Новая приватизация в России - первым идёт Росспиртпром, следующим будет РЖД
СОБСТВЕННОСТЬ
Вечную тему приватизации в России на страницах «Экономического обозрения» было решено начать с государственного концерна “Росспиртпром”Нигде кроме, как в Росспиртпроме. Дело в том, что именно с него и должна начаться очередная волна перевода госпредприятий на частные рельсы.
Продолжения по плану надо ожидать как раз на рельсах — с пакетом акций РЖД, окончательный размер которого, выставляемый на аукцион или конкурс,до сих пор точно не определён. Хотя скорее всего, не согласован на самой верху.
Вопрос со спиртной монополией решён, по всей видимости, окончательно. И уже не важно, что это несколько неожиданный объект для выхода из-под контроля государства. Но новые приватизаторы не менее напористы, чем был первый из них — Анатолий Чубайс.
Когда-то этот «беженец» именно ради раздела государева имущества сел в кресло руководителя Росимущества, а потом и вице-премьера. К нынешним приватизаторам аппетит тоже приходит во время еды. Следующее блюдо, которым Минфин собирается попотчевать крупный бизнес - ОАО “Российские железные дороги”.
Его единственным акционером в настоящий момент пока ещё остаётся государство. В каком состоянии сейчас находится РЖД и что можно ожидать от его приватизации? Ведь разговоры о том, что РЖД неплохо бы приватизировать, начались ещё в нулевых, в эпоху притока в страну дешевых нефтедолларов
Да, тогда олигархам некуда было их девать. При этом РЖД называлось, просим извинить за прямоту - “жирным государевым котом”, которому ещё не проделали одну известную операцию. Насчёт того, какой же это кот - видимо, его подвешенное состояние теперь уже будет продолжаться недолго.
А вот насчёт жирности, - при всех кольцах, диаметрах, Сапсанах и Ласточках, можно поспорить. Но об этом потом. Обсуждения перспективы входа в РЖД частных инвесторов, не выезжающих из Москвы дальше собственной дачи или аэропорта, продолжились в 2012-м и 2017 годах.
Продолжились на фоне завидного оптимизма. Особенно вдохновляла инвесторов активно ведущаяся модернизация пассажирского железнодорожного сообщения. Но только в черте столицы и в ближайшем Подмосковье.
В 2017 году масла в огонь подлили слухи о том, что ФАС собирается ввести запрет на покупку госкомпаниями новых активов и “слить” ряд государственных предприятий в руки частных инвесторов. Санкции тогда были уже в полном разгаре, в не менее полном разгаре был и конфликт на Донбассе, озадачивший Кремль вопросом, как его вообще разрешить и надо ли разрешать.
И если всё-таки надо, то где найти для этого дополнительный источник пополнения казны. В результате в самом РЖД сформировалось лобби сторонников его приватизации. Представителями ФАС тогда было публично высказано мнение, что теоретически допустима приватизация даже профильных активов.
РЖД прямо-таки бросалась на тот момент в глаза инвесторов тем, что при росте активов за 10 лет в четыре раза(!) грузооборот вырос только на 37%, а чистая прибыль упала со 114 млрд до 318 млн рублей. И это, заметьте, с учётом обесценивания рубля.
То есть, по умолчанию считалось, что, учитывая такие отвратительные показатели, государство, нарастившее активы своего предприятия, видя неэффективность его работы, может от отчаяния продать его по цене ниже реальной стоимости этих активов. А дальше уж будь что будет, главное найти эффективных менеджеров, возможно, что из-за рубежа.
Почему, несмотря на уже имевшиеся планы продать часть бумаг РЖД “Росимущество” до сих пор этого не сделало, и серьёзные разговоры по этому поводу начались только сейчас? Вероятно, что план не сдавать “кота” на съедение частным инвесторам не понравился “Росимуществу”, и оно решило распределить акции между дочерними компаниями холдинга. Но план был в верхах забракован.
Самое интересное в сложившейся ситуации то, что РЖД - единственное из государственных предприятий, которое не выплачивает государству дивиденды. Причем принципиально, с традицией великодержавного хамства. Почему?
Наиболее вероятная версия, что делается это по науськиванию сырьевых компаний, заинтересованных в наращивании транспортных мощностей для экспортных поставок. Зачем платить деньги государству, если прибыль можно инвестировать в грузоперевозки? А государство скромно помалкивает, потому что напрямую зависит от сырьевого рынка.
В 2019 году, правда, РЖД расщедрились и заплатили дивиденды списанными вагонами. Поскольку РЖД, очевидно, побоявшись санкций, с Крымом работать наотрез отказывается, вагоны достались ФГУП “Крымские железные дороги”, которому терять нечего.
В действительности, приватизация РЖД уже идёт полным ходом. До самой головной компании руки приватизаторов пока не добрались, хотя, как можно понять, скоро доберутся, но в частные руки уже активно отдаются дочерние компании.
В частности, РЖД лишили доли в Центральной пассажирской пригородной компании, и как минимум ещё в двух “дочках”. В частные руки ушли доли в билетном и логистическом бизнесе, подвязанном на РЖД, не говоря уже об IT-сфере и автоматизации. Наиболее интересен именно первый вариант, поскольку в него инвестировала “сотни нефти” московская мэрия. МЦК и диаметры были запущены с большой помпой и фанфарами.
При этом пересадки по принципу “сухие ноги” открыты мало где, что вызывает недовольство пассажиров. Возникает вопрос: зачем нужен такой неудобный транспорт? Где-то и когда-то мы все это проходили. Буквально напрашивается аналогия с тем, что творилось, да и сегодня творится на столичных дорогах.
Вообще, на РЖД, точнее говоря, на людях, к ней так или иначе причастных, висит какой-то злой рок. При этом старые кадры — ещё куда ни шло, но экс-министр, не профильный, но с РЖД завязанный как никто иной, Михаил Абызов сидит. Или бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, когда-то отрасль курировавший по самым главным новациям.
Так тот, как-то забыв про международную шахматную федерацию, сбежал в Израиль. Абызов сбежать, то ли к счастью, то ли увы, не успел. Но как только ему избрали меру пресечения в виде водворения в СИЗО “Лефортово”, тут же стало известно об исчезновении из страны Дворковича. Всего через пару недель благополучно обнаружившегося где-то в Италии.
Что в итоге ждать от приватизации РЖД? Вероятнее всего, ничего хорошего. Тут же найдутся очередные дворковичи и абызовы, кто-то, конечно, сможет сбежать и мотивировать свой поступок, как всегда, несогласием с СВО. Кому-то, надо полагать, все же, успеют надеть на лапы браслеты и “закрыть”. Кому достанется “некастрированный жирный кот” в итоге, - догадки есть, да только жить хочется.
Самое главное - показатели приватизации. Минфин явно не планирует продавать частникам все РЖД. Называется сумма до 10% активов. Она называлась еще при Дворковиче, когда Рогозин вступил с ним в филиппику со словами: “Аркаша, голубь ты наш”.
Недвусмысленный намёк был сделан недавно Минфином. По словам его представителей, РЖД платит только 50% дивидендов государству. Потому и надо его сдавать в частные руки. В действительности же РЖД государству не платит ничего. Даже означенной половины дивидендов.
Вероятнее всего, стоимость тех самых десяти процентов будет составлять около 400 млрд рублей. Самое интересное, что, даже несмотря на частичную приватизацию, государство, сохраняющее контролирующую долю акций, не скрывает планов урезать доходы у топ-менеджеров РЖД. А нет ли риска, что они вообще откажутся работать?
Под стук колёс
Вечную тему приватизации в России на страницах «Экономического обозрения» было решено начать с государственного концерна “Росспиртпром”Нигде кроме, как в Росспиртпроме. Дело в том, что именно с него и должна начаться очередная волна перевода госпредприятий на частные рельсы.
Продолжения по плану надо ожидать как раз на рельсах — с пакетом акций РЖД, окончательный размер которого, выставляемый на аукцион или конкурс,до сих пор точно не определён. Хотя скорее всего, не согласован на самой верху.
Вопрос со спиртной монополией решён, по всей видимости, окончательно. И уже не важно, что это несколько неожиданный объект для выхода из-под контроля государства. Но новые приватизаторы не менее напористы, чем был первый из них — Анатолий Чубайс.
Когда-то этот «беженец» именно ради раздела государева имущества сел в кресло руководителя Росимущества, а потом и вице-премьера. К нынешним приватизаторам аппетит тоже приходит во время еды. Следующее блюдо, которым Минфин собирается попотчевать крупный бизнес - ОАО “Российские железные дороги”.
Его единственным акционером в настоящий момент пока ещё остаётся государство. В каком состоянии сейчас находится РЖД и что можно ожидать от его приватизации? Ведь разговоры о том, что РЖД неплохо бы приватизировать, начались ещё в нулевых, в эпоху притока в страну дешевых нефтедолларов
Да, тогда олигархам некуда было их девать. При этом РЖД называлось, просим извинить за прямоту - “жирным государевым котом”, которому ещё не проделали одну известную операцию. Насчёт того, какой же это кот - видимо, его подвешенное состояние теперь уже будет продолжаться недолго.
А вот насчёт жирности, - при всех кольцах, диаметрах, Сапсанах и Ласточках, можно поспорить. Но об этом потом. Обсуждения перспективы входа в РЖД частных инвесторов, не выезжающих из Москвы дальше собственной дачи или аэропорта, продолжились в 2012-м и 2017 годах.
Продолжились на фоне завидного оптимизма. Особенно вдохновляла инвесторов активно ведущаяся модернизация пассажирского железнодорожного сообщения. Но только в черте столицы и в ближайшем Подмосковье.
Актив по умолчанию
В 2017 году масла в огонь подлили слухи о том, что ФАС собирается ввести запрет на покупку госкомпаниями новых активов и “слить” ряд государственных предприятий в руки частных инвесторов. Санкции тогда были уже в полном разгаре, в не менее полном разгаре был и конфликт на Донбассе, озадачивший Кремль вопросом, как его вообще разрешить и надо ли разрешать.
И если всё-таки надо, то где найти для этого дополнительный источник пополнения казны. В результате в самом РЖД сформировалось лобби сторонников его приватизации. Представителями ФАС тогда было публично высказано мнение, что теоретически допустима приватизация даже профильных активов.
РЖД прямо-таки бросалась на тот момент в глаза инвесторов тем, что при росте активов за 10 лет в четыре раза(!) грузооборот вырос только на 37%, а чистая прибыль упала со 114 млрд до 318 млн рублей. И это, заметьте, с учётом обесценивания рубля.
То есть, по умолчанию считалось, что, учитывая такие отвратительные показатели, государство, нарастившее активы своего предприятия, видя неэффективность его работы, может от отчаяния продать его по цене ниже реальной стоимости этих активов. А дальше уж будь что будет, главное найти эффективных менеджеров, возможно, что из-за рубежа.
Почему, несмотря на уже имевшиеся планы продать часть бумаг РЖД “Росимущество” до сих пор этого не сделало, и серьёзные разговоры по этому поводу начались только сейчас? Вероятно, что план не сдавать “кота” на съедение частным инвесторам не понравился “Росимуществу”, и оно решило распределить акции между дочерними компаниями холдинга. Но план был в верхах забракован.
Дивиденды мечты
Самое интересное в сложившейся ситуации то, что РЖД - единственное из государственных предприятий, которое не выплачивает государству дивиденды. Причем принципиально, с традицией великодержавного хамства. Почему?
Наиболее вероятная версия, что делается это по науськиванию сырьевых компаний, заинтересованных в наращивании транспортных мощностей для экспортных поставок. Зачем платить деньги государству, если прибыль можно инвестировать в грузоперевозки? А государство скромно помалкивает, потому что напрямую зависит от сырьевого рынка.
В 2019 году, правда, РЖД расщедрились и заплатили дивиденды списанными вагонами. Поскольку РЖД, очевидно, побоявшись санкций, с Крымом работать наотрез отказывается, вагоны достались ФГУП “Крымские железные дороги”, которому терять нечего.
В действительности, приватизация РЖД уже идёт полным ходом. До самой головной компании руки приватизаторов пока не добрались, хотя, как можно понять, скоро доберутся, но в частные руки уже активно отдаются дочерние компании.
В частности, РЖД лишили доли в Центральной пассажирской пригородной компании, и как минимум ещё в двух “дочках”. В частные руки ушли доли в билетном и логистическом бизнесе, подвязанном на РЖД, не говоря уже об IT-сфере и автоматизации. Наиболее интересен именно первый вариант, поскольку в него инвестировала “сотни нефти” московская мэрия. МЦК и диаметры были запущены с большой помпой и фанфарами.
При этом пересадки по принципу “сухие ноги” открыты мало где, что вызывает недовольство пассажиров. Возникает вопрос: зачем нужен такой неудобный транспорт? Где-то и когда-то мы все это проходили. Буквально напрашивается аналогия с тем, что творилось, да и сегодня творится на столичных дорогах.
Вообще, на РЖД, точнее говоря, на людях, к ней так или иначе причастных, висит какой-то злой рок. При этом старые кадры — ещё куда ни шло, но экс-министр, не профильный, но с РЖД завязанный как никто иной, Михаил Абызов сидит. Или бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, когда-то отрасль курировавший по самым главным новациям.
Поймут ли намёк?
Так тот, как-то забыв про международную шахматную федерацию, сбежал в Израиль. Абызов сбежать, то ли к счастью, то ли увы, не успел. Но как только ему избрали меру пресечения в виде водворения в СИЗО “Лефортово”, тут же стало известно об исчезновении из страны Дворковича. Всего через пару недель благополучно обнаружившегося где-то в Италии.
Что в итоге ждать от приватизации РЖД? Вероятнее всего, ничего хорошего. Тут же найдутся очередные дворковичи и абызовы, кто-то, конечно, сможет сбежать и мотивировать свой поступок, как всегда, несогласием с СВО. Кому-то, надо полагать, все же, успеют надеть на лапы браслеты и “закрыть”. Кому достанется “некастрированный жирный кот” в итоге, - догадки есть, да только жить хочется.
Самое главное - показатели приватизации. Минфин явно не планирует продавать частникам все РЖД. Называется сумма до 10% активов. Она называлась еще при Дворковиче, когда Рогозин вступил с ним в филиппику со словами: “Аркаша, голубь ты наш”.
Недвусмысленный намёк был сделан недавно Минфином. По словам его представителей, РЖД платит только 50% дивидендов государству. Потому и надо его сдавать в частные руки. В действительности же РЖД государству не платит ничего. Даже означенной половины дивидендов.
Вероятнее всего, стоимость тех самых десяти процентов будет составлять около 400 млрд рублей. Самое интересное, что, даже несмотря на частичную приватизацию, государство, сохраняющее контролирующую долю акций, не скрывает планов урезать доходы у топ-менеджеров РЖД. А нет ли риска, что они вообще откажутся работать?
- Роман Мамчиц, Михаил Викентьев
- rzd.ru, sensaciy.net
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
«Русская ответка» стоимостью в 1 миллиард евро полетела к Shell
Генпрокуратура создает базу для наказания британо-нидерландского нефтегазового гиганта...
Время буржуек? Чиновники советуют россиянам согреваться самостоятельно
Больше рассчитывать на себя посоветовал местным жителям, пострадавшим от перебоев со светом, начальник управления энергетики и газификации министерства ЖКХ...
Торговая война с Казахстаном: что стоит за запретом на ввоз с/х продукции?
Россельхознадзор ввёл временные ограничения на ввоз в Россию из Казахстана некоторых видов продукции. Казахская сторона пока никак не отреагировала на запреты....
Паника на валютном рынке: в Минфине резко призвал вкладываться в золото
Заместитель Минфина Алексей Моисеев озвучил риски хранения средств в иностранной валюты и посоветовали покупать золото...
Максим Орешкин назвал причину нехватки рабочей силы в России
Заместитель главы администрации президента Российской Федерации Максим Орешкин на форуме «Производительность 360» рассказал о том, почему в нашей стране...
Встречайте – русский «Пилигрим»: Атомный монстр даст газу в Арктике
«Газпром» и «Курчатовский институт» поддержали проект, который кажется для нынешней России абсолютной фантастикой...
Неожиданное заявление от Всемирного банка: ВВП России растёт как на дрожжах
Улучшение прогноза роста российского ВВП от Всемирного банка стало трендом. Это третье повышение предполагаемого роста экономики РФ за год....
Развитие российского рынка низкоорбитальной спутниковой связи
В условиях активной космической гонки, государства и частные компании по всему миру создают и развивают свои низкоорбитальные спутниковые группировки. Россия,...
Российский «убийца» Starlink: в РФ вложили 400 млрд на спутниковый интернет
В РФ инвестируют более 400 млрд рублей в строительство аппаратов и инфраструктуры низкоорбитальной спутниковой группировки скоростного доступа в интернет...
Газопровод «Сила Сибири - 2»: «темная лошадка» на рынке СПГ
Согласно прогнозам, к 2030 году глобальный рынок сжиженного природного газа (СПГ) столкнется с переизбытком, что негативно отразится на многих экспортных...
Карасёв: «Немецкая машина» – это теперь Россия, а не ФРГ
«Расчеты там, что в 25 году у них там что-то будет с экономикой, неверны. Пишут всякие там либеральные типа экономисты. Как они достали уже, честное слово. То...
В Siemens заявили о бессмысленности инвестировать в Германию
Экономический климат в Германии ухудшается. Инвестировать в ФРГ стало бессмысленным занятием. Об этом в ходе открытого заседания комитета по финансам...
Эксперты бьют тревогу: инфляция обрушится на рынок РФ новыми «рекордами»
Финансовый аналитик Александр Разуваев рассказал о возможном росте цен в 15 % на продукты к Новому году...
Жёсткие меры против мигрантов: Урал блокирует целый ряд профессий приезжим
На Урале рассматривается предложение о запрете мигрантам работать по патентам в сфере общественного транспорта и такси...
Россия наращивает уровень экспорта: итоги и перспективы
На форуме «Сделано в России» премьер-министр РФ Михаил Мишустин поделился позитивными новостями о состоянии внешней торговли России. Прежде всего, он отметил,...
Открыт участок трассы «Новороссия» – часть сухопутного маршрута в Крым
Марат Хуснуллин дал старт отремонтированному участку трассы «Новороссия». Машиностроители ДНР планируют возродить производство тоннелепроходческих комплексов в...