
Торги по Завитинскому месторождению провалились
Завитинское месторождение не удалось «продать» с аукциона. Стартовая цена была заявлена – 1 миллиард 59 миллионов рублей. На торги не поступило ни одной заявки. Аукцион по литиевому участку был назначен на 18 июля 2024 года, а заявки принимались до 27 июня.
Провести торгов по Завитинскому месторождению в текущем календарном году поручил премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин. Цель аукциона – определить победителя на право пользования участком недр федерального значения, расположенным на территории Забайкальского края, для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, включая вскрышные и вмещающие горные породы.
14 февраля 2024 года распоряжение об аукционе было размещено на официальном портале правовой информации. Объем ресурсов участка оценили в 153 тысячи тонн оксида лития, а забалансовых запасов – в 50,9 тонны. Кроме лития в Завитинском залегает 2 094 тонн тантала, 3 679 тонн пентоксида ниобия и 3 347 тонн олова.
Оксид лития (Li2O):
категория С1: руда – 22 100 тыс. тонн (содержание — 0,69 %), оксид лития (Li2O) – 153 005 тонн;
категория С2: руда – 6 968 тыс. тонн, оксид лития (Li2O) – 54 136 тонн;
забалансовые: руда – 8 959 тыс. тонн, оксид лития (Li2O) – 50 903 тонны.
Пентоксид тантала (Та2O5):
категория С1: руда – 348 тыс. тонн (содержание – 0,0158 %), пентаоксид тантала (Та2O5) – 55 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, пентаоксид тантала (Та2O5) – 2 039 тонн.
Пентоксид ниобия (Nb2O5):
категория С1: руда – 348 тыс. тонн (содержание – 0,0129 %), пентоксид ниобия (Nb2O5) – 45 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, пентоксид ниобия (Nb2O5) – 3 634 тонны.
Олово:
категория С1: руда – 348 тыс. тонн, олово – 89 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, олово – 3 258 тонн.
На сегодняшний день Россия держит курс на импортозамещение и сырьевой суверенитет. Литиевая отрасль не исключение – она в идеале должна включать в себя полный цикл от добычи сырья до изготовления готовых литиевых аккумуляторов. Однако пока еще никто и никак не решится начать добывать литий первым.
У нас в стране сейчас есть несколько действующих предприятий, которые занимаются переработкой сырья – карбоната лития, получая на выходе гидроксид лития, используемый для производства литий-ионных аккумуляторов. Однако карбонат у нас не добывается с девяностых годов и о сырьевом суверенитете в этой области речи пока не идет.
Литий РФ импортировала из Латинской Америки, где его добывают из рассолов. Главное преимущество данного способа добычи – низкая себестоимость. К сожалению, в России подобных литиевых озер нет.
Цены на литий демонстрировали высокую волатильность на протяжении многих лет и быстро росли из-за популярности электромобилей. А потом «пузырь дефицита» лития лопнул и цена на него резко снизилась в 2023 году. Спотовая цена на карбонат лития аккумуляторного качества, торгующаяся в Шанхае и служащая ориентиром, упала в ноябре 2023 года до 133 500 юаней за тонну, что на 77 % ниже пика годичной давности и ниже уровня 2017 года.
Цена на литий выросла на 1410 % с 39 500 юаней за тонну в августе 2020 года до 600 000 юаней в ноябре 2022 года, увеличившись примерно в пятнадцать раз за 27 месяцев. Как вы уже догадались, аргументом в пользу спекулятивного увлечения была нехватка лития.
Однако в дальнейшем высокие цены привели к появлению большого количества новых добывающих производств и новой продукции.
Снижение мировых цен сохраняется и сейчас, в 2024 году, несмотря на ожидаемый высокий спрос на электромобили в ближайшие годы.
Но Россия стоит на своем – принято решение во что бы то ни стало получить литиевую независимость, и дешевизна металла на мировом рынке не должна при этом играть первичную роль.
Но почему же тогда не состоялся объявленный «Роснедрами» аукцион на месторождение Завитинское в Забайкальском крае и не нашлось ни единого желающего приступить к выполнению этой важной импортозаместительной миссии – выдавать стране свой собственный литий?
Вероятно, все дело в очень высокой стартовой цене аукциона, заявленной по Завитинскому месторождению. А также в низкой предполагаемой рентабельности работ по освоению и добыче.
Вот что говорит по этому поводу Николай Ворогушин, главный геолог Красноярского химико-металлургического завода (ПАО «ХМЗ» – это тот самый завод, который занимается переработкой карбоната лития в гидроксид лития).
Кроме того, Ворогушин отметил, что на Завитинском месторождении больше всего запасов для подземной добычи, что сегодня нерентабельно. А запасы под открытую добычу в относительно небольшом количестве – их может хватить не более чем на десять лет. Такой расклад мало кому интересен.
Но несмотря на провалившийся аукцион, страна все-таки должна увидеть литий с Завитинского месторождения. И вероятно, в самое ближайшее время. Дело в том, что совместному предприятию «Красноярского химико-металлургического завода» и тульской компании «Халмек» (завод, на котором тоже перерабатывают литий) удалось в этом году получить лицензию на право добычи лития из техногенных отвалов, которых на участке больше девятнадцати миллионов тонн, вне конкурса – в порядке «второоткрывательства». Поэтому самый первый литий с Завитинского смогут получить уже в конце 2024 года.
А внутренний спрос на литий несомненно будет – он применяется не только лишь для изготовления аккумуляторных батарей, но также и в медицине, автомобильной промышленности, авиастроении, микроэлектронике, химической отрасли и других сферах отечественного производства.
Ранее мы уже рассказывали, что бывший завод Mercedes-Benz начнет сборку премиальных «китайцев».
Провести торгов по Завитинскому месторождению в текущем календарном году поручил премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин. Цель аукциона – определить победителя на право пользования участком недр федерального значения, расположенным на территории Забайкальского края, для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, включая вскрышные и вмещающие горные породы.
14 февраля 2024 года распоряжение об аукционе было размещено на официальном портале правовой информации. Объем ресурсов участка оценили в 153 тысячи тонн оксида лития, а забалансовых запасов – в 50,9 тонны. Кроме лития в Завитинском залегает 2 094 тонн тантала, 3 679 тонн пентоксида ниобия и 3 347 тонн олова.
Оксид лития (Li2O):
категория С1: руда – 22 100 тыс. тонн (содержание — 0,69 %), оксид лития (Li2O) – 153 005 тонн;
категория С2: руда – 6 968 тыс. тонн, оксид лития (Li2O) – 54 136 тонн;
забалансовые: руда – 8 959 тыс. тонн, оксид лития (Li2O) – 50 903 тонны.
Пентоксид тантала (Та2O5):
категория С1: руда – 348 тыс. тонн (содержание – 0,0158 %), пентаоксид тантала (Та2O5) – 55 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, пентаоксид тантала (Та2O5) – 2 039 тонн.
Пентоксид ниобия (Nb2O5):
категория С1: руда – 348 тыс. тонн (содержание – 0,0129 %), пентоксид ниобия (Nb2O5) – 45 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, пентоксид ниобия (Nb2O5) – 3 634 тонны.
Олово:
категория С1: руда – 348 тыс. тонн, олово – 89 тонн;
категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, олово – 3 258 тонн.
На сегодняшний день Россия держит курс на импортозамещение и сырьевой суверенитет. Литиевая отрасль не исключение – она в идеале должна включать в себя полный цикл от добычи сырья до изготовления готовых литиевых аккумуляторов. Однако пока еще никто и никак не решится начать добывать литий первым.
У нас в стране сейчас есть несколько действующих предприятий, которые занимаются переработкой сырья – карбоната лития, получая на выходе гидроксид лития, используемый для производства литий-ионных аккумуляторов. Однако карбонат у нас не добывается с девяностых годов и о сырьевом суверенитете в этой области речи пока не идет.
Литий РФ импортировала из Латинской Америки, где его добывают из рассолов. Главное преимущество данного способа добычи – низкая себестоимость. К сожалению, в России подобных литиевых озер нет.
