
Что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м: сравнительные характеристики
Приход к власти на Украине в начале 2014 года сторонников так называемой «евроинтеграции» привел к достаточно печальным последствиям. Страна лишилась едва ли не самого лакомого кусочка территории – Крымского полуострова, который вошел в состав Российской Федерации. Также Киев полностью потерял контроль над значительной частью Донбасса, где образовались Донецкая и Луганская народные республики.
Исследование Atlantic Council показывает, что из-за вхождения Крыма в состав России и отсоединения республик Донбасса Украина потеряла активы на общую сумму в 98,7 млрд долларов: это земельные участки, промышленность, недвижимость, банковские активы. Кроме того, Украине пришлось увеличить расходы на оборону с 1% до 6%.
Конечно, и до Евромайдана Украину нельзя было назвать образцом успешного экономического развития. Даже на постсоветском пространстве, несмотря на изначальные большие возможности, Украина была далеко не в числе лидеров по темпам экономического развития. Многочисленные социально-экономические проблемы Украины были связаны с высочайшим уровнем коррупции и полной неэффективностью управленцев, находившихся у власти в стране с 1991 года. После событий 2013-2014 гг. проблемы украинской экономики стали еще более очевидными. Представим сравнительные характеристики того, что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м.
По-настоящему провальными для украинской экономики были 2014-2015 годы, однако затем ВВП Украины все же стал расти даже более быстрыми темпами, чем ВВП России. Это было связано, в том числе, с либерализацией условий для ведения бизнеса на Украине. В то же время, реальная покупательная способность российских зарплат и пенсий остается куда большей, чем украинских.
За последние несколько лет очень сильно вырос объем государственного долга Украины. По состоянию на 30 июля 2021 года, общий государственный долг Украины составлял 2,514 трлн гривен, то есть около 92,5 млрд долларов. Это 258,31% по отношению к доходам государственного бюджета Украины в 2021 году.
Стоимость национальной валюты в период с 2013 по 2021 годы упала с примерно с 8 гривен за доллар в конце правления президента Виктора Януковича до 30 гривен за доллар в 2015 году. Сейчас курс доллара по отношению к гривне составляет 1:27,46.
В 1991 году Украина имела едва ли не лучшие стартовые возможности в плане экономического развития по сравнению с другими республиками экс-СССР: хороший климат, большое морское побережье, границы с европейскими странами, развитая промышленность, успешное сельское хозяйство. Однако промышленность страны стала стремительно разрушаться.
Приведем некоторые цифры: в 2013 году удельный вес продукции машиностроения в экспорте оценивался в 18,9% или 12,9 млрд долларов, в 2017 году – уже в 9,9% или 4,3 млрд долларов. Сокращение экспорта продукции машиностроения и высокотехнологичных производств привело к остановке многих предприятий. Например, в 2014 году прекратил работать Львовский автобусный завод.
В 2018 году была запущена процедура банкротства Запорожского автомобильного завода. Концерн «Антонов» с 2016 по 2019 годы не выпустил ни одного самолета. В июле 2021 года был официально закрыт Черноморский судостроительный завод в Николаеве, некогда бывший одним из ключевых объектов советского судостроения. В 2020 году общие темпы падения промышленности составили 5,2%, и это только за один год.
В марте 2021 года был принят закон о национализации завода «Мотор Сич», но пока непонятно, насколько эффективным окажется это решение на практике.
В 2021 году последовал и еще один сильный удар для украинской экономики – энергетический кризис. Из-за дефицита газа и высоких цен на него начали закрываться или сокращать масштабы работы украинские предприятия. В 2021 году 91% объема газа страна импортировала из Венгрии, в чем признавалось само руководство компании «Оператор ГТС Украины». Естественно, львиная доля этого газа - так называемый реверсный, российский.
На этом фоне куда более успешно украинское сельское хозяйство: промышленность распадается, но аграрный сектор еще держится. Например, если в 1990 году на Украине собрали 51 млн тонн зерна, то в 2019 году – более 73 млн тонн зерна. Однако и к этим показателям надо подходить более внимательно: сейчас на Украине активно распахиваются земли за счет сокращения участков, отданных под овощи и другие культуры.
Еще одна серьезнейшая проблема – демографическая: Украина ежегодно теряет миллионы людей, которые уезжают в другие страны работать или жить. Многие мигранты, хотя и воспринимаются как временные, уехавшие на заработки, в реальности уже потеряны для Украины: они остаются десятилетиями в тех странах, где работают, создают там семьи и явно не собираются возвращаться на родину. Только в Польше с 2014 года в три раза выросло количество украинских трудовых мигрантов. Продолжают ехать украинцы и в Россию, несмотря на напряженные отношения между двумя государствами.
Высокий уровень трудовой миграции связан и с тем, что на Украине зафиксирован самый значительный показатель безработицы с 2013 года – сейчас более 10% украинцев являются официально безработными. В реальности этот показатель еще выше, так как не все регистрируются в качестве безработных. Также стоит учитывать огромное количество прекариата, перебивающегося случайными или сезонными заработками, включая то же самое отходничество на поля, стройки или предприятия соседней Польши и ряда других стран.
В общем, ситуация плачевная и, как мы видим из сравнительных характеристик с 2013 годом, относительно держится лишь сельскохозяйственная отрасль, а также сектор услуг населению и торговли в Киеве и ряде других крупных городов страны. По промышленности Украины был нанесен сокрушительный удар, от которого она, по крайней мере, в обозримой перспективе, вряд ли оправится.
Исследование Atlantic Council показывает, что из-за вхождения Крыма в состав России и отсоединения республик Донбасса Украина потеряла активы на общую сумму в 98,7 млрд долларов: это земельные участки, промышленность, недвижимость, банковские активы. Кроме того, Украине пришлось увеличить расходы на оборону с 1% до 6%.
Конечно, и до Евромайдана Украину нельзя было назвать образцом успешного экономического развития. Даже на постсоветском пространстве, несмотря на изначальные большие возможности, Украина была далеко не в числе лидеров по темпам экономического развития. Многочисленные социально-экономические проблемы Украины были связаны с высочайшим уровнем коррупции и полной неэффективностью управленцев, находившихся у власти в стране с 1991 года. После событий 2013-2014 гг. проблемы украинской экономики стали еще более очевидными. Представим сравнительные характеристики того, что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м.
Растет ВВП, но растет и государственный долг
По-настоящему провальными для украинской экономики были 2014-2015 годы, однако затем ВВП Украины все же стал расти даже более быстрыми темпами, чем ВВП России. Это было связано, в том числе, с либерализацией условий для ведения бизнеса на Украине. В то же время, реальная покупательная способность российских зарплат и пенсий остается куда большей, чем украинских.
За последние несколько лет очень сильно вырос объем государственного долга Украины. По состоянию на 30 июля 2021 года, общий государственный долг Украины составлял 2,514 трлн гривен, то есть около 92,5 млрд долларов. Это 258,31% по отношению к доходам государственного бюджета Украины в 2021 году.
Стоимость национальной валюты в период с 2013 по 2021 годы упала с примерно с 8 гривен за доллар в конце правления президента Виктора Януковича до 30 гривен за доллар в 2015 году. Сейчас курс доллара по отношению к гривне составляет 1:27,46.
Промышленность развалилась, сельское хозяйство еще держится
В 1991 году Украина имела едва ли не лучшие стартовые возможности в плане экономического развития по сравнению с другими республиками экс-СССР: хороший климат, большое морское побережье, границы с европейскими странами, развитая промышленность, успешное сельское хозяйство. Однако промышленность страны стала стремительно разрушаться.
Приведем некоторые цифры: в 2013 году удельный вес продукции машиностроения в экспорте оценивался в 18,9% или 12,9 млрд долларов, в 2017 году – уже в 9,9% или 4,3 млрд долларов. Сокращение экспорта продукции машиностроения и высокотехнологичных производств привело к остановке многих предприятий. Например, в 2014 году прекратил работать Львовский автобусный завод.
В 2018 году была запущена процедура банкротства Запорожского автомобильного завода. Концерн «Антонов» с 2016 по 2019 годы не выпустил ни одного самолета. В июле 2021 года был официально закрыт Черноморский судостроительный завод в Николаеве, некогда бывший одним из ключевых объектов советского судостроения. В 2020 году общие темпы падения промышленности составили 5,2%, и это только за один год.
В марте 2021 года был принят закон о национализации завода «Мотор Сич», но пока непонятно, насколько эффективным окажется это решение на практике.
В 2021 году последовал и еще один сильный удар для украинской экономики – энергетический кризис. Из-за дефицита газа и высоких цен на него начали закрываться или сокращать масштабы работы украинские предприятия. В 2021 году 91% объема газа страна импортировала из Венгрии, в чем признавалось само руководство компании «Оператор ГТС Украины». Естественно, львиная доля этого газа - так называемый реверсный, российский.
На этом фоне куда более успешно украинское сельское хозяйство: промышленность распадается, но аграрный сектор еще держится. Например, если в 1990 году на Украине собрали 51 млн тонн зерна, то в 2019 году – более 73 млн тонн зерна. Однако и к этим показателям надо подходить более внимательно: сейчас на Украине активно распахиваются земли за счет сокращения участков, отданных под овощи и другие культуры.
Люди покидают страну
Еще одна серьезнейшая проблема – демографическая: Украина ежегодно теряет миллионы людей, которые уезжают в другие страны работать или жить. Многие мигранты, хотя и воспринимаются как временные, уехавшие на заработки, в реальности уже потеряны для Украины: они остаются десятилетиями в тех странах, где работают, создают там семьи и явно не собираются возвращаться на родину. Только в Польше с 2014 года в три раза выросло количество украинских трудовых мигрантов. Продолжают ехать украинцы и в Россию, несмотря на напряженные отношения между двумя государствами.
Высокий уровень трудовой миграции связан и с тем, что на Украине зафиксирован самый значительный показатель безработицы с 2013 года – сейчас более 10% украинцев являются официально безработными. В реальности этот показатель еще выше, так как не все регистрируются в качестве безработных. Также стоит учитывать огромное количество прекариата, перебивающегося случайными или сезонными заработками, включая то же самое отходничество на поля, стройки или предприятия соседней Польши и ряда других стран.
В общем, ситуация плачевная и, как мы видим из сравнительных характеристик с 2013 годом, относительно держится лишь сельскохозяйственная отрасль, а также сектор услуг населению и торговли в Киеве и ряде других крупных городов страны. По промышленности Украины был нанесен сокрушительный удар, от которого она, по крайней мере, в обозримой перспективе, вряд ли оправится.
- Илья Полонский
- pixabay.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
В небо впервые взлетел опытный самолет «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8. Создание уже второго авиационного двигателя пятого поколения поднимает...

Российские ученые разработали станок с ЧПУ
Сотрудники Новосибирского технического университета (НГТУ НЭТИ) разработали станок с числовым управлением (ЧПУ), функционал которого позволяет объединять...

Страны БРИКС и ЕАЭС продолжат создавать независимую платежную инфраструктуру
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) продемонстрировал в 2024 году хорошие результаты экономического развития. Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП)...

Новую установку для производства чипов создали в России
В Российской Федерации создали оборудование для производства чипов на кремниевых пластинах диаметром 300 миллиметров. Новый комплекс представляет собой...

Парламентарии попросили Счетную палату проверить Эльвиру Набиуллину
Комитет Государственной думы по контролю внес в постановление о работе Счетной палаты неожиданное поручение: проверить Центральный банк России, сообщает...

Есть один российский самолет, за которым весь мир к нам в очередь встанет
Возможное возвращение Boeing на российский рынок должно подстегнуть авиапром, чтобы опять не оказаться у разбитого корыта...

Дефицит инженерных кадров в России: куда пропали «технари»?
Дефицит инженерных кадров в России давно стал объектом обсуждения. Все, от специалистов по подбору персонала до государственных руководителей, признают, что...

В Госдуме хотят сделать жизнь наших пенсионеров, как в Средней Азии
Кроме самопиара накануне предвыборного сезона слугам народа заняться больше нечем?...

Киевский режим и его партнёры открыто грабят Белоруссию
Скорость, с которой в последние месяцы ведётся продажа украденных у Белоруссии и России активов, говорит об осознании украинским чиновниками грядущего краха...

«Норникель» и собственная электропечь: на пути к технологической независимости
В мире металлургии даже самые малозаметные детали могут сыграть ключевую роль в производственном процессе. Поэтому планы компании «Норникель» по созданию новой...

Аутлет обошелся финнам в 50 млн евро, теперь его не продать и за 70 тыс
Аутлет, построенный на границе с Россией, из-за глупости властей Суоми оказался никому не нужен...

«Профсоюз олигархов» положил глаз на банковские вклады россиян
Имущий класс стремится закрепить свои права на остатки государственных «заводов и пароходов»...

Судостроение и алюминий: российские реалии
Алюминий – этот легкий и, казалось бы, незаметный металл, который давно завоевал сердца (и суда) технических специалистов по всему миру. Судостроение и...

Промышленность на нуле: в РФ фиксируют переломный спад производства
Рост российской промышленности замедлился почти до нулевой отметки. Причинами спада производства стали санкции и инфляция...

Путин сдержал обещание. ЕС переходит в режим выживания
Нефтеперерабатывающие заводы в Чехии боятся лишиться прибыли из-за прекращения поставок российской нефти и надеются получить недостающие объемы из госрезервов....

«Мы вам доплатим, только возьмите машину из нашего салона — любую!»
Автодилеры начали скидочную кампанию, но время брать ещё не настало — нужно подождать...