Экономическое обозрение

Brent уже не бренд, а русский Urals — не для Индии

Brent уже не бренд, а русский Urals — не для Индии

Баррель против литра


В настоящее время рынок нефти балансирует у отметки 80 долларов за баррель марки Brent с достаточно отчётливым трендом на снижение. Ожидание заседания ОПЕК+, которое должно было состояться на прошлой неделе, но было перенесено, вполне можно назвать тревожным.


Затишье как на Украине, так и на Ближнем Востоке, а ещё и будущие рекорды добычи нефти в США — всё это успокоило тех, кто опасался взрыва котировок. Но при этом возможные перемены с объёмами экспорта, причём не только российского, делают ситуацию только ещё более сложной.

Впрочем, реальная перспектива русского эмбарго для Индии, о чём чуть ниже, может перевернуть всё с ног на голову. Пока же эксперты единодушны в мнениях о том, что даже в случае сокращения добычи в 2024 году на рынке будет сохраняться небольшой избыток нефти.

Brent уже не бренд, а русский Urals — не для Индии

Это и может помешать попыткам удержать котировки нефти от падения ниже текущих уровней. В таких условиях одним из факторов, способных поддержать котировки, можно считать сокращение перевозок российской нефти греческими танкерами, причиной чего стали прямые угрозы США.

Кроме того, свою роль должно сыграть наращивание объёмов переработки нефти, которое отмечено в последние недели в России. Решая проблемы внутреннего рынка, где в октябре был отмечен необоснованный рост стоимости бензина, отечественная нефтепереработка может позитивно повлиять на экспортный расклад в мире.

ОПЕК может остаться без плюса


В условиях всё более реальной перспективы снижения цен на нефть, возникли достаточно неожиданные противоречия среди участников известного соглашения ОПЕК+. Ангола и Нигерия отказываются от очередного снижения уровней добычи, которое было намечено на начало 2024 года.

Дело, среди прочего в том, что основные игроки в плюсовой сделке — Саудовская Аравия и Россия подошли к той отметке, когда существенное снижение объёмов добычи для них становится проблемным. И в первую очередь не по технологическим причинам, а в силу необходимости выполнять ранее заключённые фьючерсные контракты.

Свобода манёвра за счёт увеличения поставок на внутренние рынки, а также закачки хранилищ, для РФ и СА почти исчерпана. На таком фоне позиция Анголы и Нигерии стало стимулом к срочному переносу очередной министерской встречи на четверг 30 ноября.

Участники соглашения ОПЕК+ на сегодня имеют не самые лучшие перспективы договориться, что уже влияет на снижение нефтяных котировок. Напомним, что Нигерия и Ангола ещё в июне текущего года готовы были отказаться от сокращения объёмов добычи нефти.

Саудовским шейхам, которые в очередной раз пошли на добровольное снижение, удалось договориться с этими партнёрами. В настоящее время меняющаяся, причём не к лучшему, ситуация снова осложняет переговоры.

Как известно, Нигерия — это седьмая страна в мире и первая в Африке по масштабам экспорта нефти. У Анголы позиции намного скромнее, и её экспорт сильно завязан на Нигерию. На таком фоне котировки нефти марки Brent ушли вниз до отметки 77,00 долларов за баррель.

Оставьте индийские счёты


К настоящему времени Индия и Китай, сменив Европу, стали главными получателями нефти, которую экспортирует компания "Зарубежнефть". , сменив перенаправила поставки из Европы. Об этом на научно-экспертном форуме "Примаковские чтения" напомнил глава компании Сергей Кудряшов.

По его словам, с 2022 года ситуация сильно поменялась. Ранее компания торговала нефтью на экспорт на базисе Free On Board - стоимости до погрузки, когда расходы на транспортировку оплачивает покупатель.

Торговой площадкой служила Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Сейчас осуществлён переход на условия рынка трейдинга. Компании пришлось решать вопросы, связанные с логистикой, танкерами и страховкой.


