Экономическое обозрение

Перспективы водородных авто в России и на Западе

Перспективы водородных авто в России и на Западе
Экологически чистые автомобили становятся все популярнее во многих странах мира. И сегодня в Европе все чаще обсуждают водородные авто, как один из элементов перехода на ВИЭ-технологии (возобновляемые источники энергии). Но в России эта тема почти не затрагивается.


Ирония состоит в том, что именно при участии РФ у Запада будет больше шансов для использования такого типа топлива, чем при продвижении этой стратегии силами только Евросоюза.

Острая нехватка заправочных станций


Японское издание Financial Times вновь подняло тему водородных автомобилей в Европе как альтернативе электрокарам. Но перспективы у такого типа транспорта оказались не самые лучшие. Издание сетует на нехватку водородных заправок. Опасения вполне оправданы, ведь в 2019 году в мире открыли всего 83 новые станции с таким типом топлива.

Для электромобилей сеть выглядит намного более внушительно. Например, только у Shell уже сегодня в наличии имеется около 25 тысяч заправок для электрокаров по всему миру. При этом всего у компании насчитывается 44 тысячи станций, в том числе дизельные и бензиновые. Французская Total, хоть слегка и отстает от Shell (у нее насчитывается около 12 тысяч станций быстрой зарядки), но собирается исправить это к 2025 году, увеличив их количество до 50 тысяч.

Выходит, в мире сеть заправок для авто на электротяге, пусть и не самая масштабная, но все же есть. А вот с водородным топливом ситуация более печальная – объем инфраструктуры практически нулевой.


Придется обращаться за помощью к России


Сложность состоит не только в количестве заправок. Не совсем понятно, откуда будет браться само топливо. Есть стратегия HyDeal Ambition – к 2030 году наладить поставки «зеленого» водорода, произведенного путем электролиза воды с помощью ВИЭ-генерации, по цене €1,5 за 1 кг. Но точных данных о том, как компании будут наращивать такой объем (67 ГВт электролизеров) всего за десять лет, до сих пор нет. Фактически, это невозможно, ведь в водородной стратегии «зеленой сделки», которая была одобрена Еврокомиссией, к 2030 году предусмотрено строительство лишь 40 ГВт электролизеров.

В итоге для водородных автомобилей в Европе попросту не будет нужного количества топлива. Впрочем, эту проблему может решить Россия. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин осенью 2020 года одобрил план по внедрению водородной энергетики, суть которого состоит в том, чтобы обеспечить производство такого топлива (привлекая «Газпром» и «Росатом») для экспорта этого продукта в Европу.

Речь идет о «голубом» водороде, а не о «зеленом», о котором грезит ЕС. Но при условии, что будут использоваться технологии по улавливанию CO2, такое топливо тоже будет экологичным. Если подобная торговля будет набирать обороты, то у европейских автопроизводителей появится мощный стимул для заполнения рынка автомобилями на водороде, следовательно, и для увеличения сети заправок. Россия в этом плане тоже получит выгоду. Москва со временем может стать важнейшим покупателем авто с водородными двигателями.

Автор:

Использованы фотографии: newauto46.ru, toyotalifestyle.com.au

Мы в Мы в Яндекс Дзен