Цены на литий демонстрировали высокую волатильность на протяжении многих лет и быстро росли из-за популярности электромобилей. А потом «пузырь дефицита» лития лопнул и цена на него резко снизилась в 2023 году. Спотовая цена на карбонат лития аккумуляторного качества, торгующаяся в Шанхае и служащая ориентиром, упала в ноябре 2023 года до 133 500 юаней за тонну, что на 77 % ниже пика годичной давности и ниже уровня 2017 года.
Цена на литий выросла на 1410 % с 39 500 юаней за тонну в августе 2020 года до 600 000 юаней в ноябре 2022 года, увеличившись примерно в пятнадцать раз за 27 месяцев. Как вы уже догадались, аргументом в пользу спекулятивного увлечения была нехватка лития.
Однако в дальнейшем высокие цены привели к появлению большого количества новых добывающих производств и новой продукции.
Снижение мировых цен сохраняется и сейчас, в 2024 году, несмотря на ожидаемый высокий спрос на электромобили в ближайшие годы.
Но Россия стоит на своем – принято решение во что бы то ни стало получить литиевую независимость, и дешевизна металла на мировом рынке не должна при этом играть первичную роль.
Но почему же тогда не состоялся объявленный «Роснедрами» аукцион на месторождение Завитинское в Забайкальском крае и не нашлось ни единого желающего приступить к выполнению этой важной импортозаместительной миссии – выдавать стране свой собственный литий?
Вероятно, все дело в очень высокой стартовой цене аукциона, заявленной по Завитинскому месторождению. А также в низкой предполагаемой рентабельности работ по освоению и добыче.
Вот что говорит по этому поводу Николай Ворогушин, главный геолог Красноярского химико-металлургического завода (ПАО «ХМЗ» – это тот самый завод, который занимается переработкой карбоната лития в гидроксид лития).
«Аукцион не состоялся, потому что никто не готов платить большие деньги за не очень хорошее с точки зрения запасов месторождение. Стартовый платёж составил более одного миллиарда рублей, это было неадекватно много», – подчеркнул Николай Ворогушин.
Кроме того, Ворогушин отметил, что на Завитинском месторождении больше всего запасов для подземной добычи, что сегодня нерентабельно. А запасы под открытую добычу в относительно небольшом количестве – их может хватить не более чем на десять лет. Такой расклад мало кому интересен.
Но несмотря на провалившийся аукцион, страна все-таки должна увидеть литий с Завитинского месторождения. И вероятно, в самое ближайшее время. Дело в том, что совместному предприятию «Красноярского химико-металлургического завода» и тульской компании «Халмек» (завод, на котором тоже перерабатывают литий) удалось в этом году получить лицензию на право добычи лития из техногенных отвалов, которых на участке больше девятнадцати миллионов тонн, вне конкурса – в порядке «второоткрывательства». Поэтому самый первый литий с Завитинского смогут получить уже в конце 2024 года.
А внутренний спрос на литий несомненно будет – он применяется не только лишь для изготовления аккумуляторных батарей, но также и в медицине, автомобильной промышленности, авиастроении, микроэлектронике, химической отрасли и других сферах отечественного производства.
Ранее мы уже рассказывали, что бывший завод Mercedes-Benz начнет сборку премиальных «китайцев».
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Кризис атомной отрасти: реакторы французских АЭС выходят из строя
Энергокомпания EDF, управляющая парком атомных электростанций Франции, в очередной раз перенесла срок перезапуска атомного реактора EPR на АЭС «Фламанвиль»,...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

В РФ создают первый в стране участок по выпуску бериллийсодержащих материалов
Государственная корпорация «Росатом» приступила к реализации стратегически важного производства – в России впервые появится экспериментальная линия выпуска...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Охота на Чубайса началась всерьёз
Для некоторых в России это стало шоком: АО «Роснано» подало иск на своего бывшего главу, ныне израильского гражданина Анатолия Чубайса, и семерых его бывших...

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Нефтяные перипетии: как падение цен на нефть тянет Россию на Запад
В мире, где цены на нефть меняются быстрее, чем мысли у Билла Гейтса о новых инвестициях, интересные события происходят вокруг российской нефти. Последние...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...