Россия и Китай: будет ли партнерство равноправнвым?
1 671

Россия и Китай: будет ли партнерство равноправнвым?

Одна самых скандальных международных полемик 2024 года была вызвана сообщением в одной из социальных сетей Цахиагийна Элбэгдоржа (президента Монголии в 2009–2017 годах), который после интервью Такера Карлсона с Владимиром Путиным опубликовал карту Монгольской империи периода ее расцвета, территория которой занимала подавляющую часть современной Евразии.


В действительности пост экс-президента Монголии позволил совершенно иначе взглянуть на происходящие геополитические изменения и актуальную блоковую карту мира.

Современный биполярный мир (если считать его таковым) включает в себя две главные системы: США и Британское Содружество наций, с одной стороны, и Китай, с другой стороны. В XXI веке международные отношения выстраиваются на основе борьбы двух блоков за стратегическое доминирование в глобальной экономике и международных отношениях.

Вокруг двух систем формируются многочисленные военные блоки, меж- и надгосударственные образования, экономические союзы. Ближайшим союзником США и Британского Содружества наций является Европейский союз, НАТО, АНЗЮС и квазиблоковые объединения в виде, например, Четырехстороннего диалога по безопасности (QUAD).

Современная карта Евразии, включающая страны, которые находятся в зоне влияния Китая, самым непосредственным образом напоминает карту Монгольской империи XIII–XIV веков.

В тот момент исторические земли Московского княжества были частью Монгольской империи (в ее столицу Каракорум приезжал даже Александр Невский), а территория Китая к 1279 году вошла в состав монгольского государства Юань (монголами же в 1266 году была основана новая столица империи Юань – Чжунду на месте современного Пекина).

После распада Монгольской империи Россия и Китай путем многовековой экспансии расширяли территории своих государств, превращая их в империи, и, наконец, вновь получили общую границу.

На протяжении нескольких столетий в XVII – начале ХХ века отношения между Россией и Китаем выстраивались на разных принципах: вначале по Нерчинскому договору (1689 г.) России пришлось пойти на значительные уступки, затем в первой половине XIX века отношения между странами строились на равных условиях и в основном затрагивали вопросы торговли, и только со второй половины XIX века Россия начала активную экспансию на Дальнем Востоке.

Пик российского доминирования в Евразии пришелся на конец 1940-х – начало 1950-х годов, когда в сфере влияния Москвы оказалась огромная территория, своими границами напоминающая Монгольскую империю второй половины XIII века. Страны Восточного блока (центрально- и восточно-европейской части Европы или так называемого «социалистического лагеря») – это фактически та часть Европы, куда дошли монгольские завоеватели в результате Западного похода, окончившегося в 1242 году.

Кризис в советско-китайских отношениях, продолжавшийся всю вторую половину ХХ века, был преодолен в условиях распада СССР и постепенного выстраивания отношений России с Китаем путем урегулирования вопросов о границе (со значительными уступками со стороны Российской Федерации) и открытием внутреннего рынка для дешевых китайских товаров.

В настоящее время Россия стала неотъемлемой зоной китайских экономических интересов, а Китай для России – важнейшим стратегическим партнером в условиях противостояния санкционной политике государств Запада.

В современных геополитических условиях центр принятия решений в границах бывшей Монгольской империи переместился в сторону Пекина, который активно влияет на действия руководства большинства азиатских республик бывшего СССР.

Для России наиболее благоприятным вариантом экономического выживания в постсоветский период могла бы стать реализация идеи А.И. Солженицына в виде создания Славянского (или Российского) союза в составе России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Отчасти эта идея получила воплощение в создании Союзного государства России и Белоруссии, Евразийского экономического союза (в составе Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда помимо стран-участниц ЕАЭС входит еще и Таджикистан.

Следует отметить постепенное ослабление экономического и политического влияния России в ряде бывших союзных республик СССР, постепенно перестраивающих свои экономические связи на Китай.

В этих условиях появляются страны, чьи национальные интересы становятся заложниками более глобальных экономических интересов, например, отказ от поддержки Россией Армении был вызван необходимостью развития связей с тюркским миром в лице Азербайджана и Турции, выступающих важными экономическими партнерами России по целому спектру торговых отношений.

Однако гораздо большее влияние в мире приобретают межгосударственные объединения, созданные под контролем Китая, прежде всего Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая объединяет Индию, Казахстан, Китай, Киргизию, Пакистан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Монголия, Иран, Афганистан и Белоруссия. За исключением Индии, границы ШОС также очень напоминаю границы Монгольской империи XIII века.

Экономическое партнерство России (2,2% мирового ВВП) и Китая (18% мирового ВВП) в перспективе будет сохранять отношения младшего и старшего брата. Но данное партнерство будет необходимым условием выживания двух стран в условиях формационной перестройки цепочек международных экономических связей. Конечно, в подобной зависимости у России имеются значительные издержки в виде серьезных ограничений в развитии национальной экономики и внутреннего рынка, а также достижения плато и потенциального снижения товарооборота из-за стагнации российской экономики.

В этом плане развитию двух стран может способствовать доминирование на внутренних рынках стран, оказавшихся в зоне влияния двух бывших империй (Российской и Цин), а также сохранение политического контроля над территориями бывшей Монгольской империей.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас