
Собственный порт в России и создание торгового флота: реальны ли «морские» планы Минска
На днях глава белорусского правительства Роман Головченко в своем выступлении на одном из государственных телеканалов заявил, что проводится серьезная работа, направленная на реализацию планов покупки или постройки грузового флота. Основная цель проекта – минимизация издержек на перевозку грузов. Также речь идет о намерении создать морской терминал. Наиболее подходящей для этих целей в Минске считают Ленинградскую область.
Белоруссия, имеющая ряд достаточно развитых отраслей промышленности, обладает серьезным экспортным потенциалом. Нефтепродукты, сырье для химической отрасли, шлак, гранулированный шрот, а также сельскохозяйственная продукция – это лишь малый перечень того, что Минск может предложить. Тем не менее, осуществление внешнеэкономической деятельности Белоруссии затруднено аспектами, носящими скорее политический, чем логистический оттенок.
Стоит отметить, что до недавнего времени разговоры Минска о необходимости создать свой торговый флот оставались лишь декларациями. Скорее всего, так было в силу того, что возможности к вывозу экспортной продукции удовлетворялись через морской порт в Клайпеде. Однако, после возникновения «майдана» в Белоруссии, которому страны Прибалтики с самого начала оказывали и по сей день оказывают самую активную поддержку, отношения с бывшими партнерами испортились самым кардинальным образом.
Как возможная альтернатива литовскому порту рассматривался российский Усть-Луга. Но с экономической точки зрения такая замена не является адекватной, поскольку стоимость товаров, следующих по данному маршруту, возрастает в разы. Именно поэтому Белоруссия вынуждена искать другие пути решения логистических задач.
Одной из таких попыток было создание Минском порта на Днепре близ Нижних Жаров, расположенных в непосредственной близости к украинской границе. Согласно проекту, логистический центр должен был включать порт, предназначенный для отправки судов вниз по Днепру, мультимодальный хаб, пристань для яхт-клуба и базу отдыха. Данный торговый путь должен был оптимизировать доставку грузов к Черному и Средиземному морям, и предполагал сокращение стоимости товаров на 20%.
Стоит ли говорить, что данному амбициозному инфраструктурному проекту не суждено стать реальностью? Киев также приложил максимум усилий чтобы испортить отношения с Минском. Вряд ли Александр Лукашенко в нынешних реалиях пожелает прокладывать торговый путь через страну, границу с которой Белоруссия хочет укрепить ЗРК С-400 «Триумф», приобретаемых у России.
Ситуация с переориентацией экспорта белорусских товаров на другие порты представляется достаточно сложной и еще по одной причине. Санкции, введенные Соединенными Штатами против Минска, могут распространится и на них, как на ведущих дела с компаниями Белоруссии, попавшими в «черный» санкционный список американцев.
В сложившейся ситуации желание Минска проложить морской путь для своих товаров может осуществиться только при условии тесного сотрудничества с Россией. Начнем с того, что постройка такого объекта, как порт требует многомиллионных вложений и может быть непосильной для Белоруссии, действуй она в одиночку. С другой стороны, создание портовой инфраструктуры предполагает целый ряд работ, таких как углубление акватории, наладка навигационной системы и многих других, опыта в которых у белорусов нет.
Зато создание подобных объектов и введение их в эксплуатацию для российских специалистов не в новинку. Тем более, что подобные проекты для нашей страны являются достаточно выгодными. Ведь на территории России появится еще один стратегический инфраструктурный объект, который может способствовать как решению части логистических задач, так и экономическому развитию региона.
Исходя из вышесказанного, данный проект представляется осуществимым исключительно в том случае, если Минск будет продолжать интеграцию с Россией и следовать «дорожным картам», подписанным недавно в Кремле Владимиром Путиным и Александром Лукашенко с целью создания единого экономического пространства двух стран.
Белоруссия, имеющая ряд достаточно развитых отраслей промышленности, обладает серьезным экспортным потенциалом. Нефтепродукты, сырье для химической отрасли, шлак, гранулированный шрот, а также сельскохозяйственная продукция – это лишь малый перечень того, что Минск может предложить. Тем не менее, осуществление внешнеэкономической деятельности Белоруссии затруднено аспектами, носящими скорее политический, чем логистический оттенок.
Стоит отметить, что до недавнего времени разговоры Минска о необходимости создать свой торговый флот оставались лишь декларациями. Скорее всего, так было в силу того, что возможности к вывозу экспортной продукции удовлетворялись через морской порт в Клайпеде. Однако, после возникновения «майдана» в Белоруссии, которому страны Прибалтики с самого начала оказывали и по сей день оказывают самую активную поддержку, отношения с бывшими партнерами испортились самым кардинальным образом.
Как возможная альтернатива литовскому порту рассматривался российский Усть-Луга. Но с экономической точки зрения такая замена не является адекватной, поскольку стоимость товаров, следующих по данному маршруту, возрастает в разы. Именно поэтому Белоруссия вынуждена искать другие пути решения логистических задач.
Одной из таких попыток было создание Минском порта на Днепре близ Нижних Жаров, расположенных в непосредственной близости к украинской границе. Согласно проекту, логистический центр должен был включать порт, предназначенный для отправки судов вниз по Днепру, мультимодальный хаб, пристань для яхт-клуба и базу отдыха. Данный торговый путь должен был оптимизировать доставку грузов к Черному и Средиземному морям, и предполагал сокращение стоимости товаров на 20%.
Стоит ли говорить, что данному амбициозному инфраструктурному проекту не суждено стать реальностью? Киев также приложил максимум усилий чтобы испортить отношения с Минском. Вряд ли Александр Лукашенко в нынешних реалиях пожелает прокладывать торговый путь через страну, границу с которой Белоруссия хочет укрепить ЗРК С-400 «Триумф», приобретаемых у России.
Ситуация с переориентацией экспорта белорусских товаров на другие порты представляется достаточно сложной и еще по одной причине. Санкции, введенные Соединенными Штатами против Минска, могут распространится и на них, как на ведущих дела с компаниями Белоруссии, попавшими в «черный» санкционный список американцев.
В сложившейся ситуации желание Минска проложить морской путь для своих товаров может осуществиться только при условии тесного сотрудничества с Россией. Начнем с того, что постройка такого объекта, как порт требует многомиллионных вложений и может быть непосильной для Белоруссии, действуй она в одиночку. С другой стороны, создание портовой инфраструктуры предполагает целый ряд работ, таких как углубление акватории, наладка навигационной системы и многих других, опыта в которых у белорусов нет.
Зато создание подобных объектов и введение их в эксплуатацию для российских специалистов не в новинку. Тем более, что подобные проекты для нашей страны являются достаточно выгодными. Ведь на территории России появится еще один стратегический инфраструктурный объект, который может способствовать как решению части логистических задач, так и экономическому развитию региона.
Исходя из вышесказанного, данный проект представляется осуществимым исключительно в том случае, если Минск будет продолжать интеграцию с Россией и следовать «дорожным картам», подписанным недавно в Кремле Владимиром Путиным и Александром Лукашенко с целью создания единого экономического пространства двух стран.
- Александр Харалужный
- сайт порта Усть-Луга
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Массово сгорающие автобусы МАЗ озаряют улицы российских городов
Происшествия случаются с завидной регулярностью и становятся опасны для окружающих....

Атаки России по Украине рикошетом вбомбили Европу в кризис
Киев уже почти остановился – из веерных отключения электроэнергии превратились в постоянные....

Совсем не как союзник: Китай грабит партнеров из России
России очень нужна помощь союзников и партнеров в эти сложные времена. Однако не все из них ведут себя как таковые....

Триллионные долги: крупнейшие госкомпании РФ на грани банкротства
По каждой компании государство пытается провести действия по санации и налаживанию хозяйственной деятельности....

Китайцы вынудили Европу закрыть восемь автомобильных заводов
Наступление Поднебесной на рынок Старого Света продолжается в самом быстром темпе....

Трамп незаметно «разогнал» БРИКС
В мире появился могущественный стендап-комик, обладающий полномочиями президента США....

Казахстан - новый враг? // Олег Комолов. В двух словах
Есть ощущение, что Украиной всё не закончится. До мирных переговоров ещё как до луны, а в общественное сознание уже начали вбрасывать образ нового врага....

В Крыму горят запасы бензина, которыми хотели остановить топливный кризис?
Сегодняшний пожар в Феодосии виден по всему Южнобережью вплоть до Ялты. Это крупнейшая нефтебаза региона, по сути, главный резервуар Крыма. С раннего утра в...

Китайцы ответили на требование Трампа прекратить полеты над Россией
Крупнейшие китайские авиакомпании во вторник призвали администрацию Трампа отказаться от плана запретить им полеты над Россией на американских рейсах, заявив,...

Больше тысячи машин исчезли: Москва чистит дворы
В московских дворах началась тотальная «зачистка» от автохлама. Власти рассказали, чьи авто могут уехать на спецстоянку...

Путин неожиданно взял Запад на запрещенный прием
Однако в британском журнале Energy Policy недавно появился интересный материал, где признавалось, что введенные доселе санкции не сработали и не могли...

Кошмарная старость: в Госдуме предупредили о будущем падении размера пенсий
В Госдуме предупредили, что запланированный пересмотр расчётной стоимости пенсионных баллов может существенно уменьшить будущую пенсию...

Нефтегазовые гиганты РФ должны бюджету 9 трлн, но «раскулачивают» малый бизнес
Проблема с дефицитом госказны приобретает катастрофическую модель. По хаотическому движению чиновников понятно – ситуация серьезная. Но ищут, как обычно,...

Из-за отказа Моди в море развернут вспять танкеры с российской нефтью
Руководство азиатского гиганта меняет свои собственные решения быстрее, чем меняется погода в океане....

«Сбер» увольняет айтишников. Пузырь нейросетей скоро лопнет
Между тем, в мире нейросетей назревают события, способные затмить кризис «доткомов» конца девяностых — начала нулевых....

Европа начала передел собственности: чужие заводы — теперь наши!
Один из крупнейших в мире производителей микроэлектроники поменял хозяина – но не в результате справедливой сделки, а просто потому, что его отобрали....