Одной из главных политических интриг в поствыборный период стал вопрос о том, сохранит ли Михаил Мишустин пост премьер-министра и насколько кардинальными будут кадровые перемены в составе правительства.
Деятельность правительства под руководством Михаила Мишустина значительно отличалась от всех предыдущих правительств «эпохи Путина» по количеству проблем и вызовов, вставших перед ним.
Вероятно, по прошествии времени методы руководства Михаила Мишустина назовут предельно прагматичными, а само правительство – технократическим по сути.
Две главные проблемы, которые возникли перед последним составом Кабинета министров, – пандемия коронавирусной инфекции и геополитический кризис на территории Украины с последовавшим букетом санкций недружественных государств, – были преодолены для экономики с позиций минимализации потенциального ущерба.
Сейчас о коронавирусе уже почти никто не вспоминает, экономические жертвы пандемии отсутствуют, напротив, для некоторых отраслей экономики это время оказалось очень благотворным, произошло перераспределение рынка труда и изменение форм организации труда (удаленный формат работы для многих остался нормой жизни), возникли новые активные ниши (например, самозанятость), перестроилась сфера услуг и образования.
Именно в период пандемии правительство применило новые методы работы в плане использования прогнозов, оперативного реагирования на возникающие проблемы, умения перераспределения ресурсов и перестройки отдельных отраслей промышленности.
Подобный опыт очень пригодился в 2022 году, когда правительству пришлось сдерживать отток капитала, заниматься мобилизацией экономики и искать пути обхода санкций. Можно предположить, что ни одно правительство в мире в первой четверти ХХI века не сталкивалось с таким количеством проблем. При этом следует отметить оперативность реагирования на вызовы времени (вопрос об эффективности остается в стороне, поскольку в кризисных ситуациях оперативность имеет преимущество перед эффективностью).
Хотя, конечно, оценки отдельных решений правительства с точки зрения их качественных показателей имеют значение, хотя бы для понимания необходимости решения тех или иных задач. Например, реализация национальных проектов имеет существенные недостатки и недоработки, однако, в отдельных случаях этот подход имеет свои позитивные результаты (здравоохранение или реализация крупных инфраструктурных проектов).
Правительство Михаила Мишустина проявило достаточную консервативность в финансовом секторе и неохотно шло на траты в тех сферах, где не было возможности проследить результат (например, освоение северных территорий).
Конечно, главным достижением и проявлением технократичности правительства Михаила Мишустина стала цифровизация работы органов власти. Кто-нибудь из читающих эти строки помнит, когда он последний раз писал какое-либо заявление на бумажном носителе? Сфера государственных услуг плавно вошла в цифровую эру, которая стала повседневностью, несмотря на медленно работающие платформы и необходимость использования идиоматических выражений при попытках воспользоваться ими.
Одна из главных особенностей работы правительства Михаила Мишустина выразилась в сознательном дистанцировании от политики, несмотря на серьезную зависимость премьер-министра от столкновений интересов олигархических групп и «башен Кремля». Премьер-министр, объявленный в числе потенциальных «преемников», а потому защищенный от критики и нападок со стороны оппозиции, средств массовой информации и блогер-сообщества, мог работать в достаточно комфортных условиях, избежав участия в информационных войнах.
Интрига продлится недолго, и в мае станет известно, насколько Михаил Мишустин и методы работы его правительства устраивают президента Российской Федерации Владимира Путина.
[is-owner]
Аукцион[/is-owner]
Страшный прибалтийский сон сбылся — Латвия клянчит электрички у России
Николай Межевич: «У Риги есть только два варианта — либо идти на поклон к Москве, либо тихо сгинуть»...
[author-avatar]
[/author-avatar]
svpressa.ru