
Успехи автомобильной промышленности СССР
Строительство автомобилей в СССР началось в 1924 году. Первым советским автомобилем стал грузовик полуторатонник "АМО Ф-15", собранный на Московском заводе, это событие можно считать отправной точкой развития советского автомобилестроения.
В период с 1924 по1930 г. производились по большей части грузовые автомобили. Легковые автомобили начали выпускаться несколько позже, их производство началось на заводе «Спартак» в 1927-28 гг., это была малолитражный праворульный автомобиль "НАМИ 1".
Далее, в течении последующих двух пятилеток, активно решалась задача расширения объема производства автомобилей необходимых для народного хозяйства.
В 1928-29 гг. было принято решение о создании двух автомобильных заводов — в Москве и Горьком.
Московский завод начал свою работу в конце 1931 года, по плану о должен был выпускать около 25 000 трехтонных автомобилей за год. В начале 1932 года был запущен Горьковский автозавод, его производственные мощности были рассчитаны на выпуск 100 000 автомобилей в год. Чуть позже началось производство легковых автомобилей "ГАЗ-А".
Выпуск шестиместных "ЗИС-101" начался в 1936 году на заводе в Москве.
Позже Московский завод был перепрофилирован для производства малолитражных автомобилей. До начала Великой Отечественной войны на нем было произведено полмиллиона автомобилей "КИМ-10".
В период Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл и на его базе были созданы новые автомобильные заводы.
После окончания войны расширялось производство на существующих заводах, был построен Минский завод, выпускавший грузовые автомобили, автомобильный завод в Ульяновске освоил производство легковых автомобилей высокой проходимости. Московский автозавод в 1947 году начал выпуск автомобиля "Москвич-400".
В начале 60-х годов в СССР наступил новый этап развития автомобилестроения, был построен ряд новых автомобильных заводов, где начали выпуск грузовых и легковых автомобилей.
В 1966 году в СССР начали реализовывать план создания самого крупного автомобильного предприятия в городе Тольятти, рассчитанного на выпуск вначале 660 тысяч автомобилей в год, а далее с 80-х годов уже на 750 тысяч. Именно с постройки Волжского автомобильного завода и выпуска на нем популярных легковых автомобилей Жигули и начался новый этап массовой автомобилизации в Советском Союзе.
Дополнительно было развернуто массовое производство автомобилей ИжАвто, основной моделью которого являлся "ИЖ-2125" в кузове хэтчбек.
Наряду с уже построенными и действующими автомобильными предприятиями, в 1976 году был запущен один из крупнейших в Европе автопроизводителей, завод автомобилей КамАЗ.
Производственные мощности предприятия позволяли выпускать 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей.
Вообще сейчас это может показаться удивительным, но советские автомобили пользовались большим спросом и за рубежом. На экспорт отправляли даже первую модель московского завода "Москвич-400". В 60-х годах было создано советско-бельгийское предприятие, работавшее на территории всей Европы и имеющее около 500 дилеров.
Да и качество автомобилей тех лет было весьма достойное, это идет в разрез с устоявшимся мнением о плохом качестве советских авто.
Уже упоминаемый автомобиль "Москвич" в те годы был самым современным автомобилем страны. Из общего количества выпущенных автомобилей Москвич-407, примерно третья часть уходила на экспорт, а это ни много не мало 180 000 машин. После начала выпуска Москвич-408, в начале 60-х, уже существовал достаточно большой спрос на советские автомобили, и это было не зря, ведь они не уступали качеству европейских машин, поэтому чуть ли не 70% "Москвич-408" шли на экспорт. А вообще, в начале 70-х годов Москвичи продавались в 80 странах мира.
Нельзя не вспомнить и успех советской Нивы, когда она была представлена на Парижском салоне в 1978 г. "ВАЗ 2121" нашел зарубежный рынок сбыта, на котором он продавался 10 лет.
В то время европейскими автопроизводителями выпускался всего единственный автомобиль с цельнометаллическим кузовом, постоянным полным приводом и хорошей проходимостью, приемлемыми ходовыми качествами на асфальтовом покрытии, это был "Рейндж Ровер".
Но у "ВАЗ 2121" конструкцией была предусмотрена независимая передняя подвеска и блокировка межосевого дифференциала, она обладала отличной проходимостью, и что существенно, была значительно дешевле Рейнджа.
Вполне закономерно, что "Нива" получила огромную популярность не только в СССР, но и в многих странах по всему миру.
Обо всех образцах советского автомобилестроения в рамках одной статьи рассказать не получится, однако хочу заметить, что помимо уже перечисленных марок автомобилей, за рубежом были популярны такие автомобили как "ГАЗ-69", "УАЗ-469", самосвалы БелАЗ и др.
Время шло, приближалась эпоха беспокойных 80-х.
К середине 80-х годов советское автомобилестроение добилось значительных успехов в массовом производстве автомобилей, заняв 5 место в мире по общему объему производства, уступив лишь самым развитым капиталистическим странам, 3 место по производству грузовых автомобилей, и 1 место по выпуску автобусов.
Но как раз в этот период стали появляться признаки наступающего кризиса, характерные для эпохи застоя. Сократилось производство легковых автомобилей, стали затягиваться сроки научных и опытно-конструкторских работ, качество запасных частей и сборки не улучшались.
Несмотря на существующие проблемы, были разработаны и запущены в серию новые автомобили "ВАЗ-2108", "Москвич-2141", "Ока" и "Таврия", готовилось производство дизельных грузовиков "ГАЗ-4301", "ЗИЛ-4331", автобуса "ЛиАЗ-5256".
После распада Советского Союза автомобильная промышленность также существенно пострадала, и в дальнейшем развивалась раздельно, в рамках производств вновь образовавшихся государств: России, Белоруссии и на Украине.
