Новая приватизация в России - первым идёт Росспиртпром, следующим будет РЖД
СОБСТВЕННОСТЬ
Вечную тему приватизации в России на страницах «Экономического обозрения» было решено начать с государственного концерна “Росспиртпром”Нигде кроме, как в Росспиртпроме. Дело в том, что именно с него и должна начаться очередная волна перевода госпредприятий на частные рельсы.
Продолжения по плану надо ожидать как раз на рельсах — с пакетом акций РЖД, окончательный размер которого, выставляемый на аукцион или конкурс,до сих пор точно не определён. Хотя скорее всего, не согласован на самой верху.
Вопрос со спиртной монополией решён, по всей видимости, окончательно. И уже не важно, что это несколько неожиданный объект для выхода из-под контроля государства. Но новые приватизаторы не менее напористы, чем был первый из них — Анатолий Чубайс.
Когда-то этот «беженец» именно ради раздела государева имущества сел в кресло руководителя Росимущества, а потом и вице-премьера. К нынешним приватизаторам аппетит тоже приходит во время еды. Следующее блюдо, которым Минфин собирается попотчевать крупный бизнес - ОАО “Российские железные дороги”.
Его единственным акционером в настоящий момент пока ещё остаётся государство. В каком состоянии сейчас находится РЖД и что можно ожидать от его приватизации? Ведь разговоры о том, что РЖД неплохо бы приватизировать, начались ещё в нулевых, в эпоху притока в страну дешевых нефтедолларов
Да, тогда олигархам некуда было их девать. При этом РЖД называлось, просим извинить за прямоту - “жирным государевым котом”, которому ещё не проделали одну известную операцию. Насчёт того, какой же это кот - видимо, его подвешенное состояние теперь уже будет продолжаться недолго.
А вот насчёт жирности, - при всех кольцах, диаметрах, Сапсанах и Ласточках, можно поспорить. Но об этом потом. Обсуждения перспективы входа в РЖД частных инвесторов, не выезжающих из Москвы дальше собственной дачи или аэропорта, продолжились в 2012-м и 2017 годах.
Продолжились на фоне завидного оптимизма. Особенно вдохновляла инвесторов активно ведущаяся модернизация пассажирского железнодорожного сообщения. Но только в черте столицы и в ближайшем Подмосковье.
В 2017 году масла в огонь подлили слухи о том, что ФАС собирается ввести запрет на покупку госкомпаниями новых активов и “слить” ряд государственных предприятий в руки частных инвесторов. Санкции тогда были уже в полном разгаре, в не менее полном разгаре был и конфликт на Донбассе, озадачивший Кремль вопросом, как его вообще разрешить и надо ли разрешать.
И если всё-таки надо, то где найти для этого дополнительный источник пополнения казны. В результате в самом РЖД сформировалось лобби сторонников его приватизации. Представителями ФАС тогда было публично высказано мнение, что теоретически допустима приватизация даже профильных активов.
РЖД прямо-таки бросалась на тот момент в глаза инвесторов тем, что при росте активов за 10 лет в четыре раза(!) грузооборот вырос только на 37%, а чистая прибыль упала со 114 млрд до 318 млн рублей. И это, заметьте, с учётом обесценивания рубля.
То есть, по умолчанию считалось, что, учитывая такие отвратительные показатели, государство, нарастившее активы своего предприятия, видя неэффективность его работы, может от отчаяния продать его по цене ниже реальной стоимости этих активов. А дальше уж будь что будет, главное найти эффективных менеджеров, возможно, что из-за рубежа.
Почему, несмотря на уже имевшиеся планы продать часть бумаг РЖД “Росимущество” до сих пор этого не сделало, и серьёзные разговоры по этому поводу начались только сейчас? Вероятно, что план не сдавать “кота” на съедение частным инвесторам не понравился “Росимуществу”, и оно решило распределить акции между дочерними компаниями холдинга. Но план был в верхах забракован.
