Торги по Завитинскому месторождению провалились
3 549

Торги по Завитинскому месторождению провалились

Завитинское месторождение не удалось «продать» с аукциона. Стартовая цена была заявлена – 1 миллиард 59 миллионов рублей. На торги не поступило ни одной заявки. Аукцион по литиевому участку был назначен на 18 июля 2024 года, а заявки принимались до 27 июня.


Провести торгов по Завитинскому месторождению в текущем календарном году поручил премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин. Цель аукциона – определить победителя на право пользования участком недр федерального значения, расположенным на территории Забайкальского края, для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, включая вскрышные и вмещающие горные породы.

14 февраля 2024 года распоряжение об аукционе было размещено на официальном портале правовой информации. Объем ресурсов участка оценили в 153 тысячи тонн оксида лития, а забалансовых запасов – в 50,9 тонны. Кроме лития в Завитинском залегает 2 094 тонн тантала, 3 679 тонн пентоксида ниобия и 3 347 тонн олова.

Оксид лития (Li2O):

категория С1: руда – 22 100 тыс. тонн (содержание — 0,69 %), оксид лития (Li2O) – 153 005 тонн;

категория С2: руда – 6 968 тыс. тонн, оксид лития (Li2O) – 54 136 тонн;

забалансовые: руда – 8 959 тыс. тонн, оксид лития (Li2O) – 50 903 тонны.

Пентоксид тантала (Та2O5):

категория С1: руда – 348 тыс. тонн (содержание – 0,0158 %), пентаоксид тантала (Та2O5) – 55 тонн;

категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, пентаоксид тантала (Та2O5) – 2 039 тонн.

Пентоксид ниобия (Nb2O5):

категория С1: руда – 348 тыс. тонн (содержание – 0,0129 %), пентоксид ниобия (Nb2O5) – 45 тонн;

категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, пентоксид ниобия (Nb2O5) – 3 634 тонны.

Олово:

категория С1: руда – 348 тыс. тонн, олово – 89 тонн;

категория С2: руда – 38 864 тыс. тонн, олово – 3 258 тонн.

На сегодняшний день Россия держит курс на импортозамещение и сырьевой суверенитет. Литиевая отрасль не исключение – она в идеале должна включать в себя полный цикл от добычи сырья до изготовления готовых литиевых аккумуляторов. Однако пока еще никто и никак не решится начать добывать литий первым.

У нас в стране сейчас есть несколько действующих предприятий, которые занимаются переработкой сырья – карбоната лития, получая на выходе гидроксид лития, используемый для производства литий-ионных аккумуляторов. Однако карбонат у нас не добывается с девяностых годов и о сырьевом суверенитете в этой области речи пока не идет.

Литий РФ импортировала из Латинской Америки, где его добывают из рассолов. Главное преимущество данного способа добычи – низкая себестоимость. К сожалению, в России подобных литиевых озер нет.

Цены на литий демонстрировали высокую волатильность на протяжении многих лет и быстро росли из-за популярности электромобилей. А потом «пузырь дефицита» лития лопнул и цена на него резко снизилась в 2023 году. Спотовая цена на карбонат лития аккумуляторного качества, торгующаяся в Шанхае и служащая ориентиром, упала в ноябре 2023 года до 133 500 юаней за тонну, что на 77 % ниже пика годичной давности и ниже уровня 2017 года.

Цена на литий выросла на 1410 % с 39 500 юаней за тонну в августе 2020 года до 600 000 юаней в ноябре 2022 года, увеличившись примерно в пятнадцать раз за 27 месяцев. Как вы уже догадались, аргументом в пользу спекулятивного увлечения была нехватка лития.

Однако в дальнейшем высокие цены привели к появлению большого количества новых добывающих производств и новой продукции.

Снижение мировых цен сохраняется и сейчас, в 2024 году, несмотря на ожидаемый высокий спрос на электромобили в ближайшие годы.

Но Россия стоит на своем – принято решение во что бы то ни стало получить литиевую независимость, и дешевизна металла на мировом рынке не должна при этом играть первичную роль.

Но почему же тогда не состоялся объявленный «Роснедрами» аукцион на месторождение Завитинское в Забайкальском крае и не нашлось ни единого желающего приступить к выполнению этой важной импортозаместительной миссии – выдавать стране свой собственный литий?

Вероятно, все дело в очень высокой стартовой цене аукциона, заявленной по Завитинскому месторождению. А также в низкой предполагаемой рентабельности работ по освоению и добыче.

Вот что говорит по этому поводу Николай Ворогушин, главный геолог Красноярского химико-металлургического завода (ПАО «ХМЗ» – это тот самый завод, который занимается переработкой карбоната лития в гидроксид лития).

«Аукцион не состоялся, потому что никто не готов платить большие деньги за не очень хорошее с точки зрения запасов месторождение. Стартовый платёж составил более одного миллиарда рублей, это было неадекватно много», – подчеркнул Николай Ворогушин.


Кроме того, Ворогушин отметил, что на Завитинском месторождении больше всего запасов для подземной добычи, что сегодня нерентабельно. А запасы под открытую добычу в относительно небольшом количестве – их может хватить не более чем на десять лет. Такой расклад мало кому интересен.

Но несмотря на провалившийся аукцион, страна все-таки должна увидеть литий с Завитинского месторождения. И вероятно, в самое ближайшее время. Дело в том, что совместному предприятию «Красноярского химико-металлургического завода» и тульской компании «Халмек» (завод, на котором тоже перерабатывают литий) удалось в этом году получить лицензию на право добычи лития из техногенных отвалов, которых на участке больше девятнадцати миллионов тонн, вне конкурса – в порядке «второоткрывательства». Поэтому самый первый литий с Завитинского смогут получить уже в конце 2024 года.

А внутренний спрос на литий несомненно будет – он применяется не только лишь для изготовления аккумуляторных батарей, но также и в медицине, автомобильной промышленности, авиастроении, микроэлектронике, химической отрасли и других сферах отечественного производства.

Ранее мы уже рассказывали, что бывший завод Mercedes-Benz начнет сборку премиальных «китайцев».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас