Да, новый президент США Джо Байден грозится к 2030 году вдвое сократить выбросы углекислого газа. Однако насколько успешными будут его начинания? Весь мир сегодня только и говорит о «зеленой энергетике», но что будет, когда ее внедрение столкнется с первыми серьезными трудностями – прежде всего, экономическими? Ставя перед собой эти и другие вопросы, брокеры из Gibson не пытаются дать на них простые и однозначные ответы, склоняясь к тому, что дело может обернуться по-всякому.
В качестве весьма серьезного аргумента в пользу того, что ископаемое топливо не так-то просто будет вытеснить из жизни человечества даже при всем желании адептов «зеленого курса», они приводят весьма интересные цифры. Дело в том, что в настоящее время транснациональные нефтяные компании владеют лишь 12% запасов «черного золота» на планете. 66% его принадлежат национальным компаниям, а, следовательно, в их деятельности главную роль играют уже не коммерческие, а государственные интересы.
В качестве примеров в Gibson называют ту же мексиканскую Pemex, и, конечно, главных «гигантов» нефтяного рынка – саудовскую Aramco и отечественную Роснефть. Да, еще 22% нефтяных ресурсов приходятся на долю так называемых независимых нефтяных компаний, однако «первую скрипку» на мировых рынках играют уж точно не они. Мир и далее будет стремиться к борьбе с изменениями климата, считают в Gibson, однако для многих государств полный или даже значительный отказ от углеводородов невыгоден и даже опасен.
Национальные нефтяные корпорации с течением времени будут играть все большую роль в формировании будущего предложения на «черное золото
- считают британские брокеры. И делают из этого вывод о том, что пик потребления углеводородов, скорее всего, «еще где-то на горизонте», и, следовательно, в ближайшее время после преодоления пандемии коронавируса и ее последствий следует ожидать не снижения добычи нефти, а его увеличения.
Кроме того, в компании уверены – переход на «зеленую энергетику» никак не может быть одинаково простым и быстрым для всех сфер. Допустим, человечеству удастся избавиться от углеводородов в электрической и тепловой энергетике, «электрифицировать» железнодорожный и даже автомобильный транспорт. Однако, полагают в Gibson, перевод морских судов на какой-либо другой вид топлива, кроме нефтепродуктов, в ближайшем обозримом будущем вряд ли возможен. И это – только один пример.
В конце подготовленного ими отчета британские эксперты напоминают: «Наш современный мир создала нефть!» Каким бы сильным не было стремление определенной части человечества избавиться от нее и прочих видов ископаемого топлива, процесс поиска реальной замены для них и всех тех привычных всем нам жизненных благ, которые они дают людям, будет «очень нелегким и болезненным». И, уж конечно, достаточно длительным. Эксперты Gibson говорят о «как минимум еще целом поколении», которому суждено прожить жизнь в «нефтяном веке».
Процесс перехода человечества к возобновляемым, «чистым» источникам энергии набирает обороты, однако следует понимать, что речь пока что идет не о замене углеводородов, а о конкуренции, с которой они впервые в истории столкнулись на энергетическом рынке. Даже если спрос на нефть и нефтепродукты и будет снижаться, это будет постепенный и долгий «уход», растянутый на десятилетия.