Успехи автомобильной промышленности СССР
Строительство автомобилей в СССР началось в 1924 году. Первым советским автомобилем стал грузовик полуторатонник "АМО Ф-15", собранный на Московском заводе, это событие можно считать отправной точкой развития советского автомобилестроения.
В период с 1924 по1930 г. производились по большей части грузовые автомобили. Легковые автомобили начали выпускаться несколько позже, их производство началось на заводе «Спартак» в 1927-28 гг., это была малолитражный праворульный автомобиль "НАМИ 1".
Далее, в течении последующих двух пятилеток, активно решалась задача расширения объема производства автомобилей необходимых для народного хозяйства.
В 1928-29 гг. было принято решение о создании двух автомобильных заводов — в Москве и Горьком.
Московский завод начал свою работу в конце 1931 года, по плану о должен был выпускать около 25 000 трехтонных автомобилей за год. В начале 1932 года был запущен Горьковский автозавод, его производственные мощности были рассчитаны на выпуск 100 000 автомобилей в год. Чуть позже началось производство легковых автомобилей "ГАЗ-А".
Выпуск шестиместных "ЗИС-101" начался в 1936 году на заводе в Москве.
Позже Московский завод был перепрофилирован для производства малолитражных автомобилей. До начала Великой Отечественной войны на нем было произведено полмиллиона автомобилей "КИМ-10".
В период Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл и на его базе были созданы новые автомобильные заводы.
После окончания войны расширялось производство на существующих заводах, был построен Минский завод, выпускавший грузовые автомобили, автомобильный завод в Ульяновске освоил производство легковых автомобилей высокой проходимости. Московский автозавод в 1947 году начал выпуск автомобиля "Москвич-400".
В начале 60-х годов в СССР наступил новый этап развития автомобилестроения, был построен ряд новых автомобильных заводов, где начали выпуск грузовых и легковых автомобилей.
В 1966 году в СССР начали реализовывать план создания самого крупного автомобильного предприятия в городе Тольятти, рассчитанного на выпуск вначале 660 тысяч автомобилей в год, а далее с 80-х годов уже на 750 тысяч. Именно с постройки Волжского автомобильного завода и выпуска на нем популярных легковых автомобилей Жигули и начался новый этап массовой автомобилизации в Советском Союзе.
Дополнительно было развернуто массовое производство автомобилей ИжАвто, основной моделью которого являлся "ИЖ-2125" в кузове хэтчбек.
Наряду с уже построенными и действующими автомобильными предприятиями, в 1976 году был запущен один из крупнейших в Европе автопроизводителей, завод автомобилей КамАЗ.
Производственные мощности предприятия позволяли выпускать 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей.
Вообще сейчас это может показаться удивительным, но советские автомобили пользовались большим спросом и за рубежом. На экспорт отправляли даже первую модель московского завода "Москвич-400". В 60-х годах было создано советско-бельгийское предприятие, работавшее на территории всей Европы и имеющее около 500 дилеров.
Да и качество автомобилей тех лет было весьма достойное, это идет в разрез с устоявшимся мнением о плохом качестве советских авто.
Уже упоминаемый автомобиль "Москвич" в те годы был самым современным автомобилем страны. Из общего количества выпущенных автомобилей Москвич-407, примерно третья часть уходила на экспорт, а это ни много не мало 180 000 машин. После начала выпуска Москвич-408, в начале 60-х, уже существовал достаточно большой спрос на советские автомобили, и это было не зря, ведь они не уступали качеству европейских машин, поэтому чуть ли не 70% "Москвич-408" шли на экспорт. А вообще, в начале 70-х годов Москвичи продавались в 80 странах мира.
Нельзя не вспомнить и успех советской Нивы, когда она была представлена на Парижском салоне в 1978 г. "ВАЗ 2121" нашел зарубежный рынок сбыта, на котором он продавался 10 лет.
В то время европейскими автопроизводителями выпускался всего единственный автомобиль с цельнометаллическим кузовом, постоянным полным приводом и хорошей проходимостью, приемлемыми ходовыми качествами на асфальтовом покрытии, это был "Рейндж Ровер".
Но у "ВАЗ 2121" конструкцией была предусмотрена независимая передняя подвеска и блокировка межосевого дифференциала, она обладала отличной проходимостью, и что существенно, была значительно дешевле Рейнджа.
Вполне закономерно, что "Нива" получила огромную популярность не только в СССР, но и в многих странах по всему миру.
Обо всех образцах советского автомобилестроения в рамках одной статьи рассказать не получится, однако хочу заметить, что помимо уже перечисленных марок автомобилей, за рубежом были популярны такие автомобили как "ГАЗ-69", "УАЗ-469", самосвалы БелАЗ и др.
Время шло, приближалась эпоха беспокойных 80-х.
К середине 80-х годов советское автомобилестроение добилось значительных успехов в массовом производстве автомобилей, заняв 5 место в мире по общему объему производства, уступив лишь самым развитым капиталистическим странам, 3 место по производству грузовых автомобилей, и 1 место по выпуску автобусов.
Но как раз в этот период стали появляться признаки наступающего кризиса, характерные для эпохи застоя. Сократилось производство легковых автомобилей, стали затягиваться сроки научных и опытно-конструкторских работ, качество запасных частей и сборки не улучшались.
Несмотря на существующие проблемы, были разработаны и запущены в серию новые автомобили "ВАЗ-2108", "Москвич-2141", "Ока" и "Таврия", готовилось производство дизельных грузовиков "ГАЗ-4301", "ЗИЛ-4331", автобуса "ЛиАЗ-5256".
После распада Советского Союза автомобильная промышленность также существенно пострадала, и в дальнейшем развивалась раздельно, в рамках производств вновь образовавшихся государств: России, Белоруссии и на Украине.
В период с 1924 по1930 г. производились по большей части грузовые автомобили. Легковые автомобили начали выпускаться несколько позже, их производство началось на заводе «Спартак» в 1927-28 гг., это была малолитражный праворульный автомобиль "НАМИ 1".
Далее, в течении последующих двух пятилеток, активно решалась задача расширения объема производства автомобилей необходимых для народного хозяйства.
В 1928-29 гг. было принято решение о создании двух автомобильных заводов — в Москве и Горьком.
Московский завод начал свою работу в конце 1931 года, по плану о должен был выпускать около 25 000 трехтонных автомобилей за год. В начале 1932 года был запущен Горьковский автозавод, его производственные мощности были рассчитаны на выпуск 100 000 автомобилей в год. Чуть позже началось производство легковых автомобилей "ГАЗ-А".
Выпуск шестиместных "ЗИС-101" начался в 1936 году на заводе в Москве.
Позже Московский завод был перепрофилирован для производства малолитражных автомобилей. До начала Великой Отечественной войны на нем было произведено полмиллиона автомобилей "КИМ-10".
В период Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл и на его базе были созданы новые автомобильные заводы.
После окончания войны расширялось производство на существующих заводах, был построен Минский завод, выпускавший грузовые автомобили, автомобильный завод в Ульяновске освоил производство легковых автомобилей высокой проходимости. Московский автозавод в 1947 году начал выпуск автомобиля "Москвич-400".
В начале 60-х годов в СССР наступил новый этап развития автомобилестроения, был построен ряд новых автомобильных заводов, где начали выпуск грузовых и легковых автомобилей.
В 1966 году в СССР начали реализовывать план создания самого крупного автомобильного предприятия в городе Тольятти, рассчитанного на выпуск вначале 660 тысяч автомобилей в год, а далее с 80-х годов уже на 750 тысяч. Именно с постройки Волжского автомобильного завода и выпуска на нем популярных легковых автомобилей Жигули и начался новый этап массовой автомобилизации в Советском Союзе.
Дополнительно было развернуто массовое производство автомобилей ИжАвто, основной моделью которого являлся "ИЖ-2125" в кузове хэтчбек.
Наряду с уже построенными и действующими автомобильными предприятиями, в 1976 году был запущен один из крупнейших в Европе автопроизводителей, завод автомобилей КамАЗ.
Производственные мощности предприятия позволяли выпускать 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей.
Вообще сейчас это может показаться удивительным, но советские автомобили пользовались большим спросом и за рубежом. На экспорт отправляли даже первую модель московского завода "Москвич-400". В 60-х годах было создано советско-бельгийское предприятие, работавшее на территории всей Европы и имеющее около 500 дилеров.
Да и качество автомобилей тех лет было весьма достойное, это идет в разрез с устоявшимся мнением о плохом качестве советских авто.
Уже упоминаемый автомобиль "Москвич" в те годы был самым современным автомобилем страны. Из общего количества выпущенных автомобилей Москвич-407, примерно третья часть уходила на экспорт, а это ни много не мало 180 000 машин. После начала выпуска Москвич-408, в начале 60-х, уже существовал достаточно большой спрос на советские автомобили, и это было не зря, ведь они не уступали качеству европейских машин, поэтому чуть ли не 70% "Москвич-408" шли на экспорт. А вообще, в начале 70-х годов Москвичи продавались в 80 странах мира.
Нельзя не вспомнить и успех советской Нивы, когда она была представлена на Парижском салоне в 1978 г. "ВАЗ 2121" нашел зарубежный рынок сбыта, на котором он продавался 10 лет.
В то время европейскими автопроизводителями выпускался всего единственный автомобиль с цельнометаллическим кузовом, постоянным полным приводом и хорошей проходимостью, приемлемыми ходовыми качествами на асфальтовом покрытии, это был "Рейндж Ровер".
Но у "ВАЗ 2121" конструкцией была предусмотрена независимая передняя подвеска и блокировка межосевого дифференциала, она обладала отличной проходимостью, и что существенно, была значительно дешевле Рейнджа.
Вполне закономерно, что "Нива" получила огромную популярность не только в СССР, но и в многих странах по всему миру.
Обо всех образцах советского автомобилестроения в рамках одной статьи рассказать не получится, однако хочу заметить, что помимо уже перечисленных марок автомобилей, за рубежом были популярны такие автомобили как "ГАЗ-69", "УАЗ-469", самосвалы БелАЗ и др.
Время шло, приближалась эпоха беспокойных 80-х.
К середине 80-х годов советское автомобилестроение добилось значительных успехов в массовом производстве автомобилей, заняв 5 место в мире по общему объему производства, уступив лишь самым развитым капиталистическим странам, 3 место по производству грузовых автомобилей, и 1 место по выпуску автобусов.
Но как раз в этот период стали появляться признаки наступающего кризиса, характерные для эпохи застоя. Сократилось производство легковых автомобилей, стали затягиваться сроки научных и опытно-конструкторских работ, качество запасных частей и сборки не улучшались.
Несмотря на существующие проблемы, были разработаны и запущены в серию новые автомобили "ВАЗ-2108", "Москвич-2141", "Ока" и "Таврия", готовилось производство дизельных грузовиков "ГАЗ-4301", "ЗИЛ-4331", автобуса "ЛиАЗ-5256".
После распада Советского Союза автомобильная промышленность также существенно пострадала, и в дальнейшем развивалась раздельно, в рамках производств вновь образовавшихся государств: России, Белоруссии и на Украине.
- Игорь Подмарков
- https://pbs.twimg.com, Антикварные автомобили
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Огромный долг: Москва приказывает РЖД продать недавно купленный роскошный небоскреб
Для погашения долга все средства хороши, особенно из свежих активов супергиганта....
Неподъемный дизель: Дунайские порты отрезали от Украины
Украинские националисты не долго радовались топливному кризису в России – получили свой, гораздо более сильный....
США сняли санкции с компаний, поставлявших РФ оборудование для военных нужд
Российско-американские договоренности, выходящие за пределы украинского кейса, начинают понемногу воплощаться....
Новый год без бутылки: в России вводят полный запрет на алкоголь
Новогодние каникулы в России стартовали с жёстких ограничений: в регионах полностью запретили продажу алкоголя в магазинах...
Россия завалила Великобританию американскими сладостями
Хитрая схема работает очень стабильно, так что справиться с ней британские чиновники не могут....
Секретности конец: РФ и КНР бустят торговлю СПГ
Пекин делает шаг вперед в определении своей геополитической позиции....
Абрамович не хотел помогать СВО – теперь заплатит больше
Пророчество Путина сбывается на наших глазах. Президент еще более 20 лет назад предупреждал толстосумов, что нужно вывести деньги из офшоров и инвестировать в...
После слов Путина о штрафах «короли стройки» впали в депрессию
Застройщикам придется поторопиться с выдачей квартир в новостройках, но 20−30% из них все равно ждет банкротство...
Китай добил молочную промышленность ЕС налогом в 42%
Этот шаг усиливает и без того напряженные торговые отношения между Брюсселем и Пекином....
Москва не получит доход от нефтегаза в 2026 году
Диверсификация экономики идет очень медленно, хотя подстраховаться не мешало бы в сложившихся обстоятельствах....
ВСУ впервые атаковали российский танкер в Средиземном море
Киев не успокаивается и продолжает проявлять агрессию далеко за пределами Украины и зоны конфликта....
«Покрамсать» вузы: в РФ запланировали жёсткую оптимизацию высшей школы
В России урежут количество мест и образовательные программы вузов. Министр Фальков раскрыл планы по жёсткой оптимизации...
«Недосмотрели» – Бабаков о том, почему не вывели деньги с Запада перед СВО
Вице-спикер Госдумы не смог дать вразумительного ответа, почему Россия заранее не вывела активы из западных банков перед началом СВО....
Российская армия добралась до АЭС на Западной Украине: три области выключили
Российская армия продолжает ответные удары по энергосистеме Украины. 23 декабря почти полностью обесточенными оказались три области на Западной Украине, где...
Армения отправила 8 млн литров коньяка, в Россию въехало 30 млн литров
По поводу фальсификатов интересные вопросы возникают даже к крупным торговым сетям...
ЕС делает рождественский подарок главному конкуренту – китайскому автопрому
Европейским автопроизводителям приходится конкурировать на глобальном уровне, но они рискуют оказаться вытесненными с рынка, поскольку развивающиеся рынки...