями рынок пока что не может: прежние инструменты саморегуляции и стабилизации стали неэффективны. А новый инструментарий еще не выработан, тем более, что созданию аналога «газового ОПЕК» противятся почти все без исключения страны и трейдеры, задействованные в отрасли.
Такой точки зрения придерживаются и специалисты. Например, глава одного из подразделений «Газпрома» Александр Иванников, который также полагает, что цена останется на нынешнем ажиотажном уровне, несмотря на то, что добыча топлива холдингом вырастет на 55 миллиардов кубометров, достигнув отметки в 500 млрд в год, отчего вырастет и экспорт до 183 миллиардов. Но это не повлияет на глобальные процессы на энергетическом рынке Старого света.
В пользу негативных прогнозов на ближайшие годы говорит также мониторинг бизнес-активности на главных газовых хабах Европы. Стоимость спотовых поставок на этот год и форвардных контрактов на следующий уже не опускается ниже 600 долларов (даже если торги начинаются с отметки в 598 долларов, они неизменно пересекают к концу дня «психологическую отметку»).
Если же говорить о причинах, почему в ближайшие несколько лет стоимость стратегического сырья не снизится, то необходимо говорить как раз о психологии рынка и его участников. Макроэкономические причины удорожания, такие как растущий дефицит сырья, снижение добычи в Норвегии и проблемы с логистикой у «Газпрома» (все направления транзита в ЕС являются «проблемными»), а также введение Европой «углеродного налога», являются лишь частью проблемы, накладывающей большие «проценты» на обоснованную стоимость газа.
Основная причина ажиотажа – «болезнь» рынка, который «заболел» неврозом, характеризующимся отсутствием любой предсказуемости, паническими настроениями и ожиданием ограничений (не обязательно ковидных). Это хорошо прослеживается на ставшем болезненным ожидании введения в строй столь необходимого «Северного потока-2». Недавний прецедент оказался очень показательным: слухи о его «работе» снизили незначительно котировки на бирже, в то время как опровержение слухов заставило цену отыграть цифры обратно даже с большей силой, нежели было снижение (падение на 10% обернулось позже 15% ростом). Любая новость, особенно негативного плана, мгновенно отражается на стабильности показателей и торгах, разрушая базис, делая невозможными точный анализ и прогнозы.
Нервозность рынка сквозит во всех сделках и контрактах. Хозяйствующие субъекты, частные трейдеры и даже государства находятся в ожидании локдауна, острой нехватки транзитных мощностей, дефицита и других препятствий, таких как экологическое противодействие Брюсселя. Любой игрок рынка взвинчивает ставки, таким образом, стремится жить одним днем, одной сделкой, покрывающей все риски и страхи, прошлые неудачи и убыток. Отсюда дальнейшее перенапряжение в энергетических отношениях поставок и перераспределения сырья.
Очевидно, что это отчасти искусственные проблемы, хотя с далекоидущими реальными последствиями. Справиться с описываемыми вредными для бизнеса и потребителей состояниями рынок пока что не может: прежние инструменты саморегуляции и стабилизации стали неэффективны. А новый инструментарий еще не выработан, тем более, что созданию аналога «газового ОПЕК» противятся почти все без исключения страны и трейдеры, задействованные в отрасли.
- Николай Грицай
- nord-stream2.com; gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Арест экс-гендиректора «Русагро»: скандал с мошенничеством продолжается
В последнее время внимание общественности приковано к делу бывшего генерального директора холдинга «Русагро» Максима Басова. Как стало известно из сообщения...

Коботы врываются в российскую промышленность
В мире, где автоматизация и инновации становятся неотъемлемой частью производственных процессов, новосибирская компания «ПИН-Программная интеграция»...

«Южный завод тяжелого станкостроения» готовят к старту
В Краснодаре скоро запустят обновленный промышленный гигант – «Южный завод тяжелого станкостроения» (ЮЗТС). Сейчас производственные цеха заполняют...

Россиян ждет беспрецедентное повышение тарифов ЖКХ: плюс 34 тыс. рублей
Правительство РФ пересмотрело план повышения всех регулируемых тарифов в стране на ближайшие три года. Изменения в график повышения тарифов внесены...

Казахстан пошел ва-банк: ОПЕК, арабы и РФ с удивлением смотрят на Астану
Наши соседи способны нарастить добычу нефти, но столкнутся с неизбежными экспортными ограничениями...

Канада и Германия намерены угнать наши «Русланы» в Киев
Как нам вырвать наши «конфискованные» гражданские транспортники из лап Оттавы и Берлина?...

ОПЕК+ «сбросила бомбу» на Россию в интересах США?
В первую очередь может пострадать Россия, бюджет которой заложен из расчёта 69,7 доллара за баррель при курсе доллара 96 рублей....

Легенда на экспорт: для Lada Niva нашли неожиданное место сбыта
Главный автоконцерн РФ нашёл новых партнёров для продажи российских машин. «АвтоВаз» начнёт поставлять свои автомобили шейхам....

Прибалтика не приходит в себя после выхода из энергокольца с Россией
Прибалтика продолжает испытывать более высокие цены на электроэнергию после выхода из энергокольца БРЭЛЛ с Россией и Белоруссией. Оптовая стоимость на рынке...

Boeing уходит в окончательное пике
Ситуация вокруг авиакорпорации Boeing олицетворяет общий кризис американского промышленного сектора. В этих условиях устраивать реиндустриализацию США...

Железнодорожный прорыв: в РФ встал на рельсы новый электропоезд «Финист»
В России начал курсировать электропоезд нового поколения. Современный состав рассчитан на сотни пассажиров и оснащён всеми удобствами для безопасных и...

Заполняют пробелы в рабсиле: мигрантов из КНДР везут в РФ тысячами
В Южной Корее заявили, что КНДР использует студенческие визы, чтобы отправлять в РФ дешёвую рабочую силу. Тысячи северокорейцев отравились в Россию для...

Крупнейший в Европе ангар для обслуживания самолетов открылся в Самаре
В самарском аэропорту «Курумоч» открыли крупнейший в Европе пневмокаркасный ангар для техобслуживания самолетов. Реализацией проекта занималась компания...

Штраф за баню: в РФ рассказали о новом порядке регистрации дачных построек
В России ввели штрафы за неоформленные строения на дачном участке. Юрист рассказал о новых требованиях для владельцев бань....

Чтобы загнать в угол Россию, США и Украина красиво облапошили друг друга
Америка и Украина нашли друг в друге родственные души: и те и другие измеряют свою крутость исключительно на основе виртуальных перемог на страницах СМИ и в...

Электричество в России взлетит в цене уже через пару месяцев
Лето 2025 года принесет россиянам новый удар по бюджету — с 1 июля тарифы на электроэнергию подорожают сразу на 12,6%, а еще через год ждет очередное повышение...