Экономическое обозрение

Успехи автомобильной промышленности СССР

Успехи автомобильной промышленности СССР
Строительство автомобилей в СССР началось в 1924 году. Первым советским автомобилем стал грузовик полуторатонник "АМО Ф-15", собранный на Московском заводе, это событие можно считать отправной точкой развития советского автомобилестроения.




В период с 1924 по1930 г. производились по большей части грузовые автомобили. Легковые автомобили начали выпускаться несколько позже, их производство началось на заводе «Спартак» в 1927-28 гг., это была малолитражный праворульный автомобиль "НАМИ 1".

Далее, в течении последующих двух пятилеток, активно решалась задача расширения объема производства автомобилей необходимых для народного хозяйства.

В 1928-29 гг. было принято решение о создании двух автомобильных заводов — в Москве и Горьком.

Московский завод начал свою работу в конце 1931 года, по плану о должен был выпускать около 25 000 трехтонных автомобилей за год. В начале 1932 года был запущен Горьковский автозавод, его производственные мощности были рассчитаны на выпуск 100 000 автомобилей в год. Чуть позже началось производство легковых автомобилей "ГАЗ-А".

Выпуск шестиместных "ЗИС-101" начался в 1936 году на заводе в Москве.



Позже Московский завод был перепрофилирован для производства малолитражных автомобилей. До начала Великой Отечественной войны на нем было произведено полмиллиона автомобилей "КИМ-10".

В период Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл и на его базе были созданы новые автомобильные заводы.

После окончания войны расширялось производство на существующих заводах, был построен Минский завод, выпускавший грузовые автомобили, автомобильный завод в Ульяновске освоил производство легковых автомобилей высокой проходимости. Московский автозавод в 1947 году начал выпуск автомобиля "Москвич-400".

В начале 60-х годов в СССР наступил новый этап развития автомобилестроения, был построен ряд новых автомобильных заводов, где начали выпуск грузовых и легковых автомобилей.

В 1966 году в СССР начали реализовывать план создания самого крупного автомобильного предприятия в городе Тольятти, рассчитанного на выпуск вначале 660 тысяч автомобилей в год, а далее с 80-х годов уже на 750 тысяч. Именно с постройки Волжского автомобильного завода и выпуска на нем популярных легковых автомобилей Жигули и начался новый этап массовой автомобилизации в Советском Союзе.

Дополнительно было развернуто массовое производство автомобилей ИжАвто, основной моделью которого являлся "ИЖ-2125" в кузове хэтчбек.

Наряду с уже построенными и действующими автомобильными предприятиями, в 1976 году был запущен один из крупнейших в Европе автопроизводителей, завод автомобилей КамАЗ.

Производственные мощности предприятия позволяли выпускать 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей.

Вообще сейчас это может показаться удивительным, но советские автомобили пользовались большим спросом и за рубежом. На экспорт отправляли даже первую модель московского завода "Москвич-400". В 60-х годах было создано советско-бельгийское предприятие, работавшее на территории всей Европы и имеющее около 500 дилеров.

Да и качество автомобилей тех лет было весьма достойное, это идет в разрез с устоявшимся мнением о плохом качестве советских авто.

Уже упоминаемый автомобиль "Москвич" в те годы был самым современным автомобилем страны. Из общего количества выпущенных автомобилей Москвич-407, примерно третья часть уходила на экспорт, а это ни много не мало 180 000 машин. После начала выпуска Москвич-408, в начале 60-х, уже существовал достаточно большой спрос на советские автомобили, и это было не зря, ведь они не уступали качеству европейских машин, поэтому чуть ли не 70% "Москвич-408" шли на экспорт. А вообще, в начале 70-х годов Москвичи продавались в 80 странах мира.

Нельзя не вспомнить и успех советской Нивы, когда она была представлена на Парижском салоне в 1978 г. "ВАЗ 2121" нашел зарубежный рынок сбыта, на котором он продавался 10 лет.



В то время европейскими автопроизводителями выпускался всего единственный автомобиль с цельнометаллическим кузовом, постоянным полным приводом и хорошей проходимостью, приемлемыми ходовыми качествами на асфальтовом покрытии, это был "Рейндж Ровер".

Но у "ВАЗ 2121" конструкцией была предусмотрена независимая передняя подвеска и блокировка межосевого дифференциала, она обладала отличной проходимостью, и что существенно, была значительно дешевле Рейнджа.

Вполне закономерно, что "Нива" получила огромную популярность не только в СССР, но и в многих странах по всему миру.

Обо всех образцах советского автомобилестроения в рамках одной статьи рассказать не получится, однако хочу заметить, что помимо уже перечисленных марок автомобилей, за рубежом были популярны такие автомобили как "ГАЗ-69", "УАЗ-469", самосвалы БелАЗ и др.

Время шло, приближалась эпоха беспокойных 80-х.

К середине 80-х годов советское автомобилестроение добилось значительных успехов в массовом производстве автомобилей, заняв 5 место в мире по общему объему производства, уступив лишь самым развитым капиталистическим странам, 3 место по производству грузовых автомобилей, и 1 место по выпуску автобусов.

Но как раз в этот период стали появляться признаки наступающего кризиса, характерные для эпохи застоя. Сократилось производство легковых автомобилей, стали затягиваться сроки научных и опытно-конструкторских работ, качество запасных частей и сборки не улучшались.

Несмотря на существующие проблемы, были разработаны и запущены в серию новые автомобили "ВАЗ-2108", "Москвич-2141", "Ока" и "Таврия", готовилось производство дизельных грузовиков "ГАЗ-4301", "ЗИЛ-4331", автобуса "ЛиАЗ-5256".

После распада Советского Союза автомобильная промышленность также существенно пострадала, и в дальнейшем развивалась раздельно, в рамках производств вновь образовавшихся государств: России, Белоруссии и на Украине.

Автор:

Использованы фотографии: https://pbs.twimg.com, Антикварные автомобили

Мы в Мы в Яндекс Дзен