Торги по Завитинскому месторождению провалились
Завитинское месторождение не удалось «продать» с аукциона. Стартовая цена была заявлена – 1 миллиард 59 миллионов рублей. На торги не поступило ни одной заявки. Аукцион по литиевому участку был назначен на 18 июля 2024 года, а заявки принимались до 27 июня.
Провести торгов по Завитинскому месторождению в текущем календарном году поручил премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин. Цель аукциона – определить победителя на право пользования участком недр федерального значения, расположенным на территории Забайкальского края, для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, включая вскрышные и вмещающие горные породы.
14 февраля 2024 года распоряжение об аукционе было размещено на официальном портале правовой информации. Объем ресурсов участка оценили в 153 тысячи тонн оксида лития, а забалансовых запасов – в 50,9 тонны. Кроме лития в Завитинском залегает 2 094 тонн тантала, 3 679 тонн пентоксида ниобия и 3 347 тонн олова.
Оксид лития (Li2O):
категория С1: руда – 22 100 тыс. тонн (содержание — 0,69 %), оксид лития (Li2O) – 153 005 тонн;
категория С2: руда – 6 968 тыс. тонн, оксид лития (Li2O) – 54 136 тонн;
забалансовые: руда – 8 959 тыс. тонн, оксид лития (Li2O) – 50 903 тонны.
Пентоксид тантала (Та2O5):
категория С1: руда – 348 тыс. тонн (содержание – 0,0158 %), пентаоксид тантала (Та2O5) – 55 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, пентаоксид тантала (Та2O5) – 2 039 тонн.
Пентоксид ниобия (Nb2O5):
категория С1: руда – 348 тыс. тонн (содержание – 0,0129 %), пентоксид ниобия (Nb2O5) – 45 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, пентоксид ниобия (Nb2O5) – 3 634 тонны.
Олово:
категория С1: руда – 348 тыс. тонн, олово – 89 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, олово – 3 258 тонн.
На сегодняшний день Россия держит курс на импортозамещение и сырьевой суверенитет. Литиевая отрасль не исключение – она в идеале должна включать в себя полный цикл от добычи сырья до изготовления готовых литиевых аккумуляторов. Однако пока еще никто и никак не решится начать добывать литий первым.
У нас в стране сейчас есть несколько действующих предприятий, которые занимаются переработкой сырья – карбоната лития, получая на выходе гидроксид лития, используемый для производства литий-ионных аккумуляторов. Однако карбонат у нас не добывается с девяностых годов и о сырьевом суверенитете в этой области речи пока не идет.
Литий РФ импортировала из Латинской Америки, где его добывают из рассолов. Главное преимущество данного способа добычи – низкая себестоимость. К сожалению, в России подобных литиевых озер нет.
Цены на литий демонстрировали высокую волатильность на протяжении многих лет и быстро росли из-за популярности электромобилей. А потом «пузырь дефицита» лития лопнул и цена на него резко снизилась в 2023 году. Спотовая цена на карбонат лития аккумуляторного качества, торгующаяся в Шанхае и служащая ориентиром, упала в ноябре 2023 года до 133 500 юаней за тонну, что на 77 % ниже пика годичной давности и ниже уровня 2017 года.
Цена на литий выросла на 1410 % с 39 500 юаней за тонну в августе 2020 года до 600 000 юаней в ноябре 2022 года, увеличившись примерно в пятнадцать раз за 27 месяцев. Как вы уже догадались, аргументом в пользу спекулятивного увлечения была нехватка лития.
Однако в дальнейшем высокие цены привели к появлению большого количества новых добывающих производств и новой продукции.
Снижение мировых цен сохраняется и сейчас, в 2024 году, несмотря на ожидаемый высокий спрос на электромобили в ближайшие годы.
Но Россия стоит на своем – принято решение во что бы то ни стало получить литиевую независимость, и дешевизна металла на мировом рынке не должна при этом играть первичную роль.
Но почему же тогда не состоялся объявленный «Роснедрами» аукцион на месторождение Завитинское в Забайкальском крае и не нашлось ни единого желающего приступить к выполнению этой важной импортозаместительной миссии – выдавать стране свой собственный литий?