В период с 1924 по1930 г. производились по большей части грузовые автомобили. Легковые автомобили начали выпускаться несколько позже, их производство началось на заводе «Спартак» в 1927-28 гг., это была малолитражный праворульный автомобиль "НАМИ 1".
Далее, в течении последующих двух пятилеток, активно решалась задача расширения объема производства автомобилей необходимых для народного хозяйства.
В 1928-29 гг. было принято решение о создании двух автомобильных заводов — в Москве и Горьком.
Московский завод начал свою работу в конце 1931 года, по плану о должен был выпускать около 25 000 трехтонных автомобилей за год. В начале 1932 года был запущен Горьковский автозавод, его производственные мощности были рассчитаны на выпуск 100 000 автомобилей в год. Чуть позже началось производство легковых автомобилей "ГАЗ-А".
Выпуск шестиместных "ЗИС-101" начался в 1936 году на заводе в Москве.
Позже Московский завод был перепрофилирован для производства малолитражных автомобилей. До начала Великой Отечественной войны на нем было произведено полмиллиона автомобилей "КИМ-10".
В период Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл и на его базе были созданы новые автомобильные заводы.
После окончания войны расширялось производство на существующих заводах, был построен Минский завод, выпускавший грузовые автомобили, автомобильный завод в Ульяновске освоил производство легковых автомобилей высокой проходимости. Московский автозавод в 1947 году начал выпуск автомобиля "Москвич-400".
В начале 60-х годов в СССР наступил новый этап развития автомобилестроения, был построен ряд новых автомобильных заводов, где начали выпуск грузовых и легковых автомобилей.
В 1966 году в СССР начали реализовывать план создания самого крупного автомобильного предприятия в городе Тольятти, рассчитанного на выпуск вначале 660 тысяч автомобилей в год, а далее с 80-х годов уже на 750 тысяч. Именно с постройки Волжского автомобильного завода и выпуска на нем популярных легковых автомобилей Жигули и начался новый этап массовой автомобилизации в Советском Союзе.
Дополнительно было развернуто массовое производство автомобилей ИжАвто, основной моделью которого являлся "ИЖ-2125" в кузове хэтчбек.
Наряду с уже построенными и действующими автомобильными предприятиями, в 1976 году был запущен один из крупнейших в Европе автопроизводителей, завод автомобилей КамАЗ.
Производственные мощности предприятия позволяли выпускать 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей.
Вообще сейчас это может показаться удивительным, но советские автомобили пользовались большим спросом и за рубежом. На экспорт отправляли даже первую модель московского завода "Москвич-400". В 60-х годах было создано советско-бельгийское предприятие, работавшее на территории всей Европы и имеющее около 500 дилеров.
Да и качество автомобилей тех лет было весьма достойное, это идет в разрез с устоявшимся мнением о плохом качестве советских авто.
Уже упоминаемый автомобиль "Москвич" в те годы был самым современным автомобилем страны. Из общего количества выпущенных автомобилей Москвич-407, примерно третья часть уходила на экспорт, а это ни много не мало 180 000 машин. После начала выпуска Москвич-408, в начале 60-х, уже существовал достаточно большой спрос на советские автомобили, и это было не зря, ведь они не уступали качеству европейских машин, поэтому чуть ли не 70% "Москвич-408" шли на экспорт. А вообще, в начале 70-х годов Москвичи продавались в 80 странах мира.
Нельзя не вспомнить и успех советской Нивы, когда она была представлена на Парижском салоне в 1978 г. "ВАЗ 2121" нашел зарубежный рынок сбыта, на котором он продавался 10 лет.
В то время европейскими автопроизводителями выпускался всего единственный автомобиль с цельнометаллическим кузовом, постоянным полным приводом и хорошей проходимостью, приемлемыми ходовыми качествами на асфальтовом покрытии, это был "Рейндж Ровер".
Но у "ВАЗ 2121" конструкцией была предусмотрена независимая передняя подвеска и блокировка межосевого дифференциала, она обладала отличной проходимостью, и что существенно, была значительно дешевле Рейнджа.
Вполне закономерно, что "Нива" получила огромную популярность не только в СССР, но и в многих странах по всему миру.
Обо всех образцах советского автомобилестроения в рамках одной статьи рассказать не получится, однако хочу заметить, что помимо уже перечисленных марок автомобилей, за рубежом были популярны такие автомобили как "ГАЗ-69", "УАЗ-469", самосвалы БелАЗ и др.
Время шло, приближалась эпоха беспокойных 80-х.
К середине 80-х годов советское автомобилестроение добилось значительных успехов в массовом производстве автомобилей, заняв 5 место в мире по общему объему производства, уступив лишь самым развитым капиталистическим странам, 3 место по производству грузовых автомобилей, и 1 место по выпуску автобусов.
Но как раз в этот период стали появляться признаки наступающего кризиса, характерные для эпохи застоя. Сократилось производство легковых автомобилей, стали затягиваться сроки научных и опытно-конструкторских работ, качество запасных частей и сборки не улучшались.
Несмотря на существующие проблемы, были разработаны и запущены в серию новые автомобили "ВАЗ-2108", "Москвич-2141", "Ока" и "Таврия", готовилось производство дизельных грузовиков "ГАЗ-4301", "ЗИЛ-4331", автобуса "ЛиАЗ-5256".
После распада Советского Союза автомобильная промышленность также существенно пострадала, и в дальнейшем развивалась раздельно, в рамках производств вновь образовавшихся государств: России, Белоруссии и на Украине.
- Игорь Подмарков
- https://pbs.twimg.com, Антикварные автомобили
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Китайцы просверлили лондонские слитки: афера века с золотом
Журналист и инженер Александр Садовников раскрыл детали беспрецедентного мошенничества на Лондонской бирже драгоценных металлов. Китайские покупатели приобрели...

