Что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м: сравнительные характеристики
Приход к власти на Украине в начале 2014 года сторонников так называемой «евроинтеграции» привел к достаточно печальным последствиям. Страна лишилась едва ли не самого лакомого кусочка территории – Крымского полуострова, который вошел в состав Российской Федерации. Также Киев полностью потерял контроль над значительной частью Донбасса, где образовались Донецкая и Луганская народные республики.
Исследование Atlantic Council показывает, что из-за вхождения Крыма в состав России и отсоединения республик Донбасса Украина потеряла активы на общую сумму в 98,7 млрд долларов: это земельные участки, промышленность, недвижимость, банковские активы. Кроме того, Украине пришлось увеличить расходы на оборону с 1% до 6%.
Конечно, и до Евромайдана Украину нельзя было назвать образцом успешного экономического развития. Даже на постсоветском пространстве, несмотря на изначальные большие возможности, Украина была далеко не в числе лидеров по темпам экономического развития. Многочисленные социально-экономические проблемы Украины были связаны с высочайшим уровнем коррупции и полной неэффективностью управленцев, находившихся у власти в стране с 1991 года. После событий 2013-2014 гг. проблемы украинской экономики стали еще более очевидными. Представим сравнительные характеристики того, что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м.
По-настоящему провальными для украинской экономики были 2014-2015 годы, однако затем ВВП Украины все же стал расти даже более быстрыми темпами, чем ВВП России. Это было связано, в том числе, с либерализацией условий для ведения бизнеса на Украине. В то же время, реальная покупательная способность российских зарплат и пенсий остается куда большей, чем украинских.
За последние несколько лет очень сильно вырос объем государственного долга Украины. По состоянию на 30 июля 2021 года, общий государственный долг Украины составлял 2,514 трлн гривен, то есть около 92,5 млрд долларов. Это 258,31% по отношению к доходам государственного бюджета Украины в 2021 году.
Стоимость национальной валюты в период с 2013 по 2021 годы упала с примерно с 8 гривен за доллар в конце правления президента Виктора Януковича до 30 гривен за доллар в 2015 году. Сейчас курс доллара по отношению к гривне составляет 1:27,46.
В 1991 году Украина имела едва ли не лучшие стартовые возможности в плане экономического развития по сравнению с другими республиками экс-СССР: хороший климат, большое морское побережье, границы с европейскими странами, развитая промышленность, успешное сельское хозяйство. Однако промышленность страны стала стремительно разрушаться.
Приведем некоторые цифры: в 2013 году удельный вес продукции машиностроения в экспорте оценивался в 18,9% или 12,9 млрд долларов, в 2017 году – уже в 9,9% или 4,3 млрд долларов. Сокращение экспорта продукции машиностроения и высокотехнологичных производств привело к остановке многих предприятий. Например, в 2014 году прекратил работать Львовский автобусный завод.
В 2018 году была запущена процедура банкротства Запорожского автомобильного завода. Концерн «Антонов» с 2016 по 2019 годы не выпустил ни одного самолета. В июле 2021 года был официально закрыт Черноморский судостроительный завод в Николаеве, некогда бывший одним из ключевых объектов советского судостроения. В 2020 году общие темпы падения промышленности составили 5,2%, и это только за один год.
В марте 2021 года был принят закон о национализации завода «Мотор Сич», но пока непонятно, насколько эффективным окажется это решение на практике.
В 2021 году последовал и еще один сильный удар для украинской экономики – энергетический кризис. Из-за дефицита газа и высоких цен на него начали закрываться или сокращать масштабы работы украинские предприятия. В 2021 году 91% объема газа страна импортировала из Венгрии, в чем признавалось само руководство компании «Оператор ГТС Украины». Естественно, львиная доля этого газа - так называемый реверсный, российский.
На этом фоне куда более успешно украинское сельское хозяйство: промышленность распадается, но аграрный сектор еще держится. Например, если в 1990 году на Украине собрали 51 млн тонн зерна, то в 2019 году – более 73 млн тонн зерна. Однако и к этим показателям надо подходить более внимательно: сейчас на Украине активно распахиваются земли за счет сокращения участков, отданных под овощи и другие культуры.
Еще одна серьезнейшая проблема – демографическая: Украина ежегодно теряет миллионы людей, которые уезжают в другие страны работать или жить. Многие мигранты, хотя и воспринимаются как временные, уехавшие на заработки, в реальности уже потеряны для Украины: они остаются десятилетиями в тех странах, где работают, создают там семьи и явно не собираются возвращаться на родину. Только в Польше с 2014 года в три раза выросло количество украинских трудовых мигрантов. Продолжают ехать украинцы и в Россию, несмотря на напряженные отношения между двумя государствами.
Высокий уровень трудовой миграции связан и с тем, что на Украине зафиксирован самый значительный показатель безработицы с 2013 года – сейчас более 10% украинцев являются официально безработными. В реальности этот показатель еще выше, так как не все регистрируются в качестве безработных. Также стоит учитывать огромное количество прекариата, перебивающегося случайными или сезонными заработками, включая то же самое отходничество на поля, стройки или предприятия соседней Польши и ряда других стран.
В общем, ситуация плачевная и, как мы видим из сравнительных характеристик с 2013 годом, относительно держится лишь сельскохозяйственная отрасль, а также сектор услуг населению и торговли в Киеве и ряде других крупных городов страны. По промышленности Украины был нанесен сокрушительный удар, от которого она, по крайней мере, в обозримой перспективе, вряд ли оправится.
Исследование Atlantic Council показывает, что из-за вхождения Крыма в состав России и отсоединения республик Донбасса Украина потеряла активы на общую сумму в 98,7 млрд долларов: это земельные участки, промышленность, недвижимость, банковские активы. Кроме того, Украине пришлось увеличить расходы на оборону с 1% до 6%.
Конечно, и до Евромайдана Украину нельзя было назвать образцом успешного экономического развития. Даже на постсоветском пространстве, несмотря на изначальные большие возможности, Украина была далеко не в числе лидеров по темпам экономического развития. Многочисленные социально-экономические проблемы Украины были связаны с высочайшим уровнем коррупции и полной неэффективностью управленцев, находившихся у власти в стране с 1991 года. После событий 2013-2014 гг. проблемы украинской экономики стали еще более очевидными. Представим сравнительные характеристики того, что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м.
Растет ВВП, но растет и государственный долг
По-настоящему провальными для украинской экономики были 2014-2015 годы, однако затем ВВП Украины все же стал расти даже более быстрыми темпами, чем ВВП России. Это было связано, в том числе, с либерализацией условий для ведения бизнеса на Украине. В то же время, реальная покупательная способность российских зарплат и пенсий остается куда большей, чем украинских.
За последние несколько лет очень сильно вырос объем государственного долга Украины. По состоянию на 30 июля 2021 года, общий государственный долг Украины составлял 2,514 трлн гривен, то есть около 92,5 млрд долларов. Это 258,31% по отношению к доходам государственного бюджета Украины в 2021 году.
Стоимость национальной валюты в период с 2013 по 2021 годы упала с примерно с 8 гривен за доллар в конце правления президента Виктора Януковича до 30 гривен за доллар в 2015 году. Сейчас курс доллара по отношению к гривне составляет 1:27,46.
Промышленность развалилась, сельское хозяйство еще держится
В 1991 году Украина имела едва ли не лучшие стартовые возможности в плане экономического развития по сравнению с другими республиками экс-СССР: хороший климат, большое морское побережье, границы с европейскими странами, развитая промышленность, успешное сельское хозяйство. Однако промышленность страны стала стремительно разрушаться.
Приведем некоторые цифры: в 2013 году удельный вес продукции машиностроения в экспорте оценивался в 18,9% или 12,9 млрд долларов, в 2017 году – уже в 9,9% или 4,3 млрд долларов. Сокращение экспорта продукции машиностроения и высокотехнологичных производств привело к остановке многих предприятий. Например, в 2014 году прекратил работать Львовский автобусный завод.
В 2018 году была запущена процедура банкротства Запорожского автомобильного завода. Концерн «Антонов» с 2016 по 2019 годы не выпустил ни одного самолета. В июле 2021 года был официально закрыт Черноморский судостроительный завод в Николаеве, некогда бывший одним из ключевых объектов советского судостроения. В 2020 году общие темпы падения промышленности составили 5,2%, и это только за один год.
В марте 2021 года был принят закон о национализации завода «Мотор Сич», но пока непонятно, насколько эффективным окажется это решение на практике.
В 2021 году последовал и еще один сильный удар для украинской экономики – энергетический кризис. Из-за дефицита газа и высоких цен на него начали закрываться или сокращать масштабы работы украинские предприятия. В 2021 году 91% объема газа страна импортировала из Венгрии, в чем признавалось само руководство компании «Оператор ГТС Украины». Естественно, львиная доля этого газа - так называемый реверсный, российский.
На этом фоне куда более успешно украинское сельское хозяйство: промышленность распадается, но аграрный сектор еще держится. Например, если в 1990 году на Украине собрали 51 млн тонн зерна, то в 2019 году – более 73 млн тонн зерна. Однако и к этим показателям надо подходить более внимательно: сейчас на Украине активно распахиваются земли за счет сокращения участков, отданных под овощи и другие культуры.
Люди покидают страну
Еще одна серьезнейшая проблема – демографическая: Украина ежегодно теряет миллионы людей, которые уезжают в другие страны работать или жить. Многие мигранты, хотя и воспринимаются как временные, уехавшие на заработки, в реальности уже потеряны для Украины: они остаются десятилетиями в тех странах, где работают, создают там семьи и явно не собираются возвращаться на родину. Только в Польше с 2014 года в три раза выросло количество украинских трудовых мигрантов. Продолжают ехать украинцы и в Россию, несмотря на напряженные отношения между двумя государствами.
Высокий уровень трудовой миграции связан и с тем, что на Украине зафиксирован самый значительный показатель безработицы с 2013 года – сейчас более 10% украинцев являются официально безработными. В реальности этот показатель еще выше, так как не все регистрируются в качестве безработных. Также стоит учитывать огромное количество прекариата, перебивающегося случайными или сезонными заработками, включая то же самое отходничество на поля, стройки или предприятия соседней Польши и ряда других стран.
В общем, ситуация плачевная и, как мы видим из сравнительных характеристик с 2013 годом, относительно держится лишь сельскохозяйственная отрасль, а также сектор услуг населению и торговли в Киеве и ряде других крупных городов страны. По промышленности Украины был нанесен сокрушительный удар, от которого она, по крайней мере, в обозримой перспективе, вряд ли оправится.
- Илья Полонский
- pixabay.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Не подлежит восстановлению: терминал КТК под Новороссийском уничтожен БЭК ВСУ
Террористический режим в Киеве продолжает бесчинствовать, атакуя российские и связанные с ней международные энергетические объекты....
Удар по рубильнику: РФ выключила пропаганду миллиону киевлян
Украина постоянно провоцирует и накликает своими попытками ударить по России ее ответные действия, которые более массивные и эффективные....
Прощание с надеждами: казахстанский нефтяной сектор на грани краха
Казахстан скоро будет повергнут своей собственной неуемной «многовекторностью», которая в 2025 году не сработала....
В Испании рушится стройка за 1 млрд евро: амбициозный проект стал громким провалом
Этот объект называют одной из крупнейших инфраструктурных катастроф века....
Бумеранг кармы: все, что Украина пыталась сделать России – накрыло ее саму
Основная дилемма сейчас в том, что правобережная энергетика Украина не может спасти левобережную, а дорожающее топливо исчезает....
«Болезненный бумеранг» Путин пригрозил ЕС за кражу активов – Politico
Любое незаконное использование активов станет красной линией и стресс-тестом для выживания Европы....
Элитные Porsche в мгновение превратились в металлолом по всей России
Владельцы дорогих автомобилей резко столкнулись с неочевидной технической неисправностью....
Дальше только пустыня: Европа вскоре останется без воды
Водный кризис разгорается на континенте. Об этом уже не предупреждают, а кричат....
Успеть снять деньги: в России исчезают банкоматы
Вероятно, началась принудительная цифровизация рубля банковской системой, с помощью монопольных средств....
Япония не переживет исполнение антироссийских санкций
Токио важный партнер Запада, в том числе по санкциям. Однако у азиатской страны свое видение будущего....
Беззубая реакция Анкары: турецкие владельцы танкеров отказались от сотрудничества с РФ
Судовладельцы прекрасно понимают, что террорист в Киеве – священная «корова» Запада и ему за агрессию ничего не будет. Это не изменить....
«Рассвет» станет «убийцей Starlink»: в России взялись за передовую связь
В России задумали запуск аналога Starlink. О разработке, способной сделать доступной высококачественную связь, рассказали в Госдуме...
В России случилось октябрьское экономическое чудо
Официальная статистика зафиксировала в РФ настоящее экономическое чудо: отечественная промышленность за один месяц увеличила выпуск почти на 11%. Такие...
«Ящик Пандоры: Если сделка недействительна, покупателю возвращают деньги
Депутат КПРФ настаивает на новом постановлении пленума ВС РФ по сверхрезонансному делу...
Коллапс пенсионной системы: россиян предупредили о новых изменениях
Россиян предупредили о предстоящих изменениях пенсионной системы. Эксперты раскрыли планы на новую реформу...
Три рубля на килограмм рыбы: россиянам объяснили новый «налог на еду»
Производители продовольствия жалуются правительству РФ на РЖД. Подорожает рыба и вся продуктовая корзина...