
Что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м: сравнительные характеристики
Приход к власти на Украине в начале 2014 года сторонников так называемой «евроинтеграции» привел к достаточно печальным последствиям. Страна лишилась едва ли не самого лакомого кусочка территории – Крымского полуострова, который вошел в состав Российской Федерации. Также Киев полностью потерял контроль над значительной частью Донбасса, где образовались Донецкая и Луганская народные республики.
Исследование Atlantic Council показывает, что из-за вхождения Крыма в состав России и отсоединения республик Донбасса Украина потеряла активы на общую сумму в 98,7 млрд долларов: это земельные участки, промышленность, недвижимость, банковские активы. Кроме того, Украине пришлось увеличить расходы на оборону с 1% до 6%.
Конечно, и до Евромайдана Украину нельзя было назвать образцом успешного экономического развития. Даже на постсоветском пространстве, несмотря на изначальные большие возможности, Украина была далеко не в числе лидеров по темпам экономического развития. Многочисленные социально-экономические проблемы Украины были связаны с высочайшим уровнем коррупции и полной неэффективностью управленцев, находившихся у власти в стране с 1991 года. После событий 2013-2014 гг. проблемы украинской экономики стали еще более очевидными. Представим сравнительные характеристики того, что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м.
По-настоящему провальными для украинской экономики были 2014-2015 годы, однако затем ВВП Украины все же стал расти даже более быстрыми темпами, чем ВВП России. Это было связано, в том числе, с либерализацией условий для ведения бизнеса на Украине. В то же время, реальная покупательная способность российских зарплат и пенсий остается куда большей, чем украинских.
За последние несколько лет очень сильно вырос объем государственного долга Украины. По состоянию на 30 июля 2021 года, общий государственный долг Украины составлял 2,514 трлн гривен, то есть около 92,5 млрд долларов. Это 258,31% по отношению к доходам государственного бюджета Украины в 2021 году.
Стоимость национальной валюты в период с 2013 по 2021 годы упала с примерно с 8 гривен за доллар в конце правления президента Виктора Януковича до 30 гривен за доллар в 2015 году. Сейчас курс доллара по отношению к гривне составляет 1:27,46.
В 1991 году Украина имела едва ли не лучшие стартовые возможности в плане экономического развития по сравнению с другими республиками экс-СССР: хороший климат, большое морское побережье, границы с европейскими странами, развитая промышленность, успешное сельское хозяйство. Однако промышленность страны стала стремительно разрушаться.
Приведем некоторые цифры: в 2013 году удельный вес продукции машиностроения в экспорте оценивался в 18,9% или 12,9 млрд долларов, в 2017 году – уже в 9,9% или 4,3 млрд долларов. Сокращение экспорта продукции машиностроения и высокотехнологичных производств привело к остановке многих предприятий. Например, в 2014 году прекратил работать Львовский автобусный завод.
В 2018 году была запущена процедура банкротства Запорожского автомобильного завода. Концерн «Антонов» с 2016 по 2019 годы не выпустил ни одного самолета. В июле 2021 года был официально закрыт Черноморский судостроительный завод в Николаеве, некогда бывший одним из ключевых объектов советского судостроения. В 2020 году общие темпы падения промышленности составили 5,2%, и это только за один год.
В марте 2021 года был принят закон о национализации завода «Мотор Сич», но пока непонятно, насколько эффективным окажется это решение на практике.
В 2021 году последовал и еще один сильный удар для украинской экономики – энергетический кризис. Из-за дефицита газа и высоких цен на него начали закрываться или сокращать масштабы работы украинские предприятия. В 2021 году 91% объема газа страна импортировала из Венгрии, в чем признавалось само руководство компании «Оператор ГТС Украины». Естественно, львиная доля этого газа - так называемый реверсный, российский.
На этом фоне куда более успешно украинское сельское хозяйство: промышленность распадается, но аграрный сектор еще держится. Например, если в 1990 году на Украине собрали 51 млн тонн зерна, то в 2019 году – более 73 млн тонн зерна. Однако и к этим показателям надо подходить более внимательно: сейчас на Украине активно распахиваются земли за счет сокращения участков, отданных под овощи и другие культуры.
Еще одна серьезнейшая проблема – демографическая: Украина ежегодно теряет миллионы людей, которые уезжают в другие страны работать или жить. Многие мигранты, хотя и воспринимаются как временные, уехавшие на заработки, в реальности уже потеряны для Украины: они остаются десятилетиями в тех странах, где работают, создают там семьи и явно не собираются возвращаться на родину. Только в Польше с 2014 года в три раза выросло количество украинских трудовых мигрантов. Продолжают ехать украинцы и в Россию, несмотря на напряженные отношения между двумя государствами.
Высокий уровень трудовой миграции связан и с тем, что на Украине зафиксирован самый значительный показатель безработицы с 2013 года – сейчас более 10% украинцев являются официально безработными. В реальности этот показатель еще выше, так как не все регистрируются в качестве безработных. Также стоит учитывать огромное количество прекариата, перебивающегося случайными или сезонными заработками, включая то же самое отходничество на поля, стройки или предприятия соседней Польши и ряда других стран.
В общем, ситуация плачевная и, как мы видим из сравнительных характеристик с 2013 годом, относительно держится лишь сельскохозяйственная отрасль, а также сектор услуг населению и торговли в Киеве и ряде других крупных городов страны. По промышленности Украины был нанесен сокрушительный удар, от которого она, по крайней мере, в обозримой перспективе, вряд ли оправится.
Исследование Atlantic Council показывает, что из-за вхождения Крыма в состав России и отсоединения республик Донбасса Украина потеряла активы на общую сумму в 98,7 млрд долларов: это земельные участки, промышленность, недвижимость, банковские активы. Кроме того, Украине пришлось увеличить расходы на оборону с 1% до 6%.
Конечно, и до Евромайдана Украину нельзя было назвать образцом успешного экономического развития. Даже на постсоветском пространстве, несмотря на изначальные большие возможности, Украина была далеко не в числе лидеров по темпам экономического развития. Многочисленные социально-экономические проблемы Украины были связаны с высочайшим уровнем коррупции и полной неэффективностью управленцев, находившихся у власти в стране с 1991 года. После событий 2013-2014 гг. проблемы украинской экономики стали еще более очевидными. Представим сравнительные характеристики того, что осталось от экономики Украины к 2022 году в сравнении с 2013-м.
Растет ВВП, но растет и государственный долг
По-настоящему провальными для украинской экономики были 2014-2015 годы, однако затем ВВП Украины все же стал расти даже более быстрыми темпами, чем ВВП России. Это было связано, в том числе, с либерализацией условий для ведения бизнеса на Украине. В то же время, реальная покупательная способность российских зарплат и пенсий остается куда большей, чем украинских.
За последние несколько лет очень сильно вырос объем государственного долга Украины. По состоянию на 30 июля 2021 года, общий государственный долг Украины составлял 2,514 трлн гривен, то есть около 92,5 млрд долларов. Это 258,31% по отношению к доходам государственного бюджета Украины в 2021 году.
Стоимость национальной валюты в период с 2013 по 2021 годы упала с примерно с 8 гривен за доллар в конце правления президента Виктора Януковича до 30 гривен за доллар в 2015 году. Сейчас курс доллара по отношению к гривне составляет 1:27,46.
Промышленность развалилась, сельское хозяйство еще держится
В 1991 году Украина имела едва ли не лучшие стартовые возможности в плане экономического развития по сравнению с другими республиками экс-СССР: хороший климат, большое морское побережье, границы с европейскими странами, развитая промышленность, успешное сельское хозяйство. Однако промышленность страны стала стремительно разрушаться.
Приведем некоторые цифры: в 2013 году удельный вес продукции машиностроения в экспорте оценивался в 18,9% или 12,9 млрд долларов, в 2017 году – уже в 9,9% или 4,3 млрд долларов. Сокращение экспорта продукции машиностроения и высокотехнологичных производств привело к остановке многих предприятий. Например, в 2014 году прекратил работать Львовский автобусный завод.
В 2018 году была запущена процедура банкротства Запорожского автомобильного завода. Концерн «Антонов» с 2016 по 2019 годы не выпустил ни одного самолета. В июле 2021 года был официально закрыт Черноморский судостроительный завод в Николаеве, некогда бывший одним из ключевых объектов советского судостроения. В 2020 году общие темпы падения промышленности составили 5,2%, и это только за один год.
В марте 2021 года был принят закон о национализации завода «Мотор Сич», но пока непонятно, насколько эффективным окажется это решение на практике.
В 2021 году последовал и еще один сильный удар для украинской экономики – энергетический кризис. Из-за дефицита газа и высоких цен на него начали закрываться или сокращать масштабы работы украинские предприятия. В 2021 году 91% объема газа страна импортировала из Венгрии, в чем признавалось само руководство компании «Оператор ГТС Украины». Естественно, львиная доля этого газа - так называемый реверсный, российский.
На этом фоне куда более успешно украинское сельское хозяйство: промышленность распадается, но аграрный сектор еще держится. Например, если в 1990 году на Украине собрали 51 млн тонн зерна, то в 2019 году – более 73 млн тонн зерна. Однако и к этим показателям надо подходить более внимательно: сейчас на Украине активно распахиваются земли за счет сокращения участков, отданных под овощи и другие культуры.
Люди покидают страну
Еще одна серьезнейшая проблема – демографическая: Украина ежегодно теряет миллионы людей, которые уезжают в другие страны работать или жить. Многие мигранты, хотя и воспринимаются как временные, уехавшие на заработки, в реальности уже потеряны для Украины: они остаются десятилетиями в тех странах, где работают, создают там семьи и явно не собираются возвращаться на родину. Только в Польше с 2014 года в три раза выросло количество украинских трудовых мигрантов. Продолжают ехать украинцы и в Россию, несмотря на напряженные отношения между двумя государствами.
Высокий уровень трудовой миграции связан и с тем, что на Украине зафиксирован самый значительный показатель безработицы с 2013 года – сейчас более 10% украинцев являются официально безработными. В реальности этот показатель еще выше, так как не все регистрируются в качестве безработных. Также стоит учитывать огромное количество прекариата, перебивающегося случайными или сезонными заработками, включая то же самое отходничество на поля, стройки или предприятия соседней Польши и ряда других стран.
В общем, ситуация плачевная и, как мы видим из сравнительных характеристик с 2013 годом, относительно держится лишь сельскохозяйственная отрасль, а также сектор услуг населению и торговли в Киеве и ряде других крупных городов страны. По промышленности Украины был нанесен сокрушительный удар, от которого она, по крайней мере, в обозримой перспективе, вряд ли оправится.
- Илья Полонский
- pixabay.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....