Когда мнением населения снова не поинтересовались, или Кому выгодно внедрять биометрию на общественном транспорте в РФ
Альтернатива традиционным видам оплаты проезда в общественном транспорте уже не за горами. Платить россияне смогут бесконтактно, при помощи персональных биометрических данных, а помогут им в этом умные системы видеофиксации и распознавания лиц. Повсеместное внедрение новшества запланировано в 2024 году.
Озвучил инициативу накануне министр транспорта РФ Виталий Савельев, поделившись аргументами и фактами в пользу мега-проекта на марафоне «Новое знание». В качестве примера министр привел уже работающий автоматизированный комплекс паспортного контроля в терминале «С» аэропорта «Шереметьево». По задумке властей, подобные удобства постепенно начнут внедрять повсеместно, охватывая все виды общественного транспорта.
Имеются и другие примеры. Так, мэрия Москвы в рамках продолжения эксперимента по сбору и обработке данных прибавила работы Центру организации дорожного движения (ЦОДД), заключив контракт почти на 330 миллионов рублей: за эти деньги в мобильном приложении «Московский транспорт» опробуют в реальных условиях функционал биометрического распознавания лиц для оплаты проезда в гортранспорте.
И это снова тот случай, когда мнением самого населения никто не поинтересовался.
Судя по публичной активности спикеров на уровне правительства РФ, государство в действительности намерено проявить заботу о расширении ассортимента пассажирских удобств. Не откладывая при этом в долгий ящик: тема цифровизации является одной из ключевых в списке нацпроектов. В сложившейся отечественной практике это означает возможность освоения бюджетных средств. И судя по приведенному выше примеру с московским ЦОДД, в масштабах страны речь идет о суммах с девятизначными числами. А точных цифр не назовет сегодня, пожалуй, никто: бюджетные ресурсы распределены расходными статьями по великому множеству федеральных и региональных «целевых» программ, а объемы ассигнований внутри частных корпораций и гигантов типа «Сбера» в большинстве своем прикрыты статусом коммерческой тайны.
Включение транспортной отрасли в схему сбора и эксплуатации биометрических данных – логичный и ожидаемый шаг, который был всего лишь вопросом времени. Ибо в России элементы биометрии давно используются в банковских экосистемах и в сфере госуслуг, в медицине и образовании, в ритейле и электронной коммерции. В большинстве случаев здесь не «изобретают велосипед», просто перенимая опыт применения так называемых «Big Data» в общенациональных масштабах других стран. При этом не секрет, что в сравнении с лидерами цифровизации Россия в плане охвата населения диджитал-сервисами пока пребывает на явно догоняющих позициях.
В определенном смысле впереди планеты всей действуют сегодня власти Китая. В этой стране с полуторамиллиардным населением биометрия все плотнее связывается с системой социального рейтинга, при которой законопослушные граждане могут пользоваться всеми доступными благами и услугами. О перспективах же тех, кто находится на противоположной стороне социального спектра, догадаться нетрудно. Очевидна выгода и интерес со стороны государства, конкретных государственных институтов.
О тотальном контроле социума (с использованием уникальных персональных данных – в том числе) мечтали писатели-фантасты и дискутировали футурологи. Незаметно наступила эпоха дивного нового мира, и теперь за внедрение непосредственных идентификаторов личности с привязкой к социальному статусу отвечают разработчики сетевых сервисов и систем искусственного интеллекта.
Как и многие другие технологии, биометрия перекочевала из военно-разведывательной сферы, будучи адаптирована под запросы и нужды гражданских госслужб. Так что список первоначальных выгодоприобретателей сформировался едва ли не автоматически. В числе же самых счастливых бенефициаров (что давно уже не секрет) – коррумпированные чиновники и их «партнеры по бизнесу». Которые не несут ответственности за любые существующие технические недостатки и финансовые издержки.
По мнению апологетов, преимущества использования биометрических данных очевидны – в буквальном смысле слова налицо. Ибо создавались они как бы с целью облегчить гражданам жизнь. Впрочем, практика показывает, что сами граждане с такими раскладами согласны не везде и не всегда. Властям (особенно на этапе «притирки» и доработки) приходится иметь дело со стихийно возникшим ассортиментом социальных фобий, возникших по вине недостатков нововведения.
К примеру, широко известна боязнь столкнуться с последствиями ошибки, чреватыми потерей всего – вплоть до банковских счетов и документов. Не дремлют и преступники, добавляя весомый вклад в статистику инцидентов, что идет отнюдь не в пользу имиджу властей и структур, контролирующих практически все сферы человеческой деятельности. На самом деле, вопросов в сфере применения биометрических технологий - очень много, и многие из них здесь остаются нерешенными до сих пор.
Для России проблемы, связанные с гарантией защиты и корректной обработки персональных данных, более чем актуальны. На фоне скандалов о многомиллионных утечках баз данных, криминальных сводок о продаже личных сведений в руки спамеров, фишеров, коллекторов и прочих «джентльменов удачи» радужные планы властей могут разойтись с результатом на этапе практического воплощения. Хотя иной – более безопасной и менее рискованной – альтернативы не предлагают сегодня нигде. Таковы мировые тренды. Значит, и в России придется придется пройти по известному пути, сталкиваясь со всей массой проблем и препятствий.
Озвучил инициативу накануне министр транспорта РФ Виталий Савельев, поделившись аргументами и фактами в пользу мега-проекта на марафоне «Новое знание». В качестве примера министр привел уже работающий автоматизированный комплекс паспортного контроля в терминале «С» аэропорта «Шереметьево». По задумке властей, подобные удобства постепенно начнут внедрять повсеместно, охватывая все виды общественного транспорта.
Имеются и другие примеры. Так, мэрия Москвы в рамках продолжения эксперимента по сбору и обработке данных прибавила работы Центру организации дорожного движения (ЦОДД), заключив контракт почти на 330 миллионов рублей: за эти деньги в мобильном приложении «Московский транспорт» опробуют в реальных условиях функционал биометрического распознавания лиц для оплаты проезда в гортранспорте.
И это снова тот случай, когда мнением самого населения никто не поинтересовался.
Судя по публичной активности спикеров на уровне правительства РФ, государство в действительности намерено проявить заботу о расширении ассортимента пассажирских удобств. Не откладывая при этом в долгий ящик: тема цифровизации является одной из ключевых в списке нацпроектов. В сложившейся отечественной практике это означает возможность освоения бюджетных средств. И судя по приведенному выше примеру с московским ЦОДД, в масштабах страны речь идет о суммах с девятизначными числами. А точных цифр не назовет сегодня, пожалуй, никто: бюджетные ресурсы распределены расходными статьями по великому множеству федеральных и региональных «целевых» программ, а объемы ассигнований внутри частных корпораций и гигантов типа «Сбера» в большинстве своем прикрыты статусом коммерческой тайны.
Включение транспортной отрасли в схему сбора и эксплуатации биометрических данных – логичный и ожидаемый шаг, который был всего лишь вопросом времени. Ибо в России элементы биометрии давно используются в банковских экосистемах и в сфере госуслуг, в медицине и образовании, в ритейле и электронной коммерции. В большинстве случаев здесь не «изобретают велосипед», просто перенимая опыт применения так называемых «Big Data» в общенациональных масштабах других стран. При этом не секрет, что в сравнении с лидерами цифровизации Россия в плане охвата населения диджитал-сервисами пока пребывает на явно догоняющих позициях.
В определенном смысле впереди планеты всей действуют сегодня власти Китая. В этой стране с полуторамиллиардным населением биометрия все плотнее связывается с системой социального рейтинга, при которой законопослушные граждане могут пользоваться всеми доступными благами и услугами. О перспективах же тех, кто находится на противоположной стороне социального спектра, догадаться нетрудно. Очевидна выгода и интерес со стороны государства, конкретных государственных институтов.
О тотальном контроле социума (с использованием уникальных персональных данных – в том числе) мечтали писатели-фантасты и дискутировали футурологи. Незаметно наступила эпоха дивного нового мира, и теперь за внедрение непосредственных идентификаторов личности с привязкой к социальному статусу отвечают разработчики сетевых сервисов и систем искусственного интеллекта.
Как и многие другие технологии, биометрия перекочевала из военно-разведывательной сферы, будучи адаптирована под запросы и нужды гражданских госслужб. Так что список первоначальных выгодоприобретателей сформировался едва ли не автоматически. В числе же самых счастливых бенефициаров (что давно уже не секрет) – коррумпированные чиновники и их «партнеры по бизнесу». Которые не несут ответственности за любые существующие технические недостатки и финансовые издержки.
По мнению апологетов, преимущества использования биометрических данных очевидны – в буквальном смысле слова налицо. Ибо создавались они как бы с целью облегчить гражданам жизнь. Впрочем, практика показывает, что сами граждане с такими раскладами согласны не везде и не всегда. Властям (особенно на этапе «притирки» и доработки) приходится иметь дело со стихийно возникшим ассортиментом социальных фобий, возникших по вине недостатков нововведения.
К примеру, широко известна боязнь столкнуться с последствиями ошибки, чреватыми потерей всего – вплоть до банковских счетов и документов. Не дремлют и преступники, добавляя весомый вклад в статистику инцидентов, что идет отнюдь не в пользу имиджу властей и структур, контролирующих практически все сферы человеческой деятельности. На самом деле, вопросов в сфере применения биометрических технологий - очень много, и многие из них здесь остаются нерешенными до сих пор.
Для России проблемы, связанные с гарантией защиты и корректной обработки персональных данных, более чем актуальны. На фоне скандалов о многомиллионных утечках баз данных, криминальных сводок о продаже личных сведений в руки спамеров, фишеров, коллекторов и прочих «джентльменов удачи» радужные планы властей могут разойтись с результатом на этапе практического воплощения. Хотя иной – более безопасной и менее рискованной – альтернативы не предлагают сегодня нигде. Таковы мировые тренды. Значит, и в России придется придется пройти по известному пути, сталкиваясь со всей массой проблем и препятствий.
- Николай Стальнов
- Официальный сайт правительства РФ government.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
На заводе в Челябинске испытали импортозамещенные двигатели для поездов
Компания «Транснефть» объявила о завершении тестирования двигателей для отечественных электропоездов «Ласточка» и «Финист» на предприятии «Русские...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
Финансовый пузырь от Центробанка РФ: эксперты дали рекомендации по вкладам
Эксперты финансового рынка предупредили о потрясениях после подъёма ключевой ставки от ЦБ. Банковскую систему РФ встряхнут скачки инфляции....
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
Госдума в панике: рабочие руки не найти даже при ЗП в 300 тысяч рублей
Госдума акцентирует внимание на дефиците квалифицированных рабочих готовых трудиться за 300 тысяч рублей в месяц....
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
Где аппараты МРТ? Минпромторг РФ раскрыл провальные данные импортозамещения
Минпромторг раскрыл низкие показатели импортозамещения медоборудования в России. В ведомстве заявили, что поставленные правительством задачи не достигнуты....
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Беглый либерал-экономист сорвал антироссийский план украинского эфира
Ведущая-украинка явно хотела услышать прогноз о скором и неминуемом крахе экономики России. Вместо этого бежавший на Запад либерал озвучил совершенно иные...
Грузовики БАЗ начали производить в Петербурге
Бывшее предприятие Scania-MAN начало производство новых грузовиков БАЗ. Машины этой марки были известны только военно-промышленному комплексу (ВПК), но теперь...