Экономическое обозрение

Анаэробные двигатели для Индии: торгуем тем, чего нет

Анаэробные двигатели для Индии: торгуем тем, чего нет
Российская Федерация имеет большой опыт сотрудничества с Индией в области военных разработок, который уже исчисляется десятилетиями. Возможно, именно поэтому Москва предложила Нью-Дели субмарину проекта 677 «Лада». Проблема в том, что подлодка должна быть оборудована воздухонезависимой энергоустановкой, но российские разработчики пока что её так и не создали.


Что за подлодка?

Как недавно заявил замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, РФ предложила Индии подводную лодку класса «Лада», поскольку по многим параметрам она идеально подойдёт для этой страны. Чего только стоит возможность установки на субмарину ракетных комплексов «БраМос» российско-индийской разработки. Известно, что РФ уже готова провести тендер на такую дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) в 2019 году.

В целом же субмарина довольно перспективная. ДЭПЛ проекта 677 «Лада» является разработкой ЦКБ МТ «Рубин» и относится к четвёртому поколению неатомных подлодок. Её задача – борьба с кораблями, субмаринами, осуществление ударов по береговым объектам вероятного противника, установка минных заграждений и перевозка грузов, а также подразделений специального назначения. Одним из главных преимуществ «Лады» является низкий уровень шумности. В комбинации с анаэробным двигателем, который позволил бы вообще не всплывать на поверхность для пополнения запасов воздуха, субмарина становится ещё более смертоносной, поскольку может проявить себя перед противником в самом неожиданном месте.


Продать то, что не работает

Поставка подобной субмарины могла бы очень заинтересовать Индию, если бы не одно «но», о котором мы уже упомянули. Подлодка не имеет работоспособной и протестированной воздухонезависимой энергетической установки.

ДЭПЛ проекта 677 заложили ещё в далёком 1997 году. Спустили на воду в 2004-м, а уже в 2005 году был окончен первый этап ходовых испытаний. Но потом всё резко остановилось. С 2010 года подлодка находится в опытной эксплуатации, поскольку в ЦКБ МТ «Рубин» и морском бюро машиностроения «Малахит» так и не создали работающий анаэробный двигатель. Нет, испытания, конечно идут, но вот когда они закончатся и будут ли они в итоге вообще успешными – это большой вопрос.

Обратиться за помощью к Индии

Вполне вероятно, что попытка Москвы привлечь внимание Нью-Дели к субмарине – это свидетельство того, что РФ в одиночку с задачей постройки воздухонезависимой энергетической установки не справляется.

Впрочем, это вовсе не значит, что Россия пытается грубо обмануть южно-азиатскую страну, торгуя тем, чего нет. Москва, рассчитывая на богатый опыт совместных работ с Нью-Дели, надеется сделать задачу создания анаэробных двигателей для Индии такой же актуальной, как и для себя, о чём, кстати, довольно открыто сама же и говорит.

Уверены, что опыт совместных работ в области создания индийского подводного флота создаёт необходимый технологический задел для успешной реализации данного проекта для индийских ВМС

- заявил заместитель главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ.

Использованы фотографии: bastion-karpenko.narod.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен