Когда мнением населения снова не поинтересовались, или Кому выгодно внедрять биометрию на общественном транспорте в РФ
Альтернатива традиционным видам оплаты проезда в общественном транспорте уже не за горами. Платить россияне смогут бесконтактно, при помощи персональных биометрических данных, а помогут им в этом умные системы видеофиксации и распознавания лиц. Повсеместное внедрение новшества запланировано в 2024 году.
Озвучил инициативу накануне министр транспорта РФ Виталий Савельев, поделившись аргументами и фактами в пользу мега-проекта на марафоне «Новое знание». В качестве примера министр привел уже работающий автоматизированный комплекс паспортного контроля в терминале «С» аэропорта «Шереметьево». По задумке властей, подобные удобства постепенно начнут внедрять повсеместно, охватывая все виды общественного транспорта.
Имеются и другие примеры. Так, мэрия Москвы в рамках продолжения эксперимента по сбору и обработке данных прибавила работы Центру организации дорожного движения (ЦОДД), заключив контракт почти на 330 миллионов рублей: за эти деньги в мобильном приложении «Московский транспорт» опробуют в реальных условиях функционал биометрического распознавания лиц для оплаты проезда в гортранспорте.
И это снова тот случай, когда мнением самого населения никто не поинтересовался.
Судя по публичной активности спикеров на уровне правительства РФ, государство в действительности намерено проявить заботу о расширении ассортимента пассажирских удобств. Не откладывая при этом в долгий ящик: тема цифровизации является одной из ключевых в списке нацпроектов. В сложившейся отечественной практике это означает возможность освоения бюджетных средств. И судя по приведенному выше примеру с московским ЦОДД, в масштабах страны речь идет о суммах с девятизначными числами. А точных цифр не назовет сегодня, пожалуй, никто: бюджетные ресурсы распределены расходными статьями по великому множеству федеральных и региональных «целевых» программ, а объемы ассигнований внутри частных корпораций и гигантов типа «Сбера» в большинстве своем прикрыты статусом коммерческой тайны.
Включение транспортной отрасли в схему сбора и эксплуатации биометрических данных – логичный и ожидаемый шаг, который был всего лишь вопросом времени. Ибо в России элементы биометрии давно используются в банковских экосистемах и в сфере госуслуг, в медицине и образовании, в ритейле и электронной коммерции. В большинстве случаев здесь не «изобретают велосипед», просто перенимая опыт применения так называемых «Big Data» в общенациональных масштабах других стран. При этом не секрет, что в сравнении с лидерами цифровизации Россия в плане охвата населения диджитал-сервисами пока пребывает на явно догоняющих позициях.
В определенном смысле впереди планеты всей действуют сегодня власти Китая. В этой стране с полуторамиллиардным населением биометрия все плотнее связывается с системой социального рейтинга, при которой законопослушные граждане могут пользоваться всеми доступными благами и услугами. О перспективах же тех, кто находится на противоположной стороне социального спектра, догадаться нетрудно. Очевидна выгода и интерес со стороны государства, конкретных государственных институтов.
О тотальном контроле социума (с использованием уникальных персональных данных – в том числе) мечтали писатели-фантасты и дискутировали футурологи. Незаметно наступила эпоха дивного нового мира, и теперь за внедрение непосредственных идентификаторов личности с привязкой к социальному статусу отвечают разработчики сетевых сервисов и систем искусственного интеллекта.
Как и многие другие технологии, биометрия перекочевала из военно-разведывательной сферы, будучи адаптирована под запросы и нужды гражданских госслужб. Так что список первоначальных выгодоприобретателей сформировался едва ли не автоматически. В числе же самых счастливых бенефициаров (что давно уже не секрет) – коррумпированные чиновники и их «партнеры по бизнесу». Которые не несут ответственности за любые существующие технические недостатки и финансовые издержки.
По мнению апологетов, преимущества использования биометрических данных очевидны – в буквальном смысле слова налицо. Ибо создавались они как бы с целью облегчить гражданам жизнь. Впрочем, практика показывает, что сами граждане с такими раскладами согласны не везде и не всегда. Властям (особенно на этапе «притирки» и доработки) приходится иметь дело со стихийно возникшим ассортиментом социальных фобий, возникших по вине недостатков нововведения.
К примеру, широко известна боязнь столкнуться с последствиями ошибки, чреватыми потерей всего – вплоть до банковских счетов и документов. Не дремлют и преступники, добавляя весомый вклад в статистику инцидентов, что идет отнюдь не в пользу имиджу властей и структур, контролирующих практически все сферы человеческой деятельности. На самом деле, вопросов в сфере применения биометрических технологий - очень много, и многие из них здесь остаются нерешенными до сих пор.
Для России проблемы, связанные с гарантией защиты и корректной обработки персональных данных, более чем актуальны. На фоне скандалов о многомиллионных утечках баз данных, криминальных сводок о продаже личных сведений в руки спамеров, фишеров, коллекторов и прочих «джентльменов удачи» радужные планы властей могут разойтись с результатом на этапе практического воплощения. Хотя иной – более безопасной и менее рискованной – альтернативы не предлагают сегодня нигде. Таковы мировые тренды. Значит, и в России придется придется пройти по известному пути, сталкиваясь со всей массой проблем и препятствий.
Озвучил инициативу накануне министр транспорта РФ Виталий Савельев, поделившись аргументами и фактами в пользу мега-проекта на марафоне «Новое знание». В качестве примера министр привел уже работающий автоматизированный комплекс паспортного контроля в терминале «С» аэропорта «Шереметьево». По задумке властей, подобные удобства постепенно начнут внедрять повсеместно, охватывая все виды общественного транспорта.
Имеются и другие примеры. Так, мэрия Москвы в рамках продолжения эксперимента по сбору и обработке данных прибавила работы Центру организации дорожного движения (ЦОДД), заключив контракт почти на 330 миллионов рублей: за эти деньги в мобильном приложении «Московский транспорт» опробуют в реальных условиях функционал биометрического распознавания лиц для оплаты проезда в гортранспорте.
И это снова тот случай, когда мнением самого населения никто не поинтересовался.
Судя по публичной активности спикеров на уровне правительства РФ, государство в действительности намерено проявить заботу о расширении ассортимента пассажирских удобств. Не откладывая при этом в долгий ящик: тема цифровизации является одной из ключевых в списке нацпроектов. В сложившейся отечественной практике это означает возможность освоения бюджетных средств. И судя по приведенному выше примеру с московским ЦОДД, в масштабах страны речь идет о суммах с девятизначными числами. А точных цифр не назовет сегодня, пожалуй, никто: бюджетные ресурсы распределены расходными статьями по великому множеству федеральных и региональных «целевых» программ, а объемы ассигнований внутри частных корпораций и гигантов типа «Сбера» в большинстве своем прикрыты статусом коммерческой тайны.
Включение транспортной отрасли в схему сбора и эксплуатации биометрических данных – логичный и ожидаемый шаг, который был всего лишь вопросом времени. Ибо в России элементы биометрии давно используются в банковских экосистемах и в сфере госуслуг, в медицине и образовании, в ритейле и электронной коммерции. В большинстве случаев здесь не «изобретают велосипед», просто перенимая опыт применения так называемых «Big Data» в общенациональных масштабах других стран. При этом не секрет, что в сравнении с лидерами цифровизации Россия в плане охвата населения диджитал-сервисами пока пребывает на явно догоняющих позициях.
В определенном смысле впереди планеты всей действуют сегодня власти Китая. В этой стране с полуторамиллиардным населением биометрия все плотнее связывается с системой социального рейтинга, при которой законопослушные граждане могут пользоваться всеми доступными благами и услугами. О перспективах же тех, кто находится на противоположной стороне социального спектра, догадаться нетрудно. Очевидна выгода и интерес со стороны государства, конкретных государственных институтов.
О тотальном контроле социума (с использованием уникальных персональных данных – в том числе) мечтали писатели-фантасты и дискутировали футурологи. Незаметно наступила эпоха дивного нового мира, и теперь за внедрение непосредственных идентификаторов личности с привязкой к социальному статусу отвечают разработчики сетевых сервисов и систем искусственного интеллекта.
Как и многие другие технологии, биометрия перекочевала из военно-разведывательной сферы, будучи адаптирована под запросы и нужды гражданских госслужб. Так что список первоначальных выгодоприобретателей сформировался едва ли не автоматически. В числе же самых счастливых бенефициаров (что давно уже не секрет) – коррумпированные чиновники и их «партнеры по бизнесу». Которые не несут ответственности за любые существующие технические недостатки и финансовые издержки.
По мнению апологетов, преимущества использования биометрических данных очевидны – в буквальном смысле слова налицо. Ибо создавались они как бы с целью облегчить гражданам жизнь. Впрочем, практика показывает, что сами граждане с такими раскладами согласны не везде и не всегда. Властям (особенно на этапе «притирки» и доработки) приходится иметь дело со стихийно возникшим ассортиментом социальных фобий, возникших по вине недостатков нововведения.
К примеру, широко известна боязнь столкнуться с последствиями ошибки, чреватыми потерей всего – вплоть до банковских счетов и документов. Не дремлют и преступники, добавляя весомый вклад в статистику инцидентов, что идет отнюдь не в пользу имиджу властей и структур, контролирующих практически все сферы человеческой деятельности. На самом деле, вопросов в сфере применения биометрических технологий - очень много, и многие из них здесь остаются нерешенными до сих пор.
Для России проблемы, связанные с гарантией защиты и корректной обработки персональных данных, более чем актуальны. На фоне скандалов о многомиллионных утечках баз данных, криминальных сводок о продаже личных сведений в руки спамеров, фишеров, коллекторов и прочих «джентльменов удачи» радужные планы властей могут разойтись с результатом на этапе практического воплощения. Хотя иной – более безопасной и менее рискованной – альтернативы не предлагают сегодня нигде. Таковы мировые тренды. Значит, и в России придется придется пройти по известному пути, сталкиваясь со всей массой проблем и препятствий.
- Николай Стальнов
- Официальный сайт правительства РФ government.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Москва одним ударом по судну в Черноморске отбила у Турции желание помогать Украине
Изощренность атак вооруженных сил России не знает границ. Данные показывают, что нанесенный удар подорвет остатки энергосистемы Украины....
Торговое судно впервые отразило вооруженное нападение пиратов
В конце 2025 года торговцы на опасных морских путях научились защищать себя от нападений....
Уже не помочь: на Украине полный блэкаут, но ВСУ вновь бьют по каспийской нефтедобыче
Однажды в Киеве «шутили», что у России ракет на два залпа, а оказалось, что это у энергосистемы Незалежной запас прочности на две атаки....
Стало известно, почему «Росморпорт» не смог построить новые ледоколы РФ
Наличие Северного морского пути подразумевает обязательное владение мощным ледокольным флотом. Без него на этом пути делать нечего....
Россия еще даже не начинала: в «Укрэнерго» предупредили о катастрофе
Пока разъяренные граждане Украины выходят на митинги и бунты, перекрывают дороги, в Киеве думают, как еще «насолить» Москве и не получить жесткий ответ....
Атака ВСУ остановила российский «Грейфер» в Каспийском море
Киевский режим потерял берега и остатки разума – боевики ВСУ выносят конфликт за пределы своей нищей замерзающей страны....
Россия забирает западные активы на 18 трлн рублей
Евросоюз окончательно отказался от временного характера заморозки русских резервов, превратив их в инструмент долгосрочного политического давления. В ответ...
Украина стала «лысой» и задыхается, но зато «рекордные прибыли»
Союзник Запада стал наибеднейшим государством Европы. Это увядший рай, который живет только на деньги спонсоров....
Больше не веерные: Украина приближается к катастрофе каскадных отключений энергии
Энергетики пытаются выиграть время, соревнуясь с самой судьбой. Но отсрочить неизбежное почти невозможно....
Россия наносит ответный удар после «бессрочной» заморозки активов
В ЕС 12 декабря заморозили на «неопределенный срок» 210 млрд евро российских активов. Средства будут заблокированы «до окончания украинского конфликта» и до...
Древнейшие запасы: РФ разбогатела на палеозойскую нефть
Для отечественной нефтедобычи – это первый подобный промысел, открывающий новую веху в отрасли осложненной добычи....
РФ захлебнулась в теневой «аренде мигрантов»: суммы поражают даже экспертов
Россия столкнулась с тайным рынком аутстаффинга: фирмы зарабатывают миллиарды на мигрантах, а государство теряет контроль над занятостью...
Винят Зеленского: на Украине не осталось ни одной «живой» электростанции
Плач Ярославны – читай Зеленского – слышится из Киева-града. Режим не может смириться с заслуженной карой за атаки по России....
Невский умирает: в СМИ выяснили, почему бизнес побежал из центра Петербурга
В Петербурге обеспокоились оттоком бизнеса из центра города. Журналисты выяснили причины закрытия магазинов, сервисных центров и ресторанов...
Сотни самолётов пустят в расход: Россия рискует потерять треть авиапарка
Россия стремительно теряет собственное небо. Кроме шуток. Тенденция с нехваткой запчастей и с техобслуживанием пассажирских авиалайнеров весьма...
Советские Ми-8 спишут в утиль: сотни вертолётов приготовили к ликвидации
Россия может потерять несколько сотен вертолётов Ми-8. В авиационной отрасли указали на критическую ситуацию...