В связи с этим в России работают над совершенствованием логистики для арктических проектов «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2». Для этого модернизируются и обеспечиваются всем необходимым судостроительные верфи, а также выделяется финансовая поддержка, в том числе и по линии ВЭБа, для покупки СПГ-газовозов у зарубежных компаний в Азии.
Кораблей много не бывает
В Совкомфлоте приняли решение заключить контракт по временной аренде на эксплуатацию трех новых ледокольных газовозов класса Arc7 с оператором проекта «Арктик СПГ–2». Договор подписан на 30 лет. В соответствии с его положениями, новые корабли должны будут заниматься морской транспортировкой углеводородов и обслуживанием морской разведки и добычи нефти и газа. Контракт заключен с южнокорейской верфью DSME по результатам тендера, который провел оператор проекта «Арктик СПГ–2».
Суммарный объем законтрактованной выручки будущих периодов группы СКФ по трем тайм-чартерным контрактам составит около $4,2 миллиарда
- заявил гендиректор Совкомфлота Игор Тонковидов.
Большой танкер для большого экспорта
Южнокорейская верфь построит три корабля с грузовместимостью в 172,410 куб. Разумеется, эти суда будут принадлежать к классу Arc7, поскольку только такие танкеры в данный момент разрешено использовать для транспортировки сжиженного газа с «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ – 2». Впрочем, это касается только того отрезка арктического маршрута, где море скованно льдами. На выходе из Северного морского пути НОВАТЭК – владелец обоих проектов в Арктике – часто использует простые газовозы, которые по принципу «борт в борт» переваливают груз с судов Arc7.
Наращивание максимального объема грузопотока в таком логистическом плече напрямую будет влиять на позиции российского экспорта на европейских и азиатских рынках. Напомним, плановая мощность будущего проекта «Арктик СПГ – 2» составляет 19,8 миллионов тонн сжиженного газа в год. Однако это только предварительные цифры. Опыт «Ямала СПГ» показал, что проект такого рода, мало того что может быть закончен до назначенных сроков, так еще и выдавать в итоге большее количество углеводородов, чем прогнозировалось в начале.
Именно поэтому Совкомфлот, несмотря на полную загруженность заказами ССК «Звезды», готов инвестировать в покупку судов Arc7 у Южной Кореи. Пока ведущие нефтегазовые компании по всему миру в 2020 году не начали разработку ни одного крупного проекта по производству сжиженного газа, российский СПГ готовится к новому рывку на рынках ЕС за счет пополнения ледокольного флота.
Илья Круглей