Пока экспорт российского газового монополиста в Европу, и частности, в Германию существенно проседает, снизившись с 474 миллионов кубометров в сутки в 2020 году до 339 миллионов в середине этой осени, поставки норвежского газа резко возросли. Общие показатели экспорта Норвегией в ЕС почти догнали таковые у российского энергетического концерна.
По данным S&P Global Platts в текущем месяце общий объем поставок Норвегией составил 330 миллионов кубометров, что на 60 миллионов кубов больше, нежели в предыдущем году. Показатель приближается к пятилетнему максимуму для октября месяца.
Мы открыли вентили на полную, наша цель – практически понять, сможем ли мы добыть и поставить больше топлива
- говорит глава норвежской Equinor Андерс Опедал.
Однако чисто «интеллектуальным экспериментом», разумеется, дело не ограничивается, руководство норвежской компании прямо говорит, что очень хочет заработать как можно больше на сверхдорогом сырье в Европе. Больше всего экспортируется в Великобританию. Далее идут крупные потребители, такие как Германия и Нидерланды.
Таким образом, Брюссель точно не будет спешить с сертификацией и введением в строй «Северного потока-2», поскольку то, что мог бы добавить на рынок новый газопровод, уже поставляет Норвегия, хотя «спасает» она ЕС на грабительских условиях, по огромным ценам. Фактически норвежцы пользуются отсутствием сертификации «Северного потока-2».
Все дело в том, что почти весь газ из Северного моря торгуется на спотовых биржах или через дорогие контракты с привязкой к рыночной цене. Но даже такие условия, в корне отличающиеся от предлагаемых «Газпромом», пользуются спросом у европейцев. Поставки российской компании тем временем, падают. Например, «Газпром» умышленно «ушел» со своей электронной торговой площадки, чтобы не поддерживать своими силами ажиотажные цены, а Норвегия, напротив, охотнее всего выходит со своим продуктом на биржевые площадки, для большей выгоды.
Вероятнее всего, теперь концерну придется сосредоточиться (по указу президента РФ Владимира Путина) на заполнении своих европейских хранилищ с помощью невостребованных излишком транзитного сырья.