«Отвоевывание» Турции
В период с 9 по 11 ноября этого года «Газпром» проводит открытые аукционы по продаже «голубого» топлива на своей электронной торговой площадке с поставками по «Турецкому потоку» в пункт «Малкочлар», находящийся прямо на границе Болгарии и Турции. Об этом сообщило местное информагентство Haber Turk.
Характерно, что подобную практику торговли спотами «Газпром» впервые ввел в 2018 году в Европе, получив возможность конкурировать с другими поставщиками. Действие возымело позитивный результат, который российский холдинг пытается повторить на турецком направлении, ускользающем от «Газпрома».
По словам аналитика Эсера Оздила, руководство газового монополиста приняло правильно решение, так как ситуация для компании в Турции становится все плачевнее: стороны до сих пор не смогли договориться о цене на топливо и условиях продления истекающего контракта.
Встройка в конъюнктуру
Как отмечают эксперты, «Газпром» долгое время успешно пользовался своей монополией и был наделен «иммунитетом», полной нечувствительностью к требованию европейских регуляторных норм, предписывающих продажу природного газа по гибкой цене и без единоличного использования местных ГТС. Однако эти времена давно ушли в прошлое.
Теперь компания учится работать в ЕС по новым правилам. И с недавних пор у «Газпрома» это неплохого получается, притом холдинг перенимает опыт других.
Турция первая пошла по пути спотовой покупки СПГ, пытаясь выиграть в цене, так как экономическая ситуация в стране не позволяет приобретать дорогое сырье. Это стало мощнейшим сигналом для российской компании
– говорит Оздил.Как отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ, «Газпром» находится на верном пути, развивая электронную площадку и ориентируя ее в том числе на турецкое направление, где «засилье» СПГ. Российская компания нашла способ выиграть конкуренцию с американским СПГ в той же Турции.
Это перспективный рынок, особенно с учетом наличествующих мощностей, которые простаивают. Поэтому смысл развивать торговлю есть
– подчеркнул эксперт.