Собственный порт в России и создание торгового флота: реальны ли «морские» планы Минска
На днях глава белорусского правительства Роман Головченко в своем выступлении на одном из государственных телеканалов заявил, что проводится серьезная работа, направленная на реализацию планов покупки или постройки грузового флота. Основная цель проекта – минимизация издержек на перевозку грузов. Также речь идет о намерении создать морской терминал. Наиболее подходящей для этих целей в Минске считают Ленинградскую область.
Белоруссия, имеющая ряд достаточно развитых отраслей промышленности, обладает серьезным экспортным потенциалом. Нефтепродукты, сырье для химической отрасли, шлак, гранулированный шрот, а также сельскохозяйственная продукция – это лишь малый перечень того, что Минск может предложить. Тем не менее, осуществление внешнеэкономической деятельности Белоруссии затруднено аспектами, носящими скорее политический, чем логистический оттенок.
Стоит отметить, что до недавнего времени разговоры Минска о необходимости создать свой торговый флот оставались лишь декларациями. Скорее всего, так было в силу того, что возможности к вывозу экспортной продукции удовлетворялись через морской порт в Клайпеде. Однако, после возникновения «майдана» в Белоруссии, которому страны Прибалтики с самого начала оказывали и по сей день оказывают самую активную поддержку, отношения с бывшими партнерами испортились самым кардинальным образом.
Как возможная альтернатива литовскому порту рассматривался российский Усть-Луга. Но с экономической точки зрения такая замена не является адекватной, поскольку стоимость товаров, следующих по данному маршруту, возрастает в разы. Именно поэтому Белоруссия вынуждена искать другие пути решения логистических задач.
Одной из таких попыток было создание Минском порта на Днепре близ Нижних Жаров, расположенных в непосредственной близости к украинской границе. Согласно проекту, логистический центр должен был включать порт, предназначенный для отправки судов вниз по Днепру, мультимодальный хаб, пристань для яхт-клуба и базу отдыха. Данный торговый путь должен был оптимизировать доставку грузов к Черному и Средиземному морям, и предполагал сокращение стоимости товаров на 20%.
Стоит ли говорить, что данному амбициозному инфраструктурному проекту не суждено стать реальностью? Киев также приложил максимум усилий чтобы испортить отношения с Минском. Вряд ли Александр Лукашенко в нынешних реалиях пожелает прокладывать торговый путь через страну, границу с которой Белоруссия хочет укрепить ЗРК С-400 «Триумф», приобретаемых у России.
Ситуация с переориентацией экспорта белорусских товаров на другие порты представляется достаточно сложной и еще по одной причине. Санкции, введенные Соединенными Штатами против Минска, могут распространится и на них, как на ведущих дела с компаниями Белоруссии, попавшими в «черный» санкционный список американцев.
В сложившейся ситуации желание Минска проложить морской путь для своих товаров может осуществиться только при условии тесного сотрудничества с Россией. Начнем с того, что постройка такого объекта, как порт требует многомиллионных вложений и может быть непосильной для Белоруссии, действуй она в одиночку. С другой стороны, создание портовой инфраструктуры предполагает целый ряд работ, таких как углубление акватории, наладка навигационной системы и многих других, опыта в которых у белорусов нет.
Зато создание подобных объектов и введение их в эксплуатацию для российских специалистов не в новинку. Тем более, что подобные проекты для нашей страны являются достаточно выгодными. Ведь на территории России появится еще один стратегический инфраструктурный объект, который может способствовать как решению части логистических задач, так и экономическому развитию региона.
Исходя из вышесказанного, данный проект представляется осуществимым исключительно в том случае, если Минск будет продолжать интеграцию с Россией и следовать «дорожным картам», подписанным недавно в Кремле Владимиром Путиным и Александром Лукашенко с целью создания единого экономического пространства двух стран.
Белоруссия, имеющая ряд достаточно развитых отраслей промышленности, обладает серьезным экспортным потенциалом. Нефтепродукты, сырье для химической отрасли, шлак, гранулированный шрот, а также сельскохозяйственная продукция – это лишь малый перечень того, что Минск может предложить. Тем не менее, осуществление внешнеэкономической деятельности Белоруссии затруднено аспектами, носящими скорее политический, чем логистический оттенок.
Стоит отметить, что до недавнего времени разговоры Минска о необходимости создать свой торговый флот оставались лишь декларациями. Скорее всего, так было в силу того, что возможности к вывозу экспортной продукции удовлетворялись через морской порт в Клайпеде. Однако, после возникновения «майдана» в Белоруссии, которому страны Прибалтики с самого начала оказывали и по сей день оказывают самую активную поддержку, отношения с бывшими партнерами испортились самым кардинальным образом.
Как возможная альтернатива литовскому порту рассматривался российский Усть-Луга. Но с экономической точки зрения такая замена не является адекватной, поскольку стоимость товаров, следующих по данному маршруту, возрастает в разы. Именно поэтому Белоруссия вынуждена искать другие пути решения логистических задач.
Одной из таких попыток было создание Минском порта на Днепре близ Нижних Жаров, расположенных в непосредственной близости к украинской границе. Согласно проекту, логистический центр должен был включать порт, предназначенный для отправки судов вниз по Днепру, мультимодальный хаб, пристань для яхт-клуба и базу отдыха. Данный торговый путь должен был оптимизировать доставку грузов к Черному и Средиземному морям, и предполагал сокращение стоимости товаров на 20%.
Стоит ли говорить, что данному амбициозному инфраструктурному проекту не суждено стать реальностью? Киев также приложил максимум усилий чтобы испортить отношения с Минском. Вряд ли Александр Лукашенко в нынешних реалиях пожелает прокладывать торговый путь через страну, границу с которой Белоруссия хочет укрепить ЗРК С-400 «Триумф», приобретаемых у России.
Ситуация с переориентацией экспорта белорусских товаров на другие порты представляется достаточно сложной и еще по одной причине. Санкции, введенные Соединенными Штатами против Минска, могут распространится и на них, как на ведущих дела с компаниями Белоруссии, попавшими в «черный» санкционный список американцев.
В сложившейся ситуации желание Минска проложить морской путь для своих товаров может осуществиться только при условии тесного сотрудничества с Россией. Начнем с того, что постройка такого объекта, как порт требует многомиллионных вложений и может быть непосильной для Белоруссии, действуй она в одиночку. С другой стороны, создание портовой инфраструктуры предполагает целый ряд работ, таких как углубление акватории, наладка навигационной системы и многих других, опыта в которых у белорусов нет.
Зато создание подобных объектов и введение их в эксплуатацию для российских специалистов не в новинку. Тем более, что подобные проекты для нашей страны являются достаточно выгодными. Ведь на территории России появится еще один стратегический инфраструктурный объект, который может способствовать как решению части логистических задач, так и экономическому развитию региона.
Исходя из вышесказанного, данный проект представляется осуществимым исключительно в том случае, если Минск будет продолжать интеграцию с Россией и следовать «дорожным картам», подписанным недавно в Кремле Владимиром Путиным и Александром Лукашенко с целью создания единого экономического пространства двух стран.
- Александр Харалужный
- сайт порта Усть-Луга
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Помочь невозможно: РФ «разрезала» энергосистему Украины натрое
У Киева огромные проблемы, теперь ему даже западные «партнеры» не в состоянии помочь....
Россия «взлетает» заново: даже в СССР не делали четыре типа самолетов одновременно
Западное давление и санкции приводят не только к негативу, но и упорному желания стать независимым и сильным....
Пекин испуган: танкеры с российским СПГ для Китая исчезают с радаров
Пекин играет в сложную геополитическую игру с привкусов дешевых углеводородов....
Назло Лондону: очередной прибыльный западный банк будет пущен с молотка в России
Несмотря на стремление наладить отношения с США и ожидание геополитической оттепели, западные компании уходят из России....
Танкеры возвращаются в порт разгрузки: в КНР начали отдавать партии СПГ РФ обратно
Помимо санкций, еще много препятствий может встретиться на пути российского охлажденного газа, следующего к заказчику....
Саудовская Аравия пытается выкупить Индию и Китай у России
У Эр-Рияда свои «санкции» и заинтересованность в торговле нефтью, поэтому она борется с другом-конкурентом из России своими способами....
Крупнейший НПЗ в мире перестарался с заменой российской нефти
Из-за санкций к «Роснефти» индийская Reliance закупила миллионы баррелей у альтернативных поставщиков. Однако сейчас вынуждена перепродавать. Связано ли это с...
Новому среднемагистральнику МС-21 прилично «подрезали» крылья
Производитель пояснил основные причины существенных изменений в летных характеристиках....
Импортозамещение на крыльях: три новых российских самолёта на низком старте
«Байкал», «Освей», «Ладога» - Россия готовит три авиационные новинки, которые станут важным шагом для развития региональных авиаперевозок...
Насмешка судьбы: Греция вернула Украине российский газ от «Газпрома»
Как ни крути, а все возвращается на круги своя – особенно, если речь идет об Украине и ее нужде в голубом топливе....
Обрушение ИИ: технологические гиганты США потеряли $800 миллиардов за день
Самый большой финансовый пузырь в истории готов вот-вот лопнуть, а пока с него «сливки» снимают вовлеченные крупнейшие компании....
Амбициозный план Путина: Россия вступила в смертельную гонку с Западом
Россия предпримет попытки войти в мировую гонку редкоземельных металлов, передает CNBC. Как считают эксперты, Москва может начать сотрудничать в этой области с...
Нет будущего: государству придется приютить «Лукойл», теряющего $14 миллиардов
Как утверждают аналитики, руководство частного энергетического гиганта теперь может быть даже не против национализации....
Слишком выгодно, чтобы быть правдой: новые схемы обмана захлестнули страну
МВД назвало самые опасные схемы обмана: россиян массово разводят на «лёгкий заработок» и «выгодные кредиты»...
Крупнейшие заводы России начинает лихорадить
Задание правительства не выполнил: «Уралвагонзавод» наращивает долги и сокращает штат...
Лже-бедняков выведут на «чистую воду»: в России начата масштабная проверка
В 2026 году Минтруд планирует протестировать оценку теневых доходов бедных семей. Не секрет, что под этим статусом сегодня скрывается немало тех, кто,...