Проект строительства железнодорожного Северного широтного хода (СШХ) все ближе к реализации. На сайте кабинета министров России появилась информация о том, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о заключении концессионного соглашения для осуществления этого проекта.
Большая страна – большие проекты
Сам Северный широтный ход был задуман ещё очень давно. Однако его реализация каждый раз откладывалась по целому ряду причин. Разумеется, основными преградами была нехватка ресурсов и техническая сложность выполнения задачи. Похоже, что в кабинете министров РФ посчитали, что сегодня такие сложности вполне преодолимы. Уже известно, что в федеральных проектах в сфере транспорта на основе концессионного соглашения с ООО создадут объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта «Обская – Салехард – Надым».
В итоге Северный широтный ход способен обеспечить, по оценкам экспертов, прогнозируемый объем перевозок – 23,9 миллиона тонн. Разумеется, большая часть из грузов будет являться газовым конденсатом и нефтью. Стоит отметить, что сам СШХ в принципе создаётся для транспортировки углеводородов, чтобы связать отдалённые регионы России по добыче «голубого топлива» с промышленными районами.
К каким расходам готов Кабмин?
Также известна и стоимость проекта. 700 километров железной дороги и подходов к ней обойдутся в 230 миллиардов рублей. В соответствии с презентацией РЖД, которую представил замгендиректора Вадим Михайлов, часть концессионера может составить 113 миллиардов рублей, РЖД — 105 миллиардов рублей. Постройка СШХ планируется на 2018-2023 годы.
Нужно отметить, что разделение финансирования на части свидетельствует о своего рода осторожности в реализации проекта. За счёт этого снижаются риски, если, к примеру, какой-то спонсор «выйдет из игры» будет время его заменить, пока остальные выполняют свою часть задачи. Уже известно, что власти ЯНАО получат федеральный грант в размере 10 млрд рублей. Ими также будут вложены средства из регионального бюджета в строительство автомобильной части моста через Обь (а это 8,2 млрд рублей).
Цифры весьма впечатляющие, впрочем, как и задачи. Северный широтный ход – это не только постройка железной дороги в сложных климатических условиях. Де-факто такая коммуникация связывает западную и восточную части ЯНАО по линии Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево. При этом происходит и присоединение к Северной железной дороге Свердловской железной дороги. Всё это не считая постройки различных инфраструктурных объектов, мостов типа того, что планируют возвести через реку Обь.
Россия возвращает себе полноценный танталовый суверенитет
«Соликамский магниевый завод» (Пермский край), входящий в состав государственной корпорации «Росатом», и «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов»...