
Собственный порт в России и создание торгового флота: реальны ли «морские» планы Минска
На днях глава белорусского правительства Роман Головченко в своем выступлении на одном из государственных телеканалов заявил, что проводится серьезная работа, направленная на реализацию планов покупки или постройки грузового флота. Основная цель проекта – минимизация издержек на перевозку грузов. Также речь идет о намерении создать морской терминал. Наиболее подходящей для этих целей в Минске считают Ленинградскую область.
Белоруссия, имеющая ряд достаточно развитых отраслей промышленности, обладает серьезным экспортным потенциалом. Нефтепродукты, сырье для химической отрасли, шлак, гранулированный шрот, а также сельскохозяйственная продукция – это лишь малый перечень того, что Минск может предложить. Тем не менее, осуществление внешнеэкономической деятельности Белоруссии затруднено аспектами, носящими скорее политический, чем логистический оттенок.
Стоит отметить, что до недавнего времени разговоры Минска о необходимости создать свой торговый флот оставались лишь декларациями. Скорее всего, так было в силу того, что возможности к вывозу экспортной продукции удовлетворялись через морской порт в Клайпеде. Однако, после возникновения «майдана» в Белоруссии, которому страны Прибалтики с самого начала оказывали и по сей день оказывают самую активную поддержку, отношения с бывшими партнерами испортились самым кардинальным образом.
Как возможная альтернатива литовскому порту рассматривался российский Усть-Луга. Но с экономической точки зрения такая замена не является адекватной, поскольку стоимость товаров, следующих по данному маршруту, возрастает в разы. Именно поэтому Белоруссия вынуждена искать другие пути решения логистических задач.
Одной из таких попыток было создание Минском порта на Днепре близ Нижних Жаров, расположенных в непосредственной близости к украинской границе. Согласно проекту, логистический центр должен был включать порт, предназначенный для отправки судов вниз по Днепру, мультимодальный хаб, пристань для яхт-клуба и базу отдыха. Данный торговый путь должен был оптимизировать доставку грузов к Черному и Средиземному морям, и предполагал сокращение стоимости товаров на 20%.
Стоит ли говорить, что данному амбициозному инфраструктурному проекту не суждено стать реальностью? Киев также приложил максимум усилий чтобы испортить отношения с Минском. Вряд ли Александр Лукашенко в нынешних реалиях пожелает прокладывать торговый путь через страну, границу с которой Белоруссия хочет укрепить ЗРК С-400 «Триумф», приобретаемых у России.
Ситуация с переориентацией экспорта белорусских товаров на другие порты представляется достаточно сложной и еще по одной причине. Санкции, введенные Соединенными Штатами против Минска, могут распространится и на них, как на ведущих дела с компаниями Белоруссии, попавшими в «черный» санкционный список американцев.
В сложившейся ситуации желание Минска проложить морской путь для своих товаров может осуществиться только при условии тесного сотрудничества с Россией. Начнем с того, что постройка такого объекта, как порт требует многомиллионных вложений и может быть непосильной для Белоруссии, действуй она в одиночку. С другой стороны, создание портовой инфраструктуры предполагает целый ряд работ, таких как углубление акватории, наладка навигационной системы и многих других, опыта в которых у белорусов нет.
Зато создание подобных объектов и введение их в эксплуатацию для российских специалистов не в новинку. Тем более, что подобные проекты для нашей страны являются достаточно выгодными. Ведь на территории России появится еще один стратегический инфраструктурный объект, который может способствовать как решению части логистических задач, так и экономическому развитию региона.
Исходя из вышесказанного, данный проект представляется осуществимым исключительно в том случае, если Минск будет продолжать интеграцию с Россией и следовать «дорожным картам», подписанным недавно в Кремле Владимиром Путиным и Александром Лукашенко с целью создания единого экономического пространства двух стран.
Белоруссия, имеющая ряд достаточно развитых отраслей промышленности, обладает серьезным экспортным потенциалом. Нефтепродукты, сырье для химической отрасли, шлак, гранулированный шрот, а также сельскохозяйственная продукция – это лишь малый перечень того, что Минск может предложить. Тем не менее, осуществление внешнеэкономической деятельности Белоруссии затруднено аспектами, носящими скорее политический, чем логистический оттенок.
Стоит отметить, что до недавнего времени разговоры Минска о необходимости создать свой торговый флот оставались лишь декларациями. Скорее всего, так было в силу того, что возможности к вывозу экспортной продукции удовлетворялись через морской порт в Клайпеде. Однако, после возникновения «майдана» в Белоруссии, которому страны Прибалтики с самого начала оказывали и по сей день оказывают самую активную поддержку, отношения с бывшими партнерами испортились самым кардинальным образом.
Как возможная альтернатива литовскому порту рассматривался российский Усть-Луга. Но с экономической точки зрения такая замена не является адекватной, поскольку стоимость товаров, следующих по данному маршруту, возрастает в разы. Именно поэтому Белоруссия вынуждена искать другие пути решения логистических задач.
Одной из таких попыток было создание Минском порта на Днепре близ Нижних Жаров, расположенных в непосредственной близости к украинской границе. Согласно проекту, логистический центр должен был включать порт, предназначенный для отправки судов вниз по Днепру, мультимодальный хаб, пристань для яхт-клуба и базу отдыха. Данный торговый путь должен был оптимизировать доставку грузов к Черному и Средиземному морям, и предполагал сокращение стоимости товаров на 20%.
Стоит ли говорить, что данному амбициозному инфраструктурному проекту не суждено стать реальностью? Киев также приложил максимум усилий чтобы испортить отношения с Минском. Вряд ли Александр Лукашенко в нынешних реалиях пожелает прокладывать торговый путь через страну, границу с которой Белоруссия хочет укрепить ЗРК С-400 «Триумф», приобретаемых у России.
Ситуация с переориентацией экспорта белорусских товаров на другие порты представляется достаточно сложной и еще по одной причине. Санкции, введенные Соединенными Штатами против Минска, могут распространится и на них, как на ведущих дела с компаниями Белоруссии, попавшими в «черный» санкционный список американцев.
В сложившейся ситуации желание Минска проложить морской путь для своих товаров может осуществиться только при условии тесного сотрудничества с Россией. Начнем с того, что постройка такого объекта, как порт требует многомиллионных вложений и может быть непосильной для Белоруссии, действуй она в одиночку. С другой стороны, создание портовой инфраструктуры предполагает целый ряд работ, таких как углубление акватории, наладка навигационной системы и многих других, опыта в которых у белорусов нет.
Зато создание подобных объектов и введение их в эксплуатацию для российских специалистов не в новинку. Тем более, что подобные проекты для нашей страны являются достаточно выгодными. Ведь на территории России появится еще один стратегический инфраструктурный объект, который может способствовать как решению части логистических задач, так и экономическому развитию региона.
Исходя из вышесказанного, данный проект представляется осуществимым исключительно в том случае, если Минск будет продолжать интеграцию с Россией и следовать «дорожным картам», подписанным недавно в Кремле Владимиром Путиным и Александром Лукашенко с целью создания единого экономического пространства двух стран.
- Александр Харалужный
- сайт порта Усть-Луга
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Украинцы по ошибке подорвали танкер с казахской нефтью
Они просто перепутали. Судно грузилось в Усть-Луге – российский порт. Украинцы просто документы не видели таможенные...