
Успехи автомобильной промышленности СССР
Строительство автомобилей в СССР началось в 1924 году. Первым советским автомобилем стал грузовик полуторатонник "АМО Ф-15", собранный на Московском заводе, это событие можно считать отправной точкой развития советского автомобилестроения.
В период с 1924 по1930 г. производились по большей части грузовые автомобили. Легковые автомобили начали выпускаться несколько позже, их производство началось на заводе «Спартак» в 1927-28 гг., это была малолитражный праворульный автомобиль "НАМИ 1".
Далее, в течении последующих двух пятилеток, активно решалась задача расширения объема производства автомобилей необходимых для народного хозяйства.
В 1928-29 гг. было принято решение о создании двух автомобильных заводов — в Москве и Горьком.
Московский завод начал свою работу в конце 1931 года, по плану о должен был выпускать около 25 000 трехтонных автомобилей за год. В начале 1932 года был запущен Горьковский автозавод, его производственные мощности были рассчитаны на выпуск 100 000 автомобилей в год. Чуть позже началось производство легковых автомобилей "ГАЗ-А".
Выпуск шестиместных "ЗИС-101" начался в 1936 году на заводе в Москве.
Позже Московский завод был перепрофилирован для производства малолитражных автомобилей. До начала Великой Отечественной войны на нем было произведено полмиллиона автомобилей "КИМ-10".
В период Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл и на его базе были созданы новые автомобильные заводы.
После окончания войны расширялось производство на существующих заводах, был построен Минский завод, выпускавший грузовые автомобили, автомобильный завод в Ульяновске освоил производство легковых автомобилей высокой проходимости. Московский автозавод в 1947 году начал выпуск автомобиля "Москвич-400".
В начале 60-х годов в СССР наступил новый этап развития автомобилестроения, был построен ряд новых автомобильных заводов, где начали выпуск грузовых и легковых автомобилей.
В 1966 году в СССР начали реализовывать план создания самого крупного автомобильного предприятия в городе Тольятти, рассчитанного на выпуск вначале 660 тысяч автомобилей в год, а далее с 80-х годов уже на 750 тысяч. Именно с постройки Волжского автомобильного завода и выпуска на нем популярных легковых автомобилей Жигули и начался новый этап массовой автомобилизации в Советском Союзе.
Дополнительно было развернуто массовое производство автомобилей ИжАвто, основной моделью которого являлся "ИЖ-2125" в кузове хэтчбек.
Наряду с уже построенными и действующими автомобильными предприятиями, в 1976 году был запущен один из крупнейших в Европе автопроизводителей, завод автомобилей КамАЗ.
Производственные мощности предприятия позволяли выпускать 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей.
Вообще сейчас это может показаться удивительным, но советские автомобили пользовались большим спросом и за рубежом. На экспорт отправляли даже первую модель московского завода "Москвич-400". В 60-х годах было создано советско-бельгийское предприятие, работавшее на территории всей Европы и имеющее около 500 дилеров.
Да и качество автомобилей тех лет было весьма достойное, это идет в разрез с устоявшимся мнением о плохом качестве советских авто.
Уже упоминаемый автомобиль "Москвич" в те годы был самым современным автомобилем страны. Из общего количества выпущенных автомобилей Москвич-407, примерно третья часть уходила на экспорт, а это ни много не мало 180 000 машин. После начала выпуска Москвич-408, в начале 60-х, уже существовал достаточно большой спрос на советские автомобили, и это было не зря, ведь они не уступали качеству европейских машин, поэтому чуть ли не 70% "Москвич-408" шли на экспорт. А вообще, в начале 70-х годов Москвичи продавались в 80 странах мира.
Нельзя не вспомнить и успех советской Нивы, когда она была представлена на Парижском салоне в 1978 г. "ВАЗ 2121" нашел зарубежный рынок сбыта, на котором он продавался 10 лет.
В то время европейскими автопроизводителями выпускался всего единственный автомобиль с цельнометаллическим кузовом, постоянным полным приводом и хорошей проходимостью, приемлемыми ходовыми качествами на асфальтовом покрытии, это был "Рейндж Ровер".
Но у "ВАЗ 2121" конструкцией была предусмотрена независимая передняя подвеска и блокировка межосевого дифференциала, она обладала отличной проходимостью, и что существенно, была значительно дешевле Рейнджа.
Вполне закономерно, что "Нива" получила огромную популярность не только в СССР, но и в многих странах по всему миру.
Обо всех образцах советского автомобилестроения в рамках одной статьи рассказать не получится, однако хочу заметить, что помимо уже перечисленных марок автомобилей, за рубежом были популярны такие автомобили как "ГАЗ-69", "УАЗ-469", самосвалы БелАЗ и др.
Время шло, приближалась эпоха беспокойных 80-х.
К середине 80-х годов советское автомобилестроение добилось значительных успехов в массовом производстве автомобилей, заняв 5 место в мире по общему объему производства, уступив лишь самым развитым капиталистическим странам, 3 место по производству грузовых автомобилей, и 1 место по выпуску автобусов.
Но как раз в этот период стали появляться признаки наступающего кризиса, характерные для эпохи застоя. Сократилось производство легковых автомобилей, стали затягиваться сроки научных и опытно-конструкторских работ, качество запасных частей и сборки не улучшались.
Несмотря на существующие проблемы, были разработаны и запущены в серию новые автомобили "ВАЗ-2108", "Москвич-2141", "Ока" и "Таврия", готовилось производство дизельных грузовиков "ГАЗ-4301", "ЗИЛ-4331", автобуса "ЛиАЗ-5256".
После распада Советского Союза автомобильная промышленность также существенно пострадала, и в дальнейшем развивалась раздельно, в рамках производств вновь образовавшихся государств: России, Белоруссии и на Украине.
В период с 1924 по1930 г. производились по большей части грузовые автомобили. Легковые автомобили начали выпускаться несколько позже, их производство началось на заводе «Спартак» в 1927-28 гг., это была малолитражный праворульный автомобиль "НАМИ 1".
Далее, в течении последующих двух пятилеток, активно решалась задача расширения объема производства автомобилей необходимых для народного хозяйства.
В 1928-29 гг. было принято решение о создании двух автомобильных заводов — в Москве и Горьком.
Московский завод начал свою работу в конце 1931 года, по плану о должен был выпускать около 25 000 трехтонных автомобилей за год. В начале 1932 года был запущен Горьковский автозавод, его производственные мощности были рассчитаны на выпуск 100 000 автомобилей в год. Чуть позже началось производство легковых автомобилей "ГАЗ-А".
Выпуск шестиместных "ЗИС-101" начался в 1936 году на заводе в Москве.
Позже Московский завод был перепрофилирован для производства малолитражных автомобилей. До начала Великой Отечественной войны на нем было произведено полмиллиона автомобилей "КИМ-10".
В период Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл и на его базе были созданы новые автомобильные заводы.
После окончания войны расширялось производство на существующих заводах, был построен Минский завод, выпускавший грузовые автомобили, автомобильный завод в Ульяновске освоил производство легковых автомобилей высокой проходимости. Московский автозавод в 1947 году начал выпуск автомобиля "Москвич-400".
В начале 60-х годов в СССР наступил новый этап развития автомобилестроения, был построен ряд новых автомобильных заводов, где начали выпуск грузовых и легковых автомобилей.
В 1966 году в СССР начали реализовывать план создания самого крупного автомобильного предприятия в городе Тольятти, рассчитанного на выпуск вначале 660 тысяч автомобилей в год, а далее с 80-х годов уже на 750 тысяч. Именно с постройки Волжского автомобильного завода и выпуска на нем популярных легковых автомобилей Жигули и начался новый этап массовой автомобилизации в Советском Союзе.
Дополнительно было развернуто массовое производство автомобилей ИжАвто, основной моделью которого являлся "ИЖ-2125" в кузове хэтчбек.
Наряду с уже построенными и действующими автомобильными предприятиями, в 1976 году был запущен один из крупнейших в Европе автопроизводителей, завод автомобилей КамАЗ.
Производственные мощности предприятия позволяли выпускать 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей.
Вообще сейчас это может показаться удивительным, но советские автомобили пользовались большим спросом и за рубежом. На экспорт отправляли даже первую модель московского завода "Москвич-400". В 60-х годах было создано советско-бельгийское предприятие, работавшее на территории всей Европы и имеющее около 500 дилеров.
Да и качество автомобилей тех лет было весьма достойное, это идет в разрез с устоявшимся мнением о плохом качестве советских авто.
Уже упоминаемый автомобиль "Москвич" в те годы был самым современным автомобилем страны. Из общего количества выпущенных автомобилей Москвич-407, примерно третья часть уходила на экспорт, а это ни много не мало 180 000 машин. После начала выпуска Москвич-408, в начале 60-х, уже существовал достаточно большой спрос на советские автомобили, и это было не зря, ведь они не уступали качеству европейских машин, поэтому чуть ли не 70% "Москвич-408" шли на экспорт. А вообще, в начале 70-х годов Москвичи продавались в 80 странах мира.
Нельзя не вспомнить и успех советской Нивы, когда она была представлена на Парижском салоне в 1978 г. "ВАЗ 2121" нашел зарубежный рынок сбыта, на котором он продавался 10 лет.
В то время европейскими автопроизводителями выпускался всего единственный автомобиль с цельнометаллическим кузовом, постоянным полным приводом и хорошей проходимостью, приемлемыми ходовыми качествами на асфальтовом покрытии, это был "Рейндж Ровер".
Но у "ВАЗ 2121" конструкцией была предусмотрена независимая передняя подвеска и блокировка межосевого дифференциала, она обладала отличной проходимостью, и что существенно, была значительно дешевле Рейнджа.
Вполне закономерно, что "Нива" получила огромную популярность не только в СССР, но и в многих странах по всему миру.
Обо всех образцах советского автомобилестроения в рамках одной статьи рассказать не получится, однако хочу заметить, что помимо уже перечисленных марок автомобилей, за рубежом были популярны такие автомобили как "ГАЗ-69", "УАЗ-469", самосвалы БелАЗ и др.
Время шло, приближалась эпоха беспокойных 80-х.
К середине 80-х годов советское автомобилестроение добилось значительных успехов в массовом производстве автомобилей, заняв 5 место в мире по общему объему производства, уступив лишь самым развитым капиталистическим странам, 3 место по производству грузовых автомобилей, и 1 место по выпуску автобусов.
Но как раз в этот период стали появляться признаки наступающего кризиса, характерные для эпохи застоя. Сократилось производство легковых автомобилей, стали затягиваться сроки научных и опытно-конструкторских работ, качество запасных частей и сборки не улучшались.
Несмотря на существующие проблемы, были разработаны и запущены в серию новые автомобили "ВАЗ-2108", "Москвич-2141", "Ока" и "Таврия", готовилось производство дизельных грузовиков "ГАЗ-4301", "ЗИЛ-4331", автобуса "ЛиАЗ-5256".
После распада Советского Союза автомобильная промышленность также существенно пострадала, и в дальнейшем развивалась раздельно, в рамках производств вновь образовавшихся государств: России, Белоруссии и на Украине.
- Игорь Подмарков
- https://pbs.twimg.com, Антикварные автомобили
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Кризис атомной отрасти: реакторы французских АЭС выходят из строя
Энергокомпания EDF, управляющая парком атомных электростанций Франции, в очередной раз перенесла срок перезапуска атомного реактора EPR на АЭС «Фламанвиль»,...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

В РФ создают первый в стране участок по выпуску бериллийсодержащих материалов
Государственная корпорация «Росатом» приступила к реализации стратегически важного производства – в России впервые появится экспериментальная линия выпуска...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Охота на Чубайса началась всерьёз
Для некоторых в России это стало шоком: АО «Роснано» подало иск на своего бывшего главу, ныне израильского гражданина Анатолия Чубайса, и семерых его бывших...

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Нефтяные перипетии: как падение цен на нефть тянет Россию на Запад
В мире, где цены на нефть меняются быстрее, чем мысли у Билла Гейтса о новых инвестициях, интересные события происходят вокруг российской нефти. Последние...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...