Новая приватизация в России - первым идёт Росспиртпром, следующим будет РЖД
6 043

Новая приватизация в России - первым идёт Росспиртпром, следующим будет РЖД

СОБСТВЕННОСТЬ

Под стук колёс



Вечную тему приватизации в России на страницах «Экономического обозрения» было решено начать с государственного концерна “Росспиртпром”Нигде кроме, как в Росспиртпроме. Дело в том, что именно с него и должна начаться очередная волна перевода госпредприятий на частные рельсы.

Продолжения по плану надо ожидать как раз на рельсах — с пакетом акций РЖД, окончательный размер которого, выставляемый на аукцион или конкурс,до сих пор точно не определён. Хотя скорее всего, не согласован на самой верху.

Вопрос со спиртной монополией решён, по всей видимости, окончательно. И уже не важно, что это несколько неожиданный объект для выхода из-под контроля государства. Но новые приватизаторы не менее напористы, чем был первый из них — Анатолий Чубайс.

Когда-то этот «беженец» именно ради раздела государева имущества сел в кресло руководителя Росимущества, а потом и вице-премьера. К нынешним приватизаторам аппетит тоже приходит во время еды. Следующее блюдо, которым Минфин собирается попотчевать крупный бизнес - ОАО “Российские железные дороги”.

Его единственным акционером в настоящий момент пока ещё остаётся государство. В каком состоянии сейчас находится РЖД и что можно ожидать от его приватизации? Ведь разговоры о том, что РЖД неплохо бы приватизировать, начались ещё в нулевых, в эпоху притока в страну дешевых нефтедолларов

Да, тогда олигархам некуда было их девать. При этом РЖД называлось, просим извинить за прямоту - “жирным государевым котом”, которому ещё не проделали одну известную операцию. Насчёт того, какой же это кот - видимо, его подвешенное состояние теперь уже будет продолжаться недолго.

А вот насчёт жирности, - при всех кольцах, диаметрах, Сапсанах и Ласточках, можно поспорить. Но об этом потом. Обсуждения перспективы входа в РЖД частных инвесторов, не выезжающих из Москвы дальше собственной дачи или аэропорта, продолжились в 2012-м и 2017 годах.

Продолжились на фоне завидного оптимизма. Особенно вдохновляла инвесторов активно ведущаяся модернизация пассажирского железнодорожного сообщения. Но только в черте столицы и в ближайшем Подмосковье.

Актив по умолчанию


В 2017 году масла в огонь подлили слухи о том, что ФАС собирается ввести запрет на покупку госкомпаниями новых активов и “слить” ряд государственных предприятий в руки частных инвесторов. Санкции тогда были уже в полном разгаре, в не менее полном разгаре был и конфликт на Донбассе, озадачивший Кремль вопросом, как его вообще разрешить и надо ли разрешать.

И если всё-таки надо, то где найти для этого дополнительный источник пополнения казны. В результате в самом РЖД сформировалось лобби сторонников его приватизации. Представителями ФАС тогда было публично высказано мнение, что теоретически допустима приватизация даже профильных активов.


РЖД прямо-таки бросалась на тот момент в глаза инвесторов тем, что при росте активов за 10 лет в четыре раза(!) грузооборот вырос только на 37%, а чистая прибыль упала со 114 млрд до 318 млн рублей. И это, заметьте, с учётом обесценивания рубля.

То есть, по умолчанию считалось, что, учитывая такие отвратительные показатели, государство, нарастившее активы своего предприятия, видя неэффективность его работы, может от отчаяния продать его по цене ниже реальной стоимости этих активов. А дальше уж будь что будет, главное найти эффективных менеджеров, возможно, что из-за рубежа.

Почему, несмотря на уже имевшиеся планы продать часть бумаг РЖД “Росимущество” до сих пор этого не сделало, и серьёзные разговоры по этому поводу начались только сейчас? Вероятно, что план не сдавать “кота” на съедение частным инвесторам не понравился “Росимуществу”, и оно решило распределить акции между дочерними компаниями холдинга. Но план был в верхах забракован.

