
Энергетические планы Европы упёрлись в дружбу с Россией
В Европе стремительно развивается тренд на «зеленую» энергетику. Однако на практике осуществить такой энергопереход силами исключительно стран ЕС, практически невозможно. Ветряки и солнечные батареи слишком дорогие и часто являются причиной сбоев поставок электричества. Они не обеспечивают энергобезопасность страны, а снижают ее.
Найти энергоносители, которые действительно будут экологически чистыми, но при этом смогут обеспечивать регулярные поставки энергии в Европе, как оказалось, без России практически невозможно. Именно поэтому Германия будет совместно с РФ разрабатывать водородные проекты.
Вице-премьер РФ Александр Новак и министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер договорились о том, что Россия и Германия вместе будут реализовывать проекты по разработке и постройке объектов, связанных с водородным топливом, а также заниматься вопросами его транспортировки.
Нужно отметить, что диалог по этому вопросу становится интенсивным, в него включается все больше министерств, представителей крупного бизнеса, отдельных чиновников. К примеру, на встрече Новака и Альтмайера присутствовали министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко и экс-министр ФРГ Клаус Тепфер. В ходе мероприятия вновь поднимали тему поставок водорода на территорию ФРГ (или газа, с последующей его переработкой в «голубой» водород).
– заявил вице-премьер РФ.
Параллельно с этим немецкая Wintershall Dea и «Газпром» обсуждают возможность транспортировки водорода по существующей газотранспортной системе. Стоит напомнить, что обе ветки «Северных потоков» способны прокачивать метано-водородную смесь с 20% водорода. Впрочем, дополнительные исследования состава и износоустойчивости новых трубопроводов могут показать и более оптимистичные результаты, ведь 20% считается лишь нижним порогом допустимого.
Нужно отметить, что Россия в любом случае оказывается бенефициаром – будет она поставлять в ФРГ газ в еще большем количестве чем сегодня, либо поставки углеводородов останутся прежними, но дополнятся продажами водорода.
«Голубой» водород, производимый из метана (с условием улавливания СО2 при производстве), в любом случае будет дороже обычного природного газа. Очевидно, что Россия, как экспортер, ничуть не потеряет, если часть ее экспорта энергоносителей займет водород. Платить больше будет Германия, которая как и весь Евросоюз, так рьяно хочет сделать свою экономику углеродно нейтральной.
Россия за счет такого сотрудничества параллельно совершенствует и свои технологии, пытаясь осваивать новое оборудование создавать новую инфраструктуру (включая турбины на водороде для электростанций). В октябре 2020 года правительство РФ одобрило программу «Стратегии водородной энергетики до 2024 года». Очевидно, что постройка завода на территории РФ (либо ФРГ) при участии «Газпрома» и Wintershall Dea помогут России еще быстрее освоить эти технологии.
В отдельных отраслях вроде автопрома, это может ускорить процесс разработки серийных автомобилей на водородном топливе. Конечно сейчас (причем это касается не только российских производителей) легковая машина на водороде обходится гораздо дороже (за счет своей стоимости при покупке и сложности техобслуживания), чем ее аналог на дизеле или бензине.
Однако «КамАЗ» ведет исследования, и тестирует прототипы на таком топливе уже не первый год. Более того, двигатель на водороде в отдельных случаях может оказаться экономически обоснованным и в случае с общественным транспортом, чем российские производители сегодня так же занимаются. «КамАЗ» готовит испытания такого автобуса уже в этом году.
Найти энергоносители, которые действительно будут экологически чистыми, но при этом смогут обеспечивать регулярные поставки энергии в Европе, как оказалось, без России практически невозможно. Именно поэтому Германия будет совместно с РФ разрабатывать водородные проекты.
Будущее энергоперехода ЕС упирается в дружбу с Москвой
Вице-премьер РФ Александр Новак и министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер договорились о том, что Россия и Германия вместе будут реализовывать проекты по разработке и постройке объектов, связанных с водородным топливом, а также заниматься вопросами его транспортировки.
Нужно отметить, что диалог по этому вопросу становится интенсивным, в него включается все больше министерств, представителей крупного бизнеса, отдельных чиновников. К примеру, на встрече Новака и Альтмайера присутствовали министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко и экс-министр ФРГ Клаус Тепфер. В ходе мероприятия вновь поднимали тему поставок водорода на территорию ФРГ (или газа, с последующей его переработкой в «голубой» водород).
Я дам поручение Минэнерго России, чтобы мы предложили совместно один-два проекта (по водороду), с которых мы бы стартовали
– заявил вице-премьер РФ.
Параллельно с этим немецкая Wintershall Dea и «Газпром» обсуждают возможность транспортировки водорода по существующей газотранспортной системе. Стоит напомнить, что обе ветки «Северных потоков» способны прокачивать метано-водородную смесь с 20% водорода. Впрочем, дополнительные исследования состава и износоустойчивости новых трубопроводов могут показать и более оптимистичные результаты, ведь 20% считается лишь нижним порогом допустимого.
Кто получит выгоду?
Нужно отметить, что Россия в любом случае оказывается бенефициаром – будет она поставлять в ФРГ газ в еще большем количестве чем сегодня, либо поставки углеводородов останутся прежними, но дополнятся продажами водорода.
«Голубой» водород, производимый из метана (с условием улавливания СО2 при производстве), в любом случае будет дороже обычного природного газа. Очевидно, что Россия, как экспортер, ничуть не потеряет, если часть ее экспорта энергоносителей займет водород. Платить больше будет Германия, которая как и весь Евросоюз, так рьяно хочет сделать свою экономику углеродно нейтральной.
Россия за счет такого сотрудничества параллельно совершенствует и свои технологии, пытаясь осваивать новое оборудование создавать новую инфраструктуру (включая турбины на водороде для электростанций). В октябре 2020 года правительство РФ одобрило программу «Стратегии водородной энергетики до 2024 года». Очевидно, что постройка завода на территории РФ (либо ФРГ) при участии «Газпрома» и Wintershall Dea помогут России еще быстрее освоить эти технологии.
В отдельных отраслях вроде автопрома, это может ускорить процесс разработки серийных автомобилей на водородном топливе. Конечно сейчас (причем это касается не только российских производителей) легковая машина на водороде обходится гораздо дороже (за счет своей стоимости при покупке и сложности техобслуживания), чем ее аналог на дизеле или бензине.
Однако «КамАЗ» ведет исследования, и тестирует прототипы на таком топливе уже не первый год. Более того, двигатель на водороде в отдельных случаях может оказаться экономически обоснованным и в случае с общественным транспортом, чем российские производители сегодня так же занимаются. «КамАЗ» готовит испытания такого автобуса уже в этом году.
- Илья Круглей
- professionali.ru gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Международные резервы России достигли небывалой цифры
С 1 марта по 1 апреля международные резервы Российской Федерации увеличились на 15 миллиардов долларов США. Из них: валютные резервы выросли на 3,4 миллиарда...

Закат подмосковной «Звезды»: в полку банкротов прибыло
Производитель военной электроники ФГУП «Электромеханический завод "Звезда"» (город Сергиев Посад), учредителем которого является Министерство...

В России могут запретить игру «Мир танков»
Кажется, в российском игровом мире назревает настоящий триллер: Генеральная прокуратура подала иск в Таганский суд Москвы с просьбой запретить деятельность...

Катастрофа на рынке труда: дефицит работников в РФ бьёт исторический рекорд
Рынок труда в России столкнулся с беспрецедентным дефицитом кадров, который побил исторический рекорд. Острая нехватка специалистов подрывает производственные...

Белоруссия хочет восстановить железнодорожную связь с Литвой и Польшей
Представители Белорусской железной дороги на 39-м заседании Конференции генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД (Организации...

Запуск инструментального завода в Петербурге: станки с ЧПУ теперь в безопасности
В Санкт-Петербурге на территории станкостроительного завода «Вириал» состоялся запуск крупнейшего производства, специализирующегося на выпуске металлорежущей...

Промышленное производство в России: итоги первого квартала 2025 года
Четвертый квартал 2024 года завершился на оптимистичной ноте для отечественной промышленности, однако результаты первого квартала 2025 года выглядят менее...

Россия создала мировой авиационный прецедент
Российская авиационная промышленность сделала то, что казалось невозможным после развала Советского Союза: свой первый полет совершил полностью отечественный...

На Белоярской АЭС разрешили построить реактор будущего
Регулятор выдал лицензию на строительство на Белоярской АЭС энергоблока с реактором БН-1200М. Он считается более долговечным, эффективным и, главное, может...

Очередь к стенке: страшные уроки Курска для нового "Смерша"
Очевидно, что в воюющей стране экономические преступления, влияющие на политическую и социальную обстановку, должны предотвращаться, пресекаться и караться с...

Новая Россия: металлургия Донбасса бьёт рекорды
Донецкий металлургический завод (ДНР) побил свой 10-летний рекорд по выплавке стали, в Запорожской области активно развивается птицеводство, в Херсонской...

Возрождение России начнется с жесткой конфискации
Закон запрещает обирать до нитки коррупционера и его родственников, что только стимулирует взяточничество во власти...

Блэкаут в Европе случился из-за отсутствия российского оборудования
Вот уже второй день все гадают, почему значительная часть Европы оказалась погружена во тьму 28 апреля. Без электроэнергии остались Испания, Португалия,...

Росстандарт приостановил эксплуатацию грузовых автомобилей марки «Исток»
Важные новости из мира авто: Росстандарт приостановил выпуск и обращение грузовых автомобилей марки «Исток» типа 4749D категории N1. В опубликованном сообщении...

Новая Россия строит высоковольтные линии и налаживает грузоперевозки
Две новые высоковольтные линии свяжут ДНР и ЛНР, около восьми миллиардов рублей получат воссоединённые регионы на капитальный ремонт электросетей, в Крым...

В России появились роботизированные комплексы для строительства трубопроводов
Компания «Газпром нефть» внедрила на своих месторождениях роботизированные комплексы для сварки трубопроводов, что является важным шагом в сторону развития...