
Как ответить на блокаду Карабаха — блокадой Нахичевани
Бомба замедленного действия
Даже «маленькая и победоносная» не всегда приводит к миру и реальному процветанию. Когда-то Армению предупреждали о «несварении Карабаха». Сегодня схожее предупреждение можно адресовать и Баку.
У последнего после победы только сильнее станет старая головная боль по поводу анклава в Нахичевани. Но собака-то зарыта гораздо глубже. Нельзя не признать, что деление закавказских территорий сугубо по национальному признаку подобно бомбе замедленного действия — без предельно аккуратного федерализма там, кажется, не обойтись.
Ну а последние события в Нагорном Карабахе уже в который раз переводят, что называется, в бессрочность восстановление трансрегионального «Транссиба Закавказья». Причём вместе с его так нужными всем ответвлениями в Турцию и Иран.
И при этом, Турция упорно сохраняет железнодорожную блокаду Армении, заметим, ещё с 1993 года, продолжая сетовать на то, что её не берут в ЕС… Лучше бы в ЕАЭС попросились.
Минувшим летом официальные представители Баку и Еревана анонсировали начало работ по восстановлению этой общерегиональной артерии с участием ОАО «РЖД». Но вскоре обострилась ситуация на армяно-азербайджанской границе, а затем и в Нагорном Карабахе.
Особенно негативно такое положение сказывается на Армении, поскольку её железнодорожная блокада со стороны Турции, ежегодно «съедающая» до 15% ВВП Армении, дополняется отсутствием прямых железнодорожных маршрутов оттуда в Россию и Иран, являющихся главными торговыми партнёрами Еревана.
У кого-то за спиной Турция, а у армян — Иран?
Ситуацию могло бы поправить создание стальной магистрали Армения-Иран (Мегри-Меренд) протяжённостью примерно в 250 км. Но, хотя этот проект и был разработан ещё в 1950-х, затем скорректирован в конце 90-х, он до сих не реализован.
Армянская сторона ссылается на высокую стоимость сооружения этой артерии, хотя считает её стратегически важной для обеих стран и всего Закавказья. Иранская же сторона, по имеющейся информации, издавна поддерживает этот проект – еще с 1960-х годов.
Однако теперь в Тегеране опасаются географической близости этой артерии к конфликтному армяно-азербайджанскому региону. Вплоть до распада СССР традиционный транскавказский маршрут в Иран - из Ирана проходил по «Транссибу Закавказья» через азербайджанскую Джульфу (в Нахичеванской автономии Баку).
Это, естественно, повышало и без того высокий политический «вес» в Москве руководства Азербайджанской ССР. Поэтому артерия Армения - Иран так и осталась проектом. Даже несмотря на то, что в пользу этой артерии высказывался шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви в ходе весьма частых переговоров с руководством СССР.
Между тем, именно эта артерия по кратчайшему маршруту «выводит» Иран – через железнодорожную сеть Армении - к портам Грузии и, в целом, к портам всех причерноморских стран, в том числе России. Тем более что традиционный путь через Джульфу закрыт с 1990 года ввиду армяно-азербайджанского конфликта.
География ситуации
Однако ещё 7 августа 2014 г. правительства Армении и Ирана одобрили предварительную программу строительства линии Мегри-Меренд. Первоначально планировалось закончить строительство к 2022 году. Неготовность же Ирана целиком финансировать этот проект оставило его в архиве.
Похоже, иранская сторона всерьёз рассчитывала на участие ОАО «РЖД» в реализации проекта. Тем более что в с 2009 года в концессии дочки этого ОАО – «Южно-Кавказской железной дороги» - железные дороги Армении.
Первый заместитель президента ОАО «РЖД» Александр Мишарин заявил еще в августе 2018 г., что создание железной дороги Иран-Армения — «вполне реалистичный проект». Он также «поможет Армении занять прочное место в межрегиональных маршрутах. Мы начали прорабатывать этот вопрос и считаем, что усилия, приложенные Арменией и Ираном по формированию этого маршрута, нужно развивать и продолжать».
С тех пор ситуация не изменилась. Не исключено, что главный здесь фактор – всё та же позиция Баку по данному проекту. Теперь это связано не только с конфронтацией Азербайджана с Арменией, но и с тем, что данная магистраль неизбежно сократит доходы Азербайджана от грузового транзита между Россией и Ираном.
А железные дороги в Закавказье с конца 80-х годов минувшего века значатся только на картах. По данным армянских и азербайджанских источников, рельсы и шпалы здесь разобраны, а то, что осталось, сгнило. Станции полуразрушены или полностью разрушены. Остатки подвижного состава пострадали от рук вандалов и охотников за металлом.
Наконец, внутри помещений станций разбросанный мусор, другие нечистоты, следы пребывания бездомных… А география ситуации такова, что использование ирано-армянской железной дороги зависит также от разблокирования «Транссиба Закавказья», чего в ближайшее время не предвидится.
В то же время, создание этой магистрали укрепило бы позиции РФ в Армении. И благотворно повлияло бы на решение вопросов по разблокировке закавказского аналога Транссиба с его ответвлениями в соседние страны.
- Алексей Балиев
- wikipedia.org, stoletie.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Китайцы просверлили лондонские слитки: афера века с золотом
Журналист и инженер Александр Садовников раскрыл детали беспрецедентного мошенничества на Лондонской бирже драгоценных металлов. Китайские покупатели приобрели...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Запасы монетарного золота в международных резервах России: итоги марта
По утверждению Банка России, запасы монетарного золота в международных резервах на 1 апреля 2025 года составили 74,9 миллиона унций, что эквивалентно 2329,65...

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

В обмен на секретные сведения: РФ назвала жёсткие условия западным брендам
В России для западных компаний, желающих вернуться на рынок, установили новые требования. В их числе локализация производства и предоставление секретных...

Дождутся ли власти РФ от отечественных заводов 27 новых видов сельхозтехники?
Правительство Российской Федерации планирует, что отечественные заводы к 2030 году представят 27 новых моделей сельскохозяйственной техники, однако реализация...