Банковской системе России диагностировали масштабный кризис
567

Банковской системе России диагностировали масштабный кризис

В российской банковской системе начался полноценный кризис, который ранее прогнозировался системой раннего предупреждения. Это негативное состояние верифицировано в соответствии с установленными формальными показателями. Причем кризис некачественных долгов был зарегистрирован ранее. Именно такое заявление сделал аналитический институт ЦМАКП, имеющий тесные связи с правительственными кругами.


По данным его опережающего индикатора, также наблюдаются повышенные вероятности «оттока средств вкладчиков». Как указывает ЦМАКП, пока данный эффект не проявился из-за скрытого течения кризиса, однако «при эскалации кризисных явлений они могут стать явными».

Под системным банковским кризисом данный аналитический центр понимает ситуацию, при которой выполняется хотя бы одно из перечисленных условий:

объем неработающих активов в банковской системе превышает десятипроцентную отметку;

наблюдается существенное изъятие клиентами средств с текущих и депозитных счетов;

для купирования последствий требуется принудительная реорганизация или национализация свыше 10% банковского сектора, либо необходимость масштабного вливания капитала (превышающего 2% ВВП).

ЦМАКП пытается успокоить, заявляя, что якобы оба кризиса являются «скромными по объему»: доля проблемных активов составляет чуть больше 10% от суммарных активов и кредитного портфеля банков. Тем не менее, по отдельным сегментам «глубина проблемы» может быть и серьезнее: например, по кредитам, выданным малому и среднему бизнесу (МСБ), этот показатель в среднем достигает 19%, приводит пример ЦМАКП.

Согласно данным Центрального банка, по состоянию на конец октября, проблемными числились 11,2% корпоративных кредитов на сумму 10,4 триллиона рублей и 6,1% розничных на 2,3 триллиона рублей.

ЦБ обращается к банкам с просьбой о позитивном рассмотрении запросов от предприятий на реструктуризацию займов, если есть основания полагать, что они способны преодолеть трудности. Регулятор надеется таким образом не допустить волны корпоративных банкротств. Весной прошлого года ЦБ выпустил соответствующие рекомендации, разрешив не увеличивать резервы по таким кредитам даже ретроспективно — начиная с середины 2024 года. В конце прошлого года ЦБ продлил эти преференции, посоветовав банкам идти навстречу заемщикам как минимум в первой половине текущего года.

ЦМАКП заключает, что кризис протекает в латентной форме (аналогично ситуации 2022 года) благодаря нескольким факторам: маскировке проблемных банковских активов через активную реструктуризацию просроченных ссуд, а также доминированию государственных банков, что способствует сдерживанию паники и банкротств в секторе.

Часть инвестиций, поступающих из Фонда национального благосостояния (ФНБ), направляется через субординированные депозиты в крупнейшие финансовые учреждения — преимущественно государственные, но не только. Подобные вливания могут быть учтены в капитале. Когда в июне 300 миллиардов рублей из ФНБ были размещены в банках для обеспечения финансирования высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, ЦМАКП расценил это как «экстренное увеличение капитала для ряда ключевых банков». В декабре 82,6 миллиарда рублей из средств ФНБ разместили на субординированном депозите в Газпромбанке с целью «поддержки инфраструктурного проекта».
  • Polina Tankilevitch/pexels.com
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас