
Что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м: сравнительные характеристики
Приход к власти на Украине в начале 2014 года сторонников так называемой «евроинтеграции» привел к достаточно печальным последствиям. Страна лишилась едва ли не самого лакомого кусочка территории – Крымского полуострова, который вошел в состав Российской Федерации. Также Киев полностью потерял контроль над значительной частью Донбасса, где образовались Донецкая и Луганская народные республики.
Исследование Atlantic Council показывает, что из-за вхождения Крыма в состав России и отсоединения республик Донбасса Украина потеряла активы на общую сумму в 98,7 млрд долларов: это земельные участки, промышленность, недвижимость, банковские активы. Кроме того, Украине пришлось увеличить расходы на оборону с 1% до 6%.
Конечно, и до Евромайдана Украину нельзя было назвать образцом успешного экономического развития. Даже на постсоветском пространстве, несмотря на изначальные большие возможности, Украина была далеко не в числе лидеров по темпам экономического развития. Многочисленные социально-экономические проблемы Украины были связаны с высочайшим уровнем коррупции и полной неэффективностью управленцев, находившихся у власти в стране с 1991 года. После событий 2013-2014 гг. проблемы украинской экономики стали еще более очевидными. Представим сравнительные характеристики того, что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м.
По-настоящему провальными для украинской экономики были 2014-2015 годы, однако затем ВВП Украины все же стал расти даже более быстрыми темпами, чем ВВП России. Это было связано, в том числе, с либерализацией условий для ведения бизнеса на Украине. В то же время, реальная покупательная способность российских зарплат и пенсий остается куда большей, чем украинских.
За последние несколько лет очень сильно вырос объем государственного долга Украины. По состоянию на 30 июля 2021 года, общий государственный долг Украины составлял 2,514 трлн гривен, то есть около 92,5 млрд долларов. Это 258,31% по отношению к доходам государственного бюджета Украины в 2021 году.
Стоимость национальной валюты в период с 2013 по 2021 годы упала с примерно с 8 гривен за доллар в конце правления президента Виктора Януковича до 30 гривен за доллар в 2015 году. Сейчас курс доллара по отношению к гривне составляет 1:27,46.
В 1991 году Украина имела едва ли не лучшие стартовые возможности в плане экономического развития по сравнению с другими республиками экс-СССР: хороший климат, большое морское побережье, границы с европейскими странами, развитая промышленность, успешное сельское хозяйство. Однако промышленность страны стала стремительно разрушаться.
Приведем некоторые цифры: в 2013 году удельный вес продукции машиностроения в экспорте оценивался в 18,9% или 12,9 млрд долларов, в 2017 году – уже в 9,9% или 4,3 млрд долларов. Сокращение экспорта продукции машиностроения и высокотехнологичных производств привело к остановке многих предприятий. Например, в 2014 году прекратил работать Львовский автобусный завод.
В 2018 году была запущена процедура банкротства Запорожского автомобильного завода. Концерн «Антонов» с 2016 по 2019 годы не выпустил ни одного самолета. В июле 2021 года был официально закрыт Черноморский судостроительный завод в Николаеве, некогда бывший одним из ключевых объектов советского судостроения. В 2020 году общие темпы падения промышленности составили 5,2%, и это только за один год.
В марте 2021 года был принят закон о национализации завода «Мотор Сич», но пока непонятно, насколько эффективным окажется это решение на практике.
В 2021 году последовал и еще один сильный удар для украинской экономики – энергетический кризис. Из-за дефицита газа и высоких цен на него начали закрываться или сокращать масштабы работы украинские предприятия. В 2021 году 91% объема газа страна импортировала из Венгрии, в чем признавалось само руководство компании «Оператор ГТС Украины». Естественно, львиная доля этого газа - так называемый реверсный, российский.
На этом фоне куда более успешно украинское сельское хозяйство: промышленность распадается, но аграрный сектор еще держится. Например, если в 1990 году на Украине собрали 51 млн тонн зерна, то в 2019 году – более 73 млн тонн зерна. Однако и к этим показателям надо подходить более внимательно: сейчас на Украине активно распахиваются земли за счет сокращения участков, отданных под овощи и другие культуры.
Еще одна серьезнейшая проблема – демографическая: Украина ежегодно теряет миллионы людей, которые уезжают в другие страны работать или жить. Многие мигранты, хотя и воспринимаются как временные, уехавшие на заработки, в реальности уже потеряны для Украины: они остаются десятилетиями в тех странах, где работают, создают там семьи и явно не собираются возвращаться на родину. Только в Польше с 2014 года в три раза выросло количество украинских трудовых мигрантов. Продолжают ехать украинцы и в Россию, несмотря на напряженные отношения между двумя государствами.
Высокий уровень трудовой миграции связан и с тем, что на Украине зафиксирован самый значительный показатель безработицы с 2013 года – сейчас более 10% украинцев являются официально безработными. В реальности этот показатель еще выше, так как не все регистрируются в качестве безработных. Также стоит учитывать огромное количество прекариата, перебивающегося случайными или сезонными заработками, включая то же самое отходничество на поля, стройки или предприятия соседней Польши и ряда других стран.
В общем, ситуация плачевная и, как мы видим из сравнительных характеристик с 2013 годом, относительно держится лишь сельскохозяйственная отрасль, а также сектор услуг населению и торговли в Киеве и ряде других крупных городов страны. По промышленности Украины был нанесен сокрушительный удар, от которого она, по крайней мере, в обозримой перспективе, вряд ли оправится.