Вероятно, все дело в очень высокой стартовой цене аукциона, заявленной по Завитинскому месторождению. А также в низкой предполагаемой рентабельности работ по освоению и добыче.
Вот что говорит по этому поводу Николай Ворогушин, главный геолог Красноярского химико-металлургического завода (ПАО «ХМЗ» – это тот самый завод, который занимается переработкой карбоната лития в гидроксид лития).
Кроме того, Ворогушин отметил, что на Завитинском месторождении больше всего запасов для подземной добычи, что сегодня нерентабельно. А запасы под открытую добычу в относительно небольшом количестве – их может хватить не более чем на десять лет. Такой расклад мало кому интересен.
Но несмотря на провалившийся аукцион, страна все-таки должна увидеть литий с Завитинского месторождения. И вероятно, в самое ближайшее время. Дело в том, что совместному предприятию «Красноярского химико-металлургического завода» и тульской компании «Халмек» (завод, на котором тоже перерабатывают литий) удалось в этом году получить лицензию на право добычи лития из техногенных отвалов, которых на участке больше девятнадцати миллионов тонн, вне конкурса – в порядке «второоткрывательства». Поэтому самый первый литий с Завитинского смогут получить уже в конце 2024 года.
А внутренний спрос на литий несомненно будет – он применяется не только лишь для изготовления аккумуляторных батарей, но также и в медицине, автомобильной промышленности, авиастроении, микроэлектронике, химической отрасли и других сферах отечественного производства.
Ранее мы уже рассказывали, что бывший завод Mercedes-Benz начнет сборку премиальных «китайцев».
Провести торгов по Завитинскому месторождению в текущем календарном году поручил премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин. Цель аукциона – определить победителя на право пользования участком недр федерального значения, расположенным на территории Забайкальского края, для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, включая вскрышные и вмещающие горные породы.
14 февраля 2024 года распоряжение об аукционе было размещено на официальном портале правовой информации. Объем ресурсов участка оценили в 153 тысячи тонн оксида лития, а забалансовых запасов – в 50,9 тонны. Кроме лития в Завитинском залегает 2 094 тонн тантала, 3 679 тонн пентоксида ниобия и 3 347 тонн олова.
Оксид лития (Li2O):
категория С1: руда – 22 100 тыс. тонн (содержание — 0,69 %), оксид лития (Li2O) – 153 005 тонн;
категория С2: руда – 6 968 тыс. тонн, оксид лития (Li2O) – 54 136 тонн;
забалансовые: руда – 8 959 тыс. тонн, оксид лития (Li2O) – 50 903 тонны.
Пентоксид тантала (Та2O5):
категория С1: руда – 348 тыс. тонн (содержание – 0,0158 %), пентаоксид тантала (Та2O5) – 55 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, пентаоксид тантала (Та2O5) – 2 039 тонн.
Пентоксид ниобия (Nb2O5):
категория С1: руда – 348 тыс. тонн (содержание – 0,0129 %), пентоксид ниобия (Nb2O5) – 45 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, пентоксид ниобия (Nb2O5) – 3 634 тонны.
Олово:
категория С1: руда – 348 тыс. тонн, олово – 89 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, олово – 3 258 тонн.
На сегодняшний день Россия держит курс на импортозамещение и сырьевой суверенитет. Литиевая отрасль не исключение – она в идеале должна включать в себя полный цикл от добычи сырья до изготовления готовых литиевых аккумуляторов. Однако пока еще никто и никак не решится начать добывать литий первым.
У нас в стране сейчас есть несколько действующих предприятий, которые занимаются переработкой сырья – карбоната лития, получая на выходе гидроксид лития, используемый для производства литий-ионных аккумуляторов. Однако карбонат у нас не добывается с девяностых годов и о сырьевом суверенитете в этой области речи пока не идет.
Литий РФ импортировала из Латинской Америки, где его добывают из рассолов. Главное преимущество данного способа добычи – низкая себестоимость. К сожалению, в России подобных литиевых озер нет.
Цены на литий демонстрировали высокую волатильность на протяжении многих лет и быстро росли из-за популярности электромобилей. А потом «пузырь дефицита» лития лопнул и цена на него резко снизилась в 2023 году. Спотовая цена на карбонат лития аккумуляторного качества, торгующаяся в Шанхае и служащая ориентиром, упала в ноябре 2023 года до 133 500 юаней за тонну, что на 77 % ниже пика годичной давности и ниже уровня 2017 года.
Цена на литий выросла на 1410 % с 39 500 юаней за тонну в августе 2020 года до 600 000 юаней в ноябре 2022 года, увеличившись примерно в пятнадцать раз за 27 месяцев. Как вы уже догадались, аргументом в пользу спекулятивного увлечения была нехватка лития.
Однако в дальнейшем высокие цены привели к появлению большого количества новых добывающих производств и новой продукции.
Снижение мировых цен сохраняется и сейчас, в 2024 году, несмотря на ожидаемый высокий спрос на электромобили в ближайшие годы.
Но Россия стоит на своем – принято решение во что бы то ни стало получить литиевую независимость, и дешевизна металла на мировом рынке не должна при этом играть первичную роль.
Но почему же тогда не состоялся объявленный «Роснедрами» аукцион на месторождение Завитинское в Забайкальском крае и не нашлось ни единого желающего приступить к выполнению этой важной импортозаместительной миссии – выдавать стране свой собственный литий?
Вероятно, все дело в очень высокой стартовой цене аукциона, заявленной по Завитинскому месторождению. А также в низкой предполагаемой рентабельности работ по освоению и добыче.
Вот что говорит по этому поводу Николай Ворогушин, главный геолог Красноярского химико-металлургического завода (ПАО «ХМЗ» – это тот самый завод, который занимается переработкой карбоната лития в гидроксид лития).
«Аукцион не состоялся, потому что никто не готов платить большие деньги за не очень хорошее с точки зрения запасов месторождение. Стартовый платёж составил более одного миллиарда рублей, это было неадекватно много», – подчеркнул Николай Ворогушин.
Кроме того, Ворогушин отметил, что на Завитинском месторождении больше всего запасов для подземной добычи, что сегодня нерентабельно. А запасы под открытую добычу в относительно небольшом количестве – их может хватить не более чем на десять лет. Такой расклад мало кому интересен.
Но несмотря на провалившийся аукцион, страна все-таки должна увидеть литий с Завитинского месторождения. И вероятно, в самое ближайшее время. Дело в том, что совместному предприятию «Красноярского химико-металлургического завода» и тульской компании «Халмек» (завод, на котором тоже перерабатывают литий) удалось в этом году получить лицензию на право добычи лития из техногенных отвалов, которых на участке больше девятнадцати миллионов тонн, вне конкурса – в порядке «второоткрывательства». Поэтому самый первый литий с Завитинского смогут получить уже в конце 2024 года.
А внутренний спрос на литий несомненно будет – он применяется не только лишь для изготовления аккумуляторных батарей, но также и в медицине, автомобильной промышленности, авиастроении, микроэлектронике, химической отрасли и других сферах отечественного производства.
Ранее мы уже рассказывали, что бывший завод Mercedes-Benz начнет сборку премиальных «китайцев».
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Новый суперкомпьютер: революция в вычислительных технологиях России
Холдинг «Росэлектроника» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») вместе с Российской академией наук (РАН) представляет новый амбициозный проект –...
За сломанную турбину Шольца счет выставили Газпрому
Австрийская OMV хочет взыскать с российской компании 230 миллионов евро за недопоставки газа...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь
Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
Подруга Собчак пытается замять скандал с винзаводом в Севастополе
Фирма клянётся снять с продажи всё вино с русофобскими этикетками. Цинизм ситуации - прославлять британцев, когда их ракеты бомбят Крым!...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Курс доллара в России выше 100 рублей – в чем причины?
На этой неделе курс доллара на внебиржевых торгах преодолел отметку в 100 рублей – такой уровень не наблюдался с октября 2023 года. Эта динамика в значительной...
Из списка «Форбс» — в банкроты: 600 авто и элитное вино до добра не доведут
Долговая яма — еще не самый худший вариант для тех, кто вчера ворочал миллиардами...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Американский бандитизм 90-х в Арктике подошёл к концу
Россия скоро получит права на 70% шельфа с возможностью добычи нефти и газа....
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...