
Состояние гидротехнических сооружений в РФ вызывает все большие опасения
Состояние защитной противопаводковой дамбы в Орске во многом описывает положение дел на большинстве гидрозащитных объектов в России. Практически во всех регионах, которые в этом году испытали натиск «большой воды», гидротехнические сооружения оказались не готовы к чрезвычайной ситуации.
В первой четверти XXI века из десятка крупнейших техногенных катастроф в мире, связанных с прорывами плотин, два имеют непосредственное отношение к России: авария на Саяно-Шушенской ГЭС (17 августа 2009 года) и прорыв Каховской плотины (6 июня 2023 года).
Три крупнейших наводнения в результате прорыва дамб также имеют отношение к России: прорыв дамбы Олекминска в Якутии (20 мая 2001 года), дамбы Тулуна в Иркутской области (в июне 2019 года), дамбы в Орске Оренбургской области (6–8 апреля 2024 года). Одним из самых «закрытых» с информационной точки зрения стал прорыв частной 4-метрой дамбы на реке Сейбе в Красноярском крае (19 октября 2019 года), смывший поселок золотоискателей.
Нельзя не вспомнить крупное наводнение, которое произошло в июне 2012 года в Краснодарском крае (171 погибший по официальной статистике). Оно несколько отличается от иных катастроф тем, что там никакая дамба прорвана не была за отсутствием таковой. Известно, что еще 2002 году после аналогичного крупного наводнения было принято решение о строительстве защитной дамбы в Крымске, были выделены средства на строительство, но защитное сооружение не возвели.
Серьезные проблемы угрожали Ленску в мае 2001 года, там городская дамба, которую по ходу увеличения уровня воды в Лене стали укреплять, позволила избежать крупных негативных последствий, хотя близлежащие населенные пункты серьезно пострадали.
Широкая география природных и техногенных катастроф показывает, что любой регион России может оказаться в центре кризисной ситуации. Важный урок чрезвычайных ситуаций состоит в том, что главной причиной негативных последствий является «человеческий фактор» во всех его проявлениях: от низкого качества защитных сооружений в результате ускоренного освоения бюджетных средств до отсутствия качественного контроля за состоянием дамб и плотин.
В этом смысле совершенно уместный сарказм в средствах массовой информации вызвало состояние дамбы в Орске, на сооружение которой было потрачено 870 млн. рублей и которую глава Минстроя России Ирек Файзуллин назвал «земляным валом», который не стоит столько денег. Еще большее удивление вызвала информация о том, что дамбу в Орске могли прогрызть грызуны, что и стало причиной трагедии.
Региональный аспект содержания дамб также имеет значение. Например, по данным 2023 года, в Ивановской области имеется 75 гидротехнических сооружений, из которых в федеральной собственности находятся 6, в муниципальной – 24, частных – 32, бесхозных – 13. Имелись случаи, когда подобные сооружения просто разбирались (например, 6,5-километровая контрольно-разделительная дамба у п. Южный Комсомольского района) или функционируют со статусом безопасности «пониженный» (берегозащитная дамба в Кинешме).
Часть наиболее аварийных дамб и плотин за последние годы были приведены в порядок: ранее бесхозяйная плотина на реке Шохомке около Плеса подверглась капитальному ремонту (41 млн рублей), завершена реконструкция дамбы в Юрьевце (общая стоимость проекта 883 млн рублей). Правда, при ремонте дамбы в Юрьевце, которая защищает город от Горьковского водохранилища (историческая часть города находится на 1,5 м ниже уровня реки Волги), в 2022 году в СМИ просочилась информация, что в целях экономии стальные анкерные тяги установили не через один, а через десятки шпунтов (железобетонных плит), а также не монтируются фильтры, которые препятствуют вымыванию песка из тела дамбы. Но подрядчик строительства уверил общественность в том, что анкерные плиты прикрепят к 1,5 тысячам шпунтов через один шаг. Строительный надзор высказал замечания по 14 шпунтам, которые подрядчик устранил.
В последнее время основной угрозой для безопасности являются террористические акты против слабозащищенной гражданской инфраструктуры. В этих условиях особенно печально выглядит ситуация, когда техногенные катастрофы происходят из-за безответственного отношения чиновников, которые обязаны контролировать состояние объектов. В 1930-х годах это называлось «вредительством» и влекло за собой солидные санкции вплоть до смертной казни. Будет ли изменяться действующее законодательство в сторону усиления наказания за бездействие или халатность чиновников и строителей защитных сооружений (по аналогии с увеличением ответственности за срыв оборонного заказа) мы узнаем в ближайшее время.
В первой четверти XXI века из десятка крупнейших техногенных катастроф в мире, связанных с прорывами плотин, два имеют непосредственное отношение к России: авария на Саяно-Шушенской ГЭС (17 августа 2009 года) и прорыв Каховской плотины (6 июня 2023 года).
Три крупнейших наводнения в результате прорыва дамб также имеют отношение к России: прорыв дамбы Олекминска в Якутии (20 мая 2001 года), дамбы Тулуна в Иркутской области (в июне 2019 года), дамбы в Орске Оренбургской области (6–8 апреля 2024 года). Одним из самых «закрытых» с информационной точки зрения стал прорыв частной 4-метрой дамбы на реке Сