
Европа попала в собственную ловушку: наступили последствия высоких цен на газ
Четверг, 16 сентября ознаменовался для ЕС радостной новостью о том, что норвежские добытчики, наконец, закончили профилактические работы на скважинах, производственных мощностях, и нарастили поставки столь необходимого сырья на рынок Европы. Это мгновенно привело к определенному результату – цены упали почти на 200 долларов (с 970 до 780), и хотя позже они вновь выросли до 848 долларов за тысячу кубометров, начало было положено.
Однако широкомасштабные последствия серьезнейшего газового кризиса для Европы впереди, так как они наступают медленно, но поражают все сектора экономики континента. К примеру, поступают сообщения, что крупный британский производитель удобрений останавливает свои заводы из-за нереально высоких цен на топливо. О возобновлении производства компания CF Industries Holdings пока не может сказать ничего сколько-нибудь более определенно. Все зависит от котировок на сырье. После повышения цен на электроэнергию, такие сообщения являются вторым тревожным звоночком для Брюсселя.
Очевидно, само по себе ценовое ралли, и его невероятные колебания во время торгов одного дня, основанные на одних лишь сообщениях, домыслах, слухах, страхах, выдают исключительно ажиотажную природу нынешнего кризиса, лишенную подоплеки настоящих проблем или дефицита. Однако последствия, наступающие широким фронтом на ЕС, будут куда более ощутимыми и реальными.
В этом виновата Европа сама по себе. Она стала жертвой потуг диверсификации, которые привели не к позитивным переменам, но исключительно к негативу. К примеру, только из России Европа (в целом) получает приблизительно 200 миллиардов кубометров газа ежегодно. Но не более 70% его приходится на долгосрочные контракты, в которых заложена стоимость сырья намного ниже рыночной, да еще и с привязкой к нефтяному коэффициенту, и к тому же со смягчающим колебания «временным лагом». Почему только 70% (и это максимум, так как Еврокомиссия все время стремится уменьшить этот показатель)?
Стремясь к диверсификации, Брюссель необдуманно взвесил на себя газовую директиву и другие ограничения, чтобы установить правила для всех стран, которые сотрудничают с РФ, чтобы те не могли брать все топливо у России и сделать ее тем самым монополистом. В надежде на СПГ и других поставщиков, ЕС уменьшил долю долгосрочных контрактов и заложенные в них объемы. Но этим летом СПГ («страховщик» от «злой» России) буквально сбежал в Азию, а альтернатива в виде норвежского газа, перестала поступать из-за «профилактических работ» на производстве в Северном море.
В итоге, из-за острой нехватки, даже те страны и клиенты «Газпрома» и других поставщиков, у которых есть действующие соглашения на длительный срок, вынуждены приобретать недостающие объемы топлива на «свободном» рынке, где правят спекулянты и предлагают сырье по невероятной цене. Именно поэтому Европа попала в собственную ловушку. Вместо того, чтобы получать весь газ из РФ (а также у конкурентов её), проходящий транзитом через Польшу, Украину и южное направление, она берет часть его, а затем «добирает» этот же газ, но уже у перекупщиков, диктующих космические цены на неподконтрольных государству энергетических биржах. Это касается энергогенерирующих компаний, распределяющих, а также производственного бизнеса, потребляющего природные ресурсы. Данные юридические лица попросту не имеют доступ к долгосрочным контрактам и вынуждены или идти на поводу у торговцев, или закрываться в силу нерентабельности.
В общем, приходящие в эти дни сообщения о закрытиях целых предприятий на фоне высоких цен – лишь начало. Это можно констатировать как факт. Дальше будет хуже, прогноз для макроэкономики ЕС негативный. Эра диверсификации и отсутствия монополии наступила, принеся лишь неопределенность, кризис и крутое пике в экономике.
Однако широкомасштабные последствия серьезнейшего газового кризиса для Европы впереди, так как они наступают медленно, но поражают все сектора экономики континента. К примеру, поступают сообщения, что крупный британский производитель удобрений останавливает свои заводы из-за нереально высоких цен на топливо. О возобновлении производства компания CF Industries Holdings пока не может сказать ничего сколько-нибудь более определенно. Все зависит от котировок на сырье. После повышения цен на электроэнергию, такие сообщения являются вторым тревожным звоночком для Брюсселя.
Очевидно, само по себе ценовое ралли, и его невероятные колебания во время торгов одного дня, основанные на одних лишь сообщениях, домыслах, слухах, страхах, выдают исключительно ажиотажную природу нынешнего кризиса, лишенную подоплеки настоящих проблем или дефицита. Однако последствия, наступающие широким фронтом на ЕС, будут куда более ощутимыми и реальными.
В этом виновата Европа сама по себе. Она стала жертвой потуг диверсификации, которые привели не к позитивным переменам, но исключительно к негативу. К примеру, только из России Европа (в целом) получает приблизительно 200 миллиардов кубометров газа ежегодно. Но не более 70% его приходится на долгосрочные контракты, в которых заложена стоимость сырья намного ниже рыночной, да еще и с привязкой к нефтяному коэффициенту, и к тому же со смягчающим колебания «временным лагом». Почему только 70% (и это максимум, так как Еврокомиссия все время стремится уменьшить этот показатель)?
Стремясь к диверсификации, Брюссель необдуманно взвесил на себя газовую директиву и другие ограничения, чтобы установить правила для всех стран, которые сотрудничают с РФ, чтобы те не могли брать все топливо у России и сделать ее тем самым монополистом. В надежде на СПГ и других поставщиков, ЕС уменьшил долю долгосрочных контрактов и заложенные в них объемы. Но этим летом СПГ («страховщик» от «злой» России) буквально сбежал в Азию, а альтернатива в виде норвежского газа, перестала поступать из-за «профилактических работ» на производстве в Северном море.
В итоге, из-за острой нехватки, даже те страны и клиенты «Газпрома» и других поставщиков, у которых есть действующие соглашения на длительный срок, вынуждены приобретать недостающие объемы топлива на «свободном» рынке, где правят спекулянты и предлагают сырье по невероятной цене. Именно поэтому Европа попала в собственную ловушку. Вместо того, чтобы получать весь газ из РФ (а также у конкурентов её), проходящий транзитом через Польшу, Украину и южное направление, она берет часть его, а затем «добирает» этот же газ, но уже у перекупщиков, диктующих космические цены на неподконтрольных государству энергетических биржах. Это касается энергогенерирующих компаний, распределяющих, а также производственного бизнеса, потребляющего природные ресурсы. Данные юридические лица попросту не имеют доступ к долгосрочным контрактам и вынуждены или идти на поводу у торговцев, или закрываться в силу нерентабельности.
В общем, приходящие в эти дни сообщения о закрытиях целых предприятий на фоне высоких цен – лишь начало. Это можно констатировать как факт. Дальше будет хуже, прогноз для макроэкономики ЕС негативный. Эра диверсификации и отсутствия монополии наступила, принеся лишь неопределенность, кризис и крутое пике в экономике.
- Николай Грицай
- nord-stream2.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Катастрофа на рынке труда: дефицит работников в РФ бьёт исторический рекорд
Рынок труда в России столкнулся с беспрецедентным дефицитом кадров, который побил исторический рекорд. Острая нехватка специалистов подрывает производственные...

Арест экс-гендиректора «Русагро»: скандал с мошенничеством продолжается
В последнее время внимание общественности приковано к делу бывшего генерального директора холдинга «Русагро» Максима Басова. Как стало известно из сообщения...

«Южный завод тяжелого станкостроения» готовят к старту
В Краснодаре скоро запустят обновленный промышленный гигант – «Южный завод тяжелого станкостроения» (ЮЗТС). Сейчас производственные цеха заполняют...

Коботы врываются в российскую промышленность
В мире, где автоматизация и инновации становятся неотъемлемой частью производственных процессов, новосибирская компания «ПИН-Программная интеграция»...

Промышленное производство в России: итоги первого квартала 2025 года
Четвертый квартал 2024 года завершился на оптимистичной ноте для отечественной промышленности, однако результаты первого квартала 2025 года выглядят менее...

Новая Россия: металлургия Донбасса бьёт рекорды
Донецкий металлургический завод (ДНР) побил свой 10-летний рекорд по выплавке стали, в Запорожской области активно развивается птицеводство, в Херсонской...

Россиян ждет беспрецедентное повышение тарифов ЖКХ: плюс 34 тыс. рублей
Правительство РФ пересмотрело план повышения всех регулируемых тарифов в стране на ближайшие три года. Изменения в график повышения тарифов внесены...

Казахстан пошел ва-банк: ОПЕК, арабы и РФ с удивлением смотрят на Астану
Наши соседи способны нарастить добычу нефти, но столкнутся с неизбежными экспортными ограничениями...

Канада и Германия намерены угнать наши «Русланы» в Киев
Как нам вырвать наши «конфискованные» гражданские транспортники из лап Оттавы и Берлина?...

ОПЕК+ «сбросила бомбу» на Россию в интересах США?
В первую очередь может пострадать Россия, бюджет которой заложен из расчёта 69,7 доллара за баррель при курсе доллара 96 рублей....

Урожай в России под угрозой срыва: всему виной оказались мигранты
Россия заявила о вероятных трудностях в агросекторе. Нехватка иностранной рабочей силы может негативно сказаться на плодоовощном урожае....

На рынок коммерческой недвижимости в Москве надвигается кризис
Коммерческая недвижимость в Москве, на которую последние годы возлагались большие надежды, двигается к резкому торможению. Прогнозы специалистов говорят о...

Легенда на экспорт: для Lada Niva нашли неожиданное место сбыта
Главный автоконцерн РФ нашёл новых партнёров для продажи российских машин. «АвтоВаз» начнёт поставлять свои автомобили шейхам....

Распродажа Украины: порт Черноморск в Одесской области уйдет Польше
Делегация Минразвития Украины презентовала в Варшаве представителям польского бизнеса и чиновникам проект концессии порта Черноморск в Одесской области (в...

Boeing уходит в окончательное пике
Ситуация вокруг авиакорпорации Boeing олицетворяет общий кризис американского промышленного сектора. В этих условиях устраивать реиндустриализацию США...

Железнодорожный прорыв: в РФ встал на рельсы новый электропоезд «Финист»
В России начал курсировать электропоезд нового поколения. Современный состав рассчитан на сотни пассажиров и оснащён всеми удобствами для безопасных и...