Дивиденды мечты


Самое интересное в сложившейся ситуации то, что РЖД - единственное из государственных предприятий, которое не выплачивает государству дивиденды. Причем принципиально, с традицией великодержавного хамства. Почему?

Наиболее вероятная версия, что делается это по науськиванию сырьевых компаний, заинтересованных в наращивании транспортных мощностей для экспортных поставок. Зачем платить деньги государству, если прибыль можно инвестировать в грузоперевозки? А государство скромно помалкивает, потому что напрямую зависит от сырьевого рынка.

В 2019 году, правда, РЖД расщедрились и заплатили дивиденды списанными вагонами. Поскольку РЖД, очевидно, побоявшись санкций, с Крымом работать наотрез отказывается, вагоны достались ФГУП “Крымские железные дороги”, которому терять нечего.

В действительности, приватизация РЖД уже идёт полным ходом. До самой головной компании руки приватизаторов пока не добрались, хотя, как можно понять, скоро доберутся, но в частные руки уже активно отдаются дочерние компании.

В частности, РЖД лишили доли в Центральной пассажирской пригородной компании, и как минимум ещё в двух “дочках”. В частные руки ушли доли в билетном и логистическом бизнесе, подвязанном на РЖД, не говоря уже об IT-сфере и автоматизации. Наиболее интересен именно первый вариант, поскольку в него инвестировала “сотни нефти” московская мэрия. МЦК и диаметры были запущены с большой помпой и фанфарами.

При этом пересадки по принципу “сухие ноги” открыты мало где, что вызывает недовольство пассажиров. Возникает вопрос: зачем нужен такой неудобный транспорт? Где-то и когда-то мы все это проходили. Буквально напрашивается аналогия с тем, что творилось, да и сегодня творится на столичных дорогах.

Вообще, на РЖД, точнее говоря, на людях, к ней так или иначе причастных, висит какой-то злой рок. При этом старые кадры — ещё куда ни шло, но экс-министр, не профильный, но с РЖД завязанный как никто иной, Михаил Абызов сидит. Или бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, когда-то отрасль курировавший по самым главным новациям.

Поймут ли намёк?


Так тот, как-то забыв про международную шахматную федерацию, сбежал в Израиль. Абызов сбежать, то ли к счастью, то ли увы, не успел. Но как только ему избрали меру пресечения в виде водворения в СИЗО “Лефортово”, тут же стало известно об исчезновении из страны Дворковича. Всего через пару недель благополучно обнаружившегося где-то в Италии.

Что в итоге ждать от приватизации РЖД? Вероятнее всего, ничего хорошего. Тут же найдутся очередные дворковичи и абызовы, кто-то, конечно, сможет сбежать и мотивировать свой поступок, как всегда, несогласием с СВО. Кому-то, надо полагать, все же, успеют надеть на лапы браслеты и “закрыть”. Кому достанется “некастрированный жирный кот” в итоге, - догадки есть, да только жить хочется.

Самое главное - показатели приватизации. Минфин явно не планирует продавать частникам все РЖД. Называется сумма до 10% активов. Она называлась еще при Дворковиче, когда Рогозин вступил с ним в филиппику со словами: “Аркаша, голубь ты наш”.

Недвусмысленный намёк был сделан недавно Минфином. По словам его представителей, РЖД платит только 50% дивидендов государству. Потому и надо его сдавать в частные руки. В действительности же РЖД государству не платит ничего. Даже означенной половины дивидендов.

Вероятнее всего, стоимость тех самых десяти процентов будет составлять около 400 млрд рублей. Самое интересное, что, даже несмотря на частичную приватизацию, государство, сохраняющее контролирующую долю акций, не скрывает планов урезать доходы у топ-менеджеров РЖД. А нет ли риска, что они вообще откажутся работать?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас