Экономическое обозрение

SSJ-100 может остаться не у дел: французские движки всё время ломаются

SSJ-100 может остаться не у дел: французские движки всё время ломаются
Многие эксперты предрекают российским самолётам SSJ-100 перспективное будущее на рынке РФ. Более того, они уже успешно применяются для авиаперелётов некоторыми компаниями. Однако у летательных аппаратов иногда обнаруживаются поломки. Как оказалось, довольно часто они возникают из-за деталей, которые поставляет для сборки самолётов SSJ-100 французская компания.


Западный – не значит, что всегда качественный

Принято считать, что качество оборудования на Западе на порядок выше отечественного. Однако это правило не всегда работает, причём даже когда речь идёт об авиастроении. В данном случае проблемы возникли с комплектующими французской Safran. Её детали для самолёта SSJ-100 на практике выходят из строя гораздо быстрее, чем обещает производитель. В первую очередь речь идёт о двигателе. Стоит напомнить, что агрегат SaM146, создан специально для SSJ-100 совместным предприятием российской компании «ОДК-Сатурн» и французской Safran. Однако французская компания, похоже, так и не смогла наладить создание агрегата, способного работать без поломок. Доказательство тому – жалобы топ-менеджеров четырёх авиакомпаний, которые пользуются самолётами SSJ-100. Они привели простую статистику, из которой следует, что чаще всего из строя выходит именно двигатель.

Что не так с двигателем?

В авиакомпаниях, пользующимися самолётами SSJ-100, утверждают, что чаще всего поломки происходят в горячей части двигателя (отсеке, где сжигается топливо). Известно, что именно эту часть создаёт компания Safran. Французский производитель утверждает, что до капитального ремонта силовая установка должна работать 7,5-8 тысяч часов полёта. Однако на практике агрегат начинает давать сбои (в камерах сгорания или маслосборниках могут появляться трещины) уже после 2–4 тысяч часов. В некоторых случаях это происходит даже после 1 тысячи часов полёта. В итоге двигатель нужно демонтировать и отправлять на капремонт, что обходится примерно в $2–5 млн и длится два месяца.


Почему французы платят, но это не помогает?

Ремонт двигателей в таких случаях оплачивает сама компания Safran, поскольку поломка двигателя раньше заявленной гарантии – это вина производителя, а значит, он должен тратить деньги. Кажется, что раз тяготы на себя берёт французская сторона, то и не о чём переживать. Однако есть проблема в виде организационного момента. Когда с SSJ-100 снимают сломанный двигатель SaM146, самолёт нужно оборудовать другой силовой установкой, ведь иначе он будет простаивать два месяца в ангаре, что нанесёт авиакомпании убытки.

В итоге приходится тратить уже свои деньги на аренду подменного двигателя. Кстати, довольно часто случается, что их количества недостаточно и самолёт в итоге так и стоит в ангаре, ожидая завершения ремонта своей силовой установки. Всё это говорит о том, что западное оборудование, по крайне мере то, что идёт в Россию, далеко не всегда качественное. Более того, в Safran пока что ничего не собираются делать с этой проблемой. Кстати, эта компания создаёт и другие двигатели для авиации, однако проблемы возникают только с SaM146.

Использованы фотографии: aviator.guru

Мы в Мы в Яндекс Дзен