Исследование Atlantic Council показывает, что из-за вхождения Крыма в состав России и отсоединения республик Донбасса Украина потеряла активы на общую сумму в 98,7 млрд долларов: это земельные участки, промышленность, недвижимость, банковские активы. Кроме того, Украине пришлось увеличить расходы на оборону с 1% до 6%.
Конечно, и до Евромайдана Украину нельзя было назвать образцом успешного экономического развития. Даже на постсоветском пространстве, несмотря на изначальные большие возможности, Украина была далеко не в числе лидеров по темпам экономического развития. Многочисленные социально-экономические проблемы Украины были связаны с высочайшим уровнем коррупции и полной неэффективностью управленцев, находившихся у власти в стране с 1991 года. После событий 2013-2014 гг. проблемы украинской экономики стали еще более очевидными. Представим сравнительные характеристики того, что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м.
Растет ВВП, но растет и государственный долг
По-настоящему провальными для украинской экономики были 2014-2015 годы, однако затем ВВП Украины все же стал расти даже более быстрыми темпами, чем ВВП России. Это было связано, в том числе, с либерализацией условий для ведения бизнеса на Украине. В то же время, реальная покупательная способность российских зарплат и пенсий остается куда большей, чем украинских.
За последние несколько лет очень сильно вырос объем государственного долга Украины. По состоянию на 30 июля 2021 года, общий государственный долг Украины составлял 2,514 трлн гривен, то есть около 92,5 млрд долларов. Это 258,31% по отношению к доходам государственного бюджета Украины в 2021 году.
Стоимость национальной валюты в период с 2013 по 2021 годы упала с примерно с 8 гривен за доллар в конце правления президента Виктора Януковича до 30 гривен за доллар в 2015 году. Сейчас курс доллара по отношению к гривне составляет 1:27,46.
Промышленность развалилась, сельское хозяйство еще держится
В 1991 году Украина имела едва ли не лучшие стартовые возможности в плане экономического развития по сравнению с другими республиками экс-СССР: хороший климат, большое морское побережье, границы с европейскими странами, развитая промышленность, успешное сельское хозяйство. Однако промышленность страны стала стремительно разрушаться.
Приведем некоторые цифры: в 2013 году удельный вес продукции машиностроения в экспорте оценивался в 18,9% или 12,9 млрд долларов, в 2017 году – уже в 9,9% или 4,3 млрд долларов. Сокращение экспорта продукции машиностроения и высокотехнологичных производств привело к остановке многих предприятий. Например, в 2014 году прекратил работать Львовский автобусный завод.
В 2018 году была запущена процедура банкротства Запорожского автомобильного завода. Концерн «Антонов» с 2016 по 2019 годы не выпустил ни одного самолета. В июле 2021 года был официально закрыт Черноморский судостроительный завод в Николаеве, некогда бывший одним из ключевых объектов советского судостроения. В 2020 году общие темпы падения промышленности составили 5,2%, и это только за один год.
В марте 2021 года был принят закон о национализации завода «Мотор Сич», но пока непонятно, насколько эффективным окажется это решение на практике.
В 2021 году последовал и еще один сильный удар для украинской экономики – энергетический кризис. Из-за дефицита газа и высоких цен на него начали закрываться или сокращать масштабы работы украинские предприятия. В 2021 году 91% объема газа страна импортировала из Венгрии, в чем признавалось само руководство компании «Оператор ГТС Украины». Естественно, львиная доля этого газа - так называемый реверсный, российский.
На этом фоне куда более успешно украинское сельское хозяйство: промышленность распадается, но аграрный сектор еще держится. Например, если в 1990 году на Украине собрали 51 млн тонн зерна, то в 2019 году – более 73 млн тонн зерна. Однако и к этим показателям надо подходить более внимательно: сейчас на Украине активно распахиваются земли за счет сокращения участков, отданных под овощи и другие культуры.
Люди покидают страну
Еще одна серьезнейшая проблема – демографическая: Украина ежегодно теряет миллионы людей, которые уезжают в другие страны работать или жить. Многие мигранты, хотя и воспринимаются как временные, уехавшие на заработки, в реальности уже потеряны для Украины: они остаются десятилетиями в тех странах, где работают, создают там семьи и явно не собираются возвращаться на родину. Только в Польше с 2014 года в три раза выросло количество украинских трудовых мигрантов. Продолжают ехать украинцы и в Россию, несмотря на напряженные отношения между двумя государствами.
Высокий уровень трудовой миграции связан и с тем, что на Украине зафиксирован самый значительный показатель безработицы с 2013 года – сейчас более 10% украинцев являются официально безработными. В реальности этот показатель еще выше, так как не все регистрируются в качестве безработных. Также стоит учитывать огромное количество прекариата, перебивающегося случайными или сезонными заработками, включая то же самое отходничество на поля, стройки или предприятия соседней Польши и ряда других стран.
В общем, ситуация плачевная и, как мы видим из сравнительных характеристик с 2013 годом, относительно держится лишь сельскохозяйственная отрасль, а также сектор услуг населению и торговли в Киеве и ряде других крупных городов страны. По промышленности Украины был нанесен сокрушительный удар, от которого она, по крайней мере, в обозримой перспективе, вряд ли оправится.
- Илья Полонский
- pixabay.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Военный локомотив РФ в ступоре: промышленные гиганты останавливаются
Пострадали железнодорожный, строительный, автомобильный и горнодобывающий секторы....

Мадуро предлагает Трампу нефть и золото, разрыв с РФ в обмен на сохранение власти
Нельзя сказать, что Каракас «продался» Вашингтону, просто власти латиноамериканской страны прекрасно понимают свои шансы на выживание в войне с США....

Война неизбежна: маленькая Венесуэла заменит большую Россию для Китая и Индии
Мировая экономика вскоре ощутит революционный сдвиг в логистике энергоносителей, который будет даже глубже, чем в 2022-м году....

Удар по военному НПЗ и дефицит бензина в 57 регионах РФ
Атаки беспилотников противника расширяют географию топливного кризиса и обновляют рекорды досягаемости....

Атаки России по Украине рикошетом вбомбили Европу в кризис
Киев уже почти остановился – из веерных отключения электроэнергии превратились в постоянные....

Украина жестко расплатилась за атаки по российским НПЗ
На Украину надвигается «черная зима», очень плохое время для пребывания в городах и крупных поселениях....

Совсем не как союзник: Китай грабит партнеров из России
России очень нужна помощь союзников и партнеров в эти сложные времена. Однако не все из них ведут себя как таковые....

Плохой признак: доллар доживает свои последние дни в истории
Американская национальная валюта, полюбившаяся во всем мире, станет первой жертвой разрушения устоев....

Китайцы вынудили Европу закрыть восемь автомобильных заводов
Наступление Поднебесной на рынок Старого Света продолжается в самом быстром темпе....

Позор Финляндии и США: ледоколы для Америки построят украинские рабы
Председатель промышленности Финляндии заранее предупредил о последствиях, если в Вашингтоне узнают правду....

Граждане РФ вернули из иностранных банков миллиарды долларов
В России фиксируется не отток, а приток средств из-за рубежа. В данном случае – это вынужденная тенденция....

Трамп незаметно «разогнал» БРИКС
В мире появился могущественный стендап-комик, обладающий полномочиями президента США....

Казахстан - новый враг? // Олег Комолов. В двух словах
Есть ощущение, что Украиной всё не закончится. До мирных переговоров ещё как до луны, а в общественное сознание уже начали вбрасывать образ нового врага....

«Правительство судного дня»: в ФРГ повысят пенсионный возраст с 65 сразу до 73 лет
Пенсионеров много, а Украина одна – в Берлине решили помогать «уникальному» союзнику, а не собственным гражданам....

В Крыму горят запасы бензина, которыми хотели остановить топливный кризис?
Сегодняшний пожар в Феодосии виден по всему Южнобережью вплоть до Ялты. Это крупнейшая нефтебаза региона, по сути, главный резервуар Крыма. С раннего утра в...

Китайцы ответили на требование Трампа прекратить полеты над Россией
Крупнейшие китайские авиакомпании во вторник призвали администрацию Трампа отказаться от плана запретить им полеты над Россией на американских рейсах, заявив,...