Правительство РФ решило помочь рыболовам Астраханской области
Астраханская область, известная своими богатыми рыбными запасами, получит дополнительные средства для улучшения состояния своих водоемов. В соответствии с...

Закат подмосковной «Звезды»: в полку банкротов прибыло
Производитель военной электроники ФГУП «Электромеханический завод "Звезда"» (город Сергиев Посад), учредителем которого является Министерство...

Запасы монетарного золота в международных резервах России: итоги марта
По утверждению Банка России, запасы монетарного золота в международных резервах на 1 апреля 2025 года составили 74,9 миллиона унций, что эквивалентно 2329,65...

Россия создала мировой авиационный прецедент
Российская авиационная промышленность сделала то, что казалось невозможным после развала Советского Союза: свой первый полет совершил полностью отечественный...

Убытки «Газпрома» и новый проект: перспективы «Восточной системы газоснабжения»
«Газпром» продолжает развивать свою инфраструктуру, несмотря на значительные финансовые трудности, с которыми он сталкивается в последние годы. Одним из...

Запуск инструментального завода в Петербурге: станки с ЧПУ теперь в безопасности
В Санкт-Петербурге на территории станкостроительного завода «Вириал» состоялся запуск крупнейшего производства, специализирующегося на выпуске металлорежущей...

Россия забурилась так, как на Западе не ожидали
Российские нефтекомпании бурят в этом году так, как не делали этого уже не менее пяти лет. Санкции не помешали выйти на максимум бурения в то время, как ОПЕК+...

Ипотеке грозит тотальный обвал
К концу этого года ипотека в России может показать худший результат с 2016-2017 годов. Об этом сообщило агентство Национальные кредитные рейтинги (НКР). Кроме...

Тысячи тонн: месторождение золота, о котором не хотят вспоминать в РФ
Первые сведения о золотоносности района относятся ко второй половине XIX века, когда были обнаружены россыпные проявления золота....

«Был бы ужас»: почему Путин не уволил Набиуллину
Михаил Хазин объяснил, почему Владимир Путин не уволил Эльвиру Набиуллину два года назад или ещё раньше: «Был бы ужас». Но шанс избавиться скоро появится,...

Прорыв импортозамещения в авиации: ОАК подготовила к запуску новый SJ-100
В России подошла к завершению подготовка первого полёта импортозамещённого лайнера SJ-100. Руководство «ОАК» анонсировало скорый запуск....

Почему россияне не несут деньги в банк при ставке 21%
Несмотря на всплеск интереса к банковским вкладам, большинство россиян по-прежнему остаются в стороне от активных сберегательных решений. 60% граждан не...

Росстандарт приостановил эксплуатацию грузовых автомобилей марки «Исток»
Важные новости из мира авто: Росстандарт приостановил выпуск и обращение грузовых автомобилей марки «Исток» типа 4749D категории N1. В опубликованном сообщении...

Сделка с дьяволом: РФ придется смириться с передачей «Северного потока»
В то время, как Европа собирается полностью отказаться от российских углеводородов, Вашингтон обещает оказать Москве содействие в восстановлении экспорта...

Денежное табу: россиян ждут жёсткие лимиты при купле-продаже недвижимости
В РФ хотят запретить приобретать за наличные жильё дороже миллиона рублей. Законопроект планируют принять летом....