
России придётся реагировать, либо безропотно потерять миллиарды : ЕС вводит «углеродный налог» в металлургии
Как ожидается, воплотить этот шаг уже в виде закона Европейская комиссия должна будет в июне нынешнего года. Надеяться на то, что этого не произойдет, допустим, по причине пересмотра кем-то в Брюсселе своих позиций, вряд ли стоит. Насколько известно, резолюция была принята с более, чем весомым перевесом ее сторонников над противниками – 444 голоса «за» при 188 воздержавшихся и всего 70 депутатах, проголосовавших против. Сворачивать с «зеленого курса» Старый Свет не намерен.
Новый ограничительный сбор будет носить название «механизм углеродной таможенной корректировки» (Carbon Border Adjustment – CBA), что нисколько не меняет его сущности. По словам представителей Европарламента, направлено его введение, в первую очередь «на стимулирование инвестиций в безуглеродную металлургию», в соответствии с Парижским климатическим соглашением, являющемся «первоисточником» нынешних перемен.
Впрочем, достаточно откровенно признаются они и в том, что налог должен, прежде всего «сделать шансы внешних и внутренних поставщиков на европейском рынке равными». То есть – «защитить» компании из Старого Света от «дешевого импорта» из стран, декарбонизацией собственной экономики не занимающихся. Металлурги ЕС (как и представители всех энергоемких отраслей промышленности) вынуждены платить за совершаемые их предприятиями выбросы в атмосферу парниковых газов. Для этого существует специальная Система торговли выбросами ЕС (ETS). Естественно, это напрямую влияет на рентабельность производства и себестоимость получаемой ими продукции.
Как считают в Европарламенте, производители той же стали или проката из «третьих» стран, таких выплат не делающие, автоматически получают конкурентные преимущества, позволяющие им реализовать свою продукцию по более низким ценам. Один из депутатов, Янник Жадо, заявил, что механизм CBA должен уравнять цены «чистых» (а вернее – отчисляющих в казну Брюсселя соответствующую мзду) европейских производителей и «грязных» из-за его пределов. Пусть они тоже «участвуют в борьбе с изменениями климата и внедряют безуглеродные технологии», призывает евродепутат.
Неудивительно, что принятое 10 марта решение горячо поддержала, в первую очередь, Европейская сталелитейная ассоциация EUROFER. Ее генеральный директор Аксель Эггерт уверяет, что введение CBA не только поможет европейским металлургам в деле «снижения торговой напряженности», но и будет способствовать скорейшему внедрению ими «множества технологий производства стали, не вредящих окружающей среде». При этом надо отметить, что в Европарламенте утверждают: «в качестве инструмента протекционизма» CBA использоваться не будет ни в коем случае. Все будет происходить исключительно «в соответствии с правилами и нормами ВТО». Свежо предание...
В России возможный ущерб от «углеродного налога» обсуждается с того момента, как о нем пошли разговоры в Брюсселе и прочих европейских столицах. Оценки возможных потерь российских экспортеров делаются в самом широком диапазоне и колеблются от 2 до 6 с половиной миллиардов евро в год. Есть, впрочем, и намного более пессимистичные варианты, в рамках которых говорится об убытках в 30-50 миллиардов евро ежегодно. Но это – в самом худшем случае, если таким сбором будет облагаться весь экспорт, а не только продукция особо «грязных» отраслей промышленности.
Как видим, первый удар нанесен «точечно» - по металлургии. Для России, впрочем, это – уже ощутимая проблема. Отдельных цифр снижения экспортных прибылей конкретно для этой отрасли, насколько известно, пока никто не разрабатывал. Тем не менее, в том, что они будут немалыми, можно не сомневаться. В любом случае, как говорил один отечественный политик времен «перестройки», «процесс пошел». России так или иначе придется на него как-то реагировать. Или безропотно терять миллиарды...
Новый ограничительный сбор будет носить название «механизм углеродной таможенной корректировки» (Carbon Border Adjustment – CBA), что нисколько не меняет его сущности. По словам представителей Европарламента, направлено его введение, в первую очередь «на стимулирование инвестиций в безуглеродную металлургию», в соответствии с Парижским климатическим соглашением, являющемся «первоисточником» нынешних перемен.
Впрочем, достаточно откровенно признаются они и в том, что налог должен, прежде всего «сделать шансы внешних и внутренних поставщиков на европейском рынке равными». То есть – «защитить» компании из Старого Света от «дешевого импорта» из стран, декарбонизацией собственной экономики не занимающихся. Металлурги ЕС (как и представители всех энергоемких отраслей промышленности) вынуждены платить за совершаемые их предприятиями выбросы в атмосферу парниковых газов. Для этого существует специальная Система торговли выбросами ЕС (ETS). Естественно, это напрямую влияет на рентабельность производства и себестоимость получаемой ими продукции.
Как считают в Европарламенте, производители той же стали или проката из «третьих» стран, таких выплат не делающие, автоматически получают конкурентные преимущества, позволяющие им реализовать свою продукцию по более низким ценам. Один из депутатов, Янник Жадо, заявил, что механизм CBA должен уравнять цены «чистых» (а вернее – отчисляющих в казну Брюсселя соответствующую мзду) европейских производителей и «грязных» из-за его пределов. Пусть они тоже «участвуют в борьбе с изменениями климата и внедряют безуглеродные технологии», призывает евродепутат.
Неудивительно, что принятое 10 марта решение горячо поддержала, в первую очередь, Европейская сталелитейная ассоциация EUROFER. Ее генеральный директор Аксель Эггерт уверяет, что введение CBA не только поможет европейским металлургам в деле «снижения торговой напряженности», но и будет способствовать скорейшему внедрению ими «множества технологий производства стали, не вредящих окружающей среде». При этом надо отметить, что в Европарламенте утверждают: «в качестве инструмента протекционизма» CBA использоваться не будет ни в коем случае. Все будет происходить исключительно «в соответствии с правилами и нормами ВТО». Свежо предание...
В России возможный ущерб от «углеродного налога» обсуждается с того момента, как о нем пошли разговоры в Брюсселе и прочих европейских столицах. Оценки возможных потерь российских экспортеров делаются в самом широком диапазоне и колеблются от 2 до 6 с половиной миллиардов евро в год. Есть, впрочем, и намного более пессимистичные варианты, в рамках которых говорится об убытках в 30-50 миллиардов евро ежегодно. Но это – в самом худшем случае, если таким сбором будет облагаться весь экспорт, а не только продукция особо «грязных» отраслей промышленности.
Как видим, первый удар нанесен «точечно» - по металлургии. Для России, впрочем, это – уже ощутимая проблема. Отдельных цифр снижения экспортных прибылей конкретно для этой отрасли, насколько известно, пока никто не разрабатывал. Тем не менее, в том, что они будут немалыми, можно не сомневаться. В любом случае, как говорил один отечественный политик времен «перестройки», «процесс пошел». России так или иначе придется на него как-то реагировать. Или безропотно терять миллиарды...
- Александр Харалужный
- из Википедии/выбросы парниковых газов
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...