
Большой интерес к Каспийскому морю: перспективы развития экономического сотрудничества в регионе
Азербайджан и Россия на днях провели консультации по вопросам Каспийского моря. С азербайджанской стороны в них участвовал заместитель министра иностранных дел республики Халаф Халафов, который одновременно является и специальным представителем президента Азербайджана Ильхама Алиева по вопросам границы и Каспийского моря, а от имени России выступал посол по особым поручениям МИД и специальный представитель президента России по делимитации и демаркации госграницы РФ с государствами-членами СНГ Михаил Петраков. Сначала – официальная информация: в пресс-релизе довольно сухо рассказывается о том, что на встрече обсуждалась реализация Конвенции о правовом статусе Каспия, меры по подготовке к следующему саммиту, проекты соглашений об отраслевом сотрудничестве. Но что стоит за этими сухими строчками?
Каспийское море представляет интерес для России и многих других стран региона (и не только региона) по следующим причинам: большие запасы природных ресурсов, включая нефть и газ; стратегическое расположение на пути на Ближний Восток; возможность быстрой морской транспортировки грузов из стран Центральной Азии в страны Восточной Европы. В то же время, Прикаспийский регион – поле пересечения интересов России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирана. В последнее время здесь заметна рука еще одного важного игрока – Турции. Хотя Турция не имеет выхода к Каспийскому морю, приверженность принципу «один народ, две страны», декларируемая Реджепом Эрдоганом, позволяет Анкаре вполне ощутимо присутствовать на Каспии через Азербайджан.
Для России важно как не допустить чрезмерного влияния Турции в Прикаспийском регионе, так и способствовать развитию экономической инфраструктуры Каспия. В первую очередь, Россию интересуют не нефть и газ, которых много и у самой России, а логистические возможности Каспия и здесь сотрудничество с Азербайджаном очень интересно, поскольку через азербайджанское побережье пролегает путь в Иран.
Развитие логистики Каспия связано со строительством и модернизацией транспортно-торговой инфраструктуры, в том числе портов и терминалов. Важно обеспечить быстрое и безбарьерное прохождение границ, что позволит сократить сроки поставки товаров в страны региона или через страны региона.
Отдельный вопрос – туристическая отрасль. Каспийское море значительно меньше освоено российскими туристами, нежели Черное море. Между тем, определенный потенциал у Каспийского моря есть, если наладить туристический поток как на российское, так и на азербайджанское побережье. В Москве, например, рассматривают перспективы развития круизного туризма по маршруту «Каспий – Волга». К 2030 году Россия рассчитывает привлекать на Каспий до 1 миллиона туристов, но для достижения этой цели также необходимо взаимодействие с Азербайджаном и другими странами региона.
Вложения в инфраструктуру Каспия для России могут быть весьма оправданными, особенно если обеспечить грамотное привлечение сторонних инвестиций, причем не столько американских или европейских, сколько инвестиций со стороны азиатских стран – Китая, Индии, Пакистана, которые также могут быть заинтересованы в развитии каспийской логистики.
Каспийское море представляет интерес для России и многих других стран региона (и не только региона) по следующим причинам: большие запасы природных ресурсов, включая нефть и газ; стратегическое расположение на пути на Ближний Восток; возможность быстрой морской транспортировки грузов из стран Центральной Азии в страны Восточной Европы. В то же время, Прикаспийский регион – поле пересечения интересов России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирана. В последнее время здесь заметна рука еще одного важного игрока – Турции. Хотя Турция не имеет выхода к Каспийскому морю, приверженность принципу «один народ, две страны», декларируемая Реджепом Эрдоганом, позволяет Анкаре вполне ощутимо присутствовать на Каспии через Азербайджан.
Для России важно как не допустить чрезмерного влияния Турции в Прикаспийском регионе, так и способствовать развитию экономической инфраструктуры Каспия. В первую очередь, Россию интересуют не нефть и газ, которых много и у самой России, а логистические возможности Каспия и здесь сотрудничество с Азербайджаном очень интересно, поскольку через азербайджанское побережье пролегает путь в Иран.
Развитие логистики Каспия связано со строительством и модернизацией транспортно-торговой инфраструктуры, в том числе портов и терминалов. Важно обеспечить быстрое и безбарьерное прохождение границ, что позволит сократить сроки поставки товаров в страны региона или через страны региона.
Отдельный вопрос – туристическая отрасль. Каспийское море значительно меньше освоено российскими туристами, нежели Черное море. Между тем, определенный потенциал у Каспийского моря есть, если наладить туристический поток как на российское, так и на азербайджанское побережье. В Москве, например, рассматривают перспективы развития круизного туризма по маршруту «Каспий – Волга». К 2030 году Россия рассчитывает привлекать на Каспий до 1 миллиона туристов, но для достижения этой цели также необходимо взаимодействие с Азербайджаном и другими странами региона.
Вложения в инфраструктуру Каспия для России могут быть весьма оправданными, особенно если обеспечить грамотное привлечение сторонних инвестиций, причем не столько американских или европейских, сколько инвестиций со стороны азиатских стран – Китая, Индии, Пакистана, которые также могут быть заинтересованы в развитии каспийской логистики.
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....