Самое интересное в сложившейся ситуации то, что РЖД - единственное из государственных предприятий, которое не выплачивает государству дивиденды. Причем принципиально, с традицией великодержавного хамства. Почему?
Наиболее вероятная версия, что делается это по науськиванию сырьевых компаний, заинтересованных в наращивании транспортных мощностей для экспортных поставок. Зачем платить деньги государству, если прибыль можно инвестировать в грузоперевозки? А государство скромно помалкивает, потому что напрямую зависит от сырьевого рынка.
В 2019 году, правда, РЖД расщедрились и заплатили дивиденды списанными вагонами. Поскольку РЖД, очевидно, побоявшись санкций, с Крымом работать наотрез отказывается, вагоны достались ФГУП “Крымские железные дороги”, которому терять нечего.
В действительности, приватизация РЖД уже идёт полным ходом. До самой головной компании руки приватизаторов пока не добрались, хотя, как можно понять, скоро доберутся, но в частные руки уже активно отдаются дочерние компании.
В частности, РЖД лишили доли в Центральной пассажирской пригородной компании, и как минимум ещё в двух “дочках”. В частные руки ушли доли в билетном и логистическом бизнесе, подвязанном на РЖД, не говоря уже об IT-сфере и автоматизации. Наиболее интересен именно первый вариант, поскольку в него инвестировала “сотни нефти” московская мэрия. МЦК и диаметры были запущены с большой помпой и фанфарами.
При этом пересадки по принципу “сухие ноги” открыты мало где, что вызывает недовольство пассажиров. Возникает вопрос: зачем нужен такой неудобный транспорт? Где-то и когда-то мы все это проходили. Буквально напрашивается аналогия с тем, что творилось, да и сегодня творится на столичных дорогах.
Вообще, на РЖД, точнее говоря, на людях, к ней так или иначе причастных, висит какой-то злой рок. При этом старые кадры — ещё куда ни шло, но экс-министр, не профильный, но с РЖД завязанный как никто иной, Михаил Абызов сидит. Или бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, когда-то отрасль курировавший по самым главным новациям.
Так тот, как-то забыв про международную шахматную федерацию, сбежал в Израиль. Абызов сбежать, то ли к счастью, то ли увы, не успел. Но как только ему избрали меру пресечения в виде водворения в СИЗО “Лефортово”, тут же стало известно об исчезновении из страны Дворковича. Всего через пару недель благополучно обнаружившегося где-то в Италии.
Что в итоге ждать от приватизации РЖД? Вероятнее всего, ничего хорошего. Тут же найдутся очередные дворковичи и абызовы, кто-то, конечно, сможет сбежать и мотивировать свой поступок, как всегда, несогласием с СВО. Кому-то, надо полагать, все же, успеют надеть на лапы браслеты и “закрыть”. Кому достанется “некастрированный жирный кот” в итоге, - догадки есть, да только жить хочется.
Самое главное - показатели приватизации. Минфин явно не планирует продавать частникам все РЖД. Называется сумма до 10% активов. Она называлась еще при Дворковиче, когда Рогозин вступил с ним в филиппику со словами: “Аркаша, голубь ты наш”.
Недвусмысленный намёк был сделан недавно Минфином. По словам его представителей, РЖД платит только 50% дивидендов государству. Потому и надо его сдавать в частные руки. В действительности же РЖД государству не платит ничего. Даже означенной половины дивидендов.
Вероятнее всего, стоимость тех самых десяти процентов будет составлять около 400 млрд рублей. Самое интересное, что, даже несмотря на частичную приватизацию, государство, сохраняющее контролирующую долю акций, не скрывает планов урезать доходы у топ-менеджеров РЖД. А нет ли риска, что они вообще откажутся работать?
Под стук колёс
Вечную тему приватизации в России на страницах «Экономического обозрения» было решено начать с государственного концерна “Росспиртпром”Нигде кроме, как в Росспиртпроме. Дело в том, что именно с него и должна начаться очередная волна перевода госпредприятий на частные рельсы.
Продолжения по плану надо ожидать как раз на рельсах — с пакетом акций РЖД, окончательный размер которого, выставляемый на аукцион или конкурс,до сих пор точно не определён. Хотя скорее всего, не согласован на самой верху.
Вопрос со спиртной монополией решён, по всей видимости, окончательно. И уже не важно, что это несколько неожиданный объект для выхода из-под контроля государства. Но новые приватизаторы не менее напористы, чем был первый из них — Анатолий Чубайс.
Когда-то этот «беженец» именно ради раздела государева имущества сел в кресло руководителя Росимущества, а потом и вице-премьера. К нынешним приватизаторам аппетит тоже приходит во время еды. Следующее блюдо, которым Минфин собирается попотчевать крупный бизнес - ОАО “Российские железные дороги”.
Его единственным акционером в настоящий момент пока ещё остаётся государство. В каком состоянии сейчас находится РЖД и что можно ожидать от его приватизации? Ведь разговоры о том, что РЖД неплохо бы приватизировать, начались ещё в нулевых, в эпоху притока в страну дешевых нефтедолларов
Да, тогда олигархам некуда было их девать. При этом РЖД называлось, просим извинить за прямоту - “жирным государевым котом”, которому ещё не проделали одну известную операцию. Насчёт того, какой же это кот - видимо, его подвешенное состояние теперь уже будет продолжаться недолго.
А вот насчёт жирности, - при всех кольцах, диаметрах, Сапсанах и Ласточках, можно поспорить. Но об этом потом. Обсуждения перспективы входа в РЖД частных инвесторов, не выезжающих из Москвы дальше собственной дачи или аэропорта, продолжились в 2012-м и 2017 годах.
Продолжились на фоне завидного оптимизма. Особенно вдохновляла инвесторов активно ведущаяся модернизация пассажирского железнодорожного сообщения. Но только в черте столицы и в ближайшем Подмосковье.
Актив по умолчанию
В 2017 году масла в огонь подлили слухи о том, что ФАС собирается ввести запрет на покупку госкомпаниями новых активов и “слить” ряд государственных предприятий в руки частных инвесторов. Санкции тогда были уже в полном разгаре, в не менее полном разгаре был и конфликт на Донбассе, озадачивший Кремль вопросом, как его вообще разрешить и надо ли разрешать.
И если всё-таки надо, то где найти для этого дополнительный источник пополнения казны. В результате в самом РЖД сформировалось лобби сторонников его приватизации. Представителями ФАС тогда было публично высказано мнение, что теоретически допустима приватизация даже профильных активов.
РЖД прямо-таки бросалась на тот момент в глаза инвесторов тем, что при росте активов за 10 лет в четыре раза(!) грузооборот вырос только на 37%, а чистая прибыль упала со 114 млрд до 318 млн рублей. И это, заметьте, с учётом обесценивания рубля.
То есть, по умолчанию считалось, что, учитывая такие отвратительные показатели, государство, нарастившее активы своего предприятия, видя неэффективность его работы, может от отчаяния продать его по цене ниже реальной стоимости этих активов. А дальше уж будь что будет, главное найти эффективных менеджеров, возможно, что из-за рубежа.
Почему, несмотря на уже имевшиеся планы продать часть бумаг РЖД “Росимущество” до сих пор этого не сделало, и серьёзные разговоры по этому поводу начались только сейчас? Вероятно, что план не сдавать “кота” на съедение частным инвесторам не понравился “Росимуществу”, и оно решило распределить акции между дочерними компаниями холдинга. Но план был в верхах забракован.
Дивиденды мечты
Самое интересное в сложившейся ситуации то, что РЖД - единственное из государственных предприятий, которое не выплачивает государству дивиденды. Причем принципиально, с традицией великодержавного хамства. Почему?
Наиболее вероятная версия, что делается это по науськиванию сырьевых компаний, заинтересованных в наращивании транспортных мощностей для экспортных поставок. Зачем платить деньги государству, если прибыль можно инвестировать в грузоперевозки? А государство скромно помалкивает, потому что напрямую зависит от сырьевого рынка.
В 2019 году, правда, РЖД расщедрились и заплатили дивиденды списанными вагонами. Поскольку РЖД, очевидно, побоявшись санкций, с Крымом работать наотрез отказывается, вагоны достались ФГУП “Крымские железные дороги”, которому терять нечего.
В действительности, приватизация РЖД уже идёт полным ходом. До самой головной компании руки приватизаторов пока не добрались, хотя, как можно понять, скоро доберутся, но в частные руки уже активно отдаются дочерние компании.
В частности, РЖД лишили доли в Центральной пассажирской пригородной компании, и как минимум ещё в двух “дочках”. В частные руки ушли доли в билетном и логистическом бизнесе, подвязанном на РЖД, не говоря уже об IT-сфере и автоматизации. Наиболее интересен именно первый вариант, поскольку в него инвестировала “сотни нефти” московская мэрия. МЦК и диаметры были запущены с большой помпой и фанфарами.
При этом пересадки по принципу “сухие ноги” открыты мало где, что вызывает недовольство пассажиров. Возникает вопрос: зачем нужен такой неудобный транспорт? Где-то и когда-то мы все это проходили. Буквально напрашивается аналогия с тем, что творилось, да и сегодня творится на столичных дорогах.
Вообще, на РЖД, точнее говоря, на людях, к ней так или иначе причастных, висит какой-то злой рок. При этом старые кадры — ещё куда ни шло, но экс-министр, не профильный, но с РЖД завязанный как никто иной, Михаил Абызов сидит. Или бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, когда-то отрасль курировавший по самым главным новациям.
Поймут ли намёк?
Так тот, как-то забыв про международную шахматную федерацию, сбежал в Израиль. Абызов сбежать, то ли к счастью, то ли увы, не успел. Но как только ему избрали меру пресечения в виде водворения в СИЗО “Лефортово”, тут же стало известно об исчезновении из страны Дворковича. Всего через пару недель благополучно обнаружившегося где-то в Италии.
Что в итоге ждать от приватизации РЖД? Вероятнее всего, ничего хорошего. Тут же найдутся очередные дворковичи и абызовы, кто-то, конечно, сможет сбежать и мотивировать свой поступок, как всегда, несогласием с СВО. Кому-то, надо полагать, все же, успеют надеть на лапы браслеты и “закрыть”. Кому достанется “некастрированный жирный кот” в итоге, - догадки есть, да только жить хочется.
Самое главное - показатели приватизации. Минфин явно не планирует продавать частникам все РЖД. Называется сумма до 10% активов. Она называлась еще при Дворковиче, когда Рогозин вступил с ним в филиппику со словами: “Аркаша, голубь ты наш”.
Недвусмысленный намёк был сделан недавно Минфином. По словам его представителей, РЖД платит только 50% дивидендов государству. Потому и надо его сдавать в частные руки. В действительности же РЖД государству не платит ничего. Даже означенной половины дивидендов.
Вероятнее всего, стоимость тех самых десяти процентов будет составлять около 400 млрд рублей. Самое интересное, что, даже несмотря на частичную приватизацию, государство, сохраняющее контролирующую долю акций, не скрывает планов урезать доходы у топ-менеджеров РЖД. А нет ли риска, что они вообще откажутся работать?
- Роман Мамчиц, Михаил Викентьев
- rzd.ru, sensaciy.net
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
Финансовый пузырь от Центробанка РФ: эксперты дали рекомендации по вкладам
Эксперты финансового рынка предупредили о потрясениях после подъёма ключевой ставки от ЦБ. Банковскую систему РФ встряхнут скачки инфляции....
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
На заводе в Челябинске испытали импортозамещающие двигатели для поездов
Компания «Транснефть» объявила о завершении тестирования двигателей для отечественных электропоездов «Ласточка» и «Финист» на предприятии «Русские...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...
Соратник Трампа: В первый же день начнём банкротить Иран и Россию
С первого же дня своего нового президентского срока Трамп начнёт принуждать Кремль к выполнению приказов США, используя жёсткие экономические меры....