Как ответить на блокаду Карабаха — блокадой Нахичевани
Бомба замедленного действия
Даже «маленькая и победоносная» не всегда приводит к миру и реальному процветанию. Когда-то Армению предупреждали о «несварении Карабаха». Сегодня схожее предупреждение можно адресовать и Баку.
У последнего после победы только сильнее станет старая головная боль по поводу анклава в Нахичевани. Но собака-то зарыта гораздо глубже. Нельзя не признать, что деление закавказских территорий сугубо по национальному признаку подобно бомбе замедленного действия — без предельно аккуратного федерализма там, кажется, не обойтись.
Ну а последние события в Нагорном Карабахе уже в который раз переводят, что называется, в бессрочность восстановление трансрегионального «Транссиба Закавказья». Причём вместе с его так нужными всем ответвлениями в Турцию и Иран.
И при этом, Турция упорно сохраняет железнодорожную блокаду Армении, заметим, ещё с 1993 года, продолжая сетовать на то, что её не берут в ЕС… Лучше бы в ЕАЭС попросились.
Минувшим летом официальные представители Баку и Еревана анонсировали начало работ по восстановлению этой общерегиональной артерии с участием ОАО «РЖД». Но вскоре обострилась ситуация на армяно-азербайджанской границе, а затем и в Нагорном Карабахе.
Особенно негативно такое положение сказывается на Армении, поскольку её железнодорожная блокада со стороны Турции, ежегодно «съедающая» до 15% ВВП Армении, дополняется отсутствием прямых железнодорожных маршрутов оттуда в Россию и Иран, являющихся главными торговыми партнёрами Еревана.
У кого-то за спиной Турция, а у армян — Иран?
Ситуацию могло бы поправить создание стальной магистрали Армения-Иран (Мегри-Меренд) протяжённостью примерно в 250 км. Но, хотя этот проект и был разработан ещё в 1950-х, затем скорректирован в конце 90-х, он до сих не реализован.
Армянская сторона ссылается на высокую стоимость сооружения этой артерии, хотя считает её стратегически важной для обеих стран и всего Закавказья. Иранская же сторона, по имеющейся информации, издавна поддерживает этот проект – еще с 1960-х годов.
Однако теперь в Тегеране опасаются географической близости этой артерии к конфликтному армяно-азербайджанскому региону. Вплоть до распада СССР традиционный транскавказский маршрут в Иран - из Ирана проходил по «Транссибу Закавказья» через азербайджанскую Джульфу (в Нахичеванской автономии Баку).
Это, естественно, повышало и без того высокий политический «вес» в Москве руководства Азербайджанской ССР. Поэтому артерия Армения - Иран так и осталась проектом. Даже несмотря на то, что в пользу этой артерии высказывался шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви в ходе весьма частых переговоров с руководством СССР.
Между тем, именно эта артерия по кратчайшему маршруту «выводит» Иран – через железнодорожную сеть Армении - к портам Грузии и, в целом, к портам всех причерноморских стран, в том числе России. Тем более что традиционный путь через Джульфу закрыт с 1990 года ввиду армяно-азербайджанского конфликта.
География ситуации
Однако ещё 7 августа 2014 г. правительства Армении и Ирана одобрили предварительную программу строительства линии Мегри-Меренд. Первоначально планировалось закончить строительство к 2022 году. Неготовность же Ирана целиком финансировать этот проект оставило его в архиве.
Похоже, иранская сторона всерьёз рассчитывала на участие ОАО «РЖД» в реализации проекта. Тем более что в с 2009 года в концессии дочки этого ОАО – «Южно-Кавказской железной дороги» - железные дороги Армении.
Первый заместитель президента ОАО «РЖД» Александр Мишарин заявил еще в августе 2018 г., что создание железной дороги Иран-Армения — «вполне реалистичный проект». Он также «поможет Армении занять прочное место в межрегиональных маршрутах. Мы начали прорабатывать этот вопрос и считаем, что усилия, приложенные Арменией и Ираном по формированию этого маршрута, нужно развивать и продолжать».
С тех пор ситуация не изменилась. Не исключено, что главный здесь фактор – всё та же позиция Баку по данному проекту. Теперь это связано не только с конфронтацией Азербайджана с Арменией, но и с тем, что данная магистраль неизбежно сократит доходы Азербайджана от грузового транзита между Россией и Ираном.
А железные дороги в Закавказье с конца 80-х годов минувшего века значатся только на картах. По данным армянских и азербайджанских источников, рельсы и шпалы здесь разобраны, а то, что осталось, сгнило. Станции полуразрушены или полностью разрушены. Остатки подвижного состава пострадали от рук вандалов и охотников за металлом.
Наконец, внутри помещений станций разбросанный мусор, другие нечистоты, следы пребывания бездомных… А география ситуации такова, что использование ирано-армянской железной дороги зависит также от разблокирования «Транссиба Закавказья», чего в ближайшее время не предвидится.
В то же время, создание этой магистрали укрепило бы позиции РФ в Армении. И благотворно повлияло бы на решение вопросов по разблокировке закавказского аналога Транссиба с его ответвлениями в соседние страны.
- Алексей Балиев
- wikipedia.org, stoletie.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
«Русская ответка» стоимостью в 1 миллиард евро полетела к Shell
Генпрокуратура создает базу для наказания британо-нидерландского нефтегазового гиганта...
Время буржуек? Чиновники советуют россиянам согреваться самостоятельно
Больше рассчитывать на себя посоветовал местным жителям, пострадавшим от перебоев со светом, начальник управления энергетики и газификации министерства ЖКХ...
Торговая война с Казахстаном: что стоит за запретом на ввоз с/х продукции?
Россельхознадзор ввёл временные ограничения на ввоз в Россию из Казахстана некоторых видов продукции. Казахская сторона пока никак не отреагировала на запреты....
Паника на валютном рынке: в Минфине резко призвал вкладываться в золото
Заместитель Минфина Алексей Моисеев озвучил риски хранения средств в иностранной валюты и посоветовали покупать золото...
Максим Орешкин назвал причину нехватки рабочей силы в России
Заместитель главы администрации президента Российской Федерации Максим Орешкин на форуме «Производительность 360» рассказал о том, почему в нашей стране...
Встречайте – русский «Пилигрим»: Атомный монстр даст газу в Арктике
«Газпром» и «Курчатовский институт» поддержали проект, который кажется для нынешней России абсолютной фантастикой...
Неожиданное заявление от Всемирного банка: ВВП России растёт как на дрожжах
Улучшение прогноза роста российского ВВП от Всемирного банка стало трендом. Это третье повышение предполагаемого роста экономики РФ за год....
Развитие российского рынка низкоорбитальной спутниковой связи
В условиях активной космической гонки, государства и частные компании по всему миру создают и развивают свои низкоорбитальные спутниковые группировки. Россия,...
Российский «убийца» Starlink: в РФ вложили 400 млрд на спутниковый интернет
В РФ инвестируют более 400 млрд рублей в строительство аппаратов и инфраструктуры низкоорбитальной спутниковой группировки скоростного доступа в интернет...
Газопровод «Сила Сибири - 2»: «темная лошадка» на рынке СПГ
Согласно прогнозам, к 2030 году глобальный рынок сжиженного природного газа (СПГ) столкнется с переизбытком, что негативно отразится на многих экспортных...
Карасёв: «Немецкая машина» – это теперь Россия, а не ФРГ
«Расчеты там, что в 25 году у них там что-то будет с экономикой, неверны. Пишут всякие там либеральные типа экономисты. Как они достали уже, честное слово. То...
В Siemens заявили о бессмысленности инвестировать в Германию
Экономический климат в Германии ухудшается. Инвестировать в ФРГ стало бессмысленным занятием. Об этом в ходе открытого заседания комитета по финансам...
Эксперты бьют тревогу: инфляция обрушится на рынок РФ новыми «рекордами»
Финансовый аналитик Александр Разуваев рассказал о возможном росте цен в 15 % на продукты к Новому году...
Жёсткие меры против мигрантов: Урал блокирует целый ряд профессий приезжим
На Урале рассматривается предложение о запрете мигрантам работать по патентам в сфере общественного транспорта и такси...
Россия наращивает уровень экспорта: итоги и перспективы
На форуме «Сделано в России» премьер-министр РФ Михаил Мишустин поделился позитивными новостями о состоянии внешней торговли России. Прежде всего, он отметил,...
Открыт участок трассы «Новороссия» – часть сухопутного маршрута в Крым
Марат Хуснуллин дал старт отремонтированному участку трассы «Новороссия». Машиностроители ДНР планируют возродить производство тоннелепроходческих комплексов в...