Однако во взаимоотношениях с новыми покупателями, которые помогают российским нефтяникам обращать минимум внимания на пресловутый потолок цен, не всё так просто. Особенно когда речь заходит об Индии.

России пришлось пойти на беспрецедентный шаг, давая понять Индии, что поставки нефти в эту страну могут прекратиться в случае продолжения оплаты в рупиях. В пересчёте на доллары индийский долг уже достиг 40 миллиардов, но Нью-Дели настаивает на плате за нефть в своей валюте.

Ситуация схожа с переходом России в расчётах за энергоресурсы на рубли, с которыми впрочем, не было проблем с конвертацией. Рупии из Индии уже негласно запретил к приёму Банк России, опасающийся рисков девальвации.

Так как в Индии практически нет валютного рынка, имеют место проблемы как с переводом рупий в другую валюту, так и с их эффективным применением. Эксперты не исключают использования Россией опыта корпорации «Росатом», которая кредитует партнёров под будущие проекты. Однако сумма долга для такого решения слишком уж велика.

Остановись мгновение, ты ужасно


В заключение нельзя не упомянуть о приостановке перевалки нефти в Черном море, которую предпринял Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в связи с мощным штормом 27-28 ноября. Решение, принятое из-за крайне неблагоприятных метеоусловий в районе Новороссийска с ветром до 22-24 м/с (79,2-86,4 км/ч), высотой волны в 6-8 м, вполне обосновано.

Остановлена погрузка нефти, а приём в систему от грузоотправителей переведён на сниженные режимы. Помимо непогоды это связано с высоким уровнем заполнения нефтяных резервуаров. Однако решения о том, что перенаправлять нефть в иные порты пока нет.

Поставки, как отметил независимый эксперт в сфере промышленности и энергетики Леонид Хазанов, скорее всего будут просто отложены до улучшения погодных условий. Смена маршрутов не оправдана как из-за дороговизны, так и из-за потерь по времени.

Автор:

Использованы фотографии: picabu.ru, ru.investing.com, neftegaz.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен

Автогиганты продают или закрывают свои заводы по выпуску электромобилей [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Автогиганты продают или закрывают свои заводы по выпуску электромобилей

В настоящее время многие автопроизводители возрождают планы по разработке и выпуску автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и гибридов на фоне...
[author-avatar][/author-avatar] topcor.ru
Возведение станкостроительного завода продолжается в Подмосковье [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Возведение станкостроительного завода продолжается в Подмосковье

Компания «ДжиЭрСи» продолжает реализацию крупного проекта в Московской области. Речь идет о возведении нового станкостроительного предприятия. Инвестиции в...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
Водоснабжение Центральной Азии – спасет ли ситуацию поднятие тарифов? [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Водоснабжение Центральной Азии – спасет ли ситуацию поднятие тарифов?

По оценкам специалистов, Центральная Азия уже через пять лет может войти в состояние острого хронического дефицита водных ресурсов в 5-12 куб. километров, и...
[author-avatar][/author-avatar] ritmeurasia.ru
  • 1 939
В Екатеринбурге запустили серийное производство роутеров [is-owner] Аукцион[/is-owner]

В Екатеринбурге запустили серийное производство роутеров

Компания «Искра Технологии» объявила о запуске серийного производства роутеров на территории Екатеринбурга. Предприятие будет производить для ПАО «Ростелеком»...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
Российский СПГ в Европе: альтернативы сомнительны, конкуренты не дремлют [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Российский СПГ в Европе: альтернативы сомнительны, конкуренты не дремлют

Поставка второй технологической линии сжижения для «Арктик СПГ 2» запланирована компанией НОВАТЭК на конец июля. Данный проект станет крупнейшим в России...
[author-avatar][/author-avatar] vpoanalytics.com
«Завод стальных колес» в Тольятти будет наращивать объемы производства [is-owner] Аукцион[/is-owner]

«Завод стальных колес» в Тольятти будет наращивать объемы производства

«Завод стальных колес», располагающийся в городе Тольятти (Самарская область), нарастил собственные производственные мощности, реализовав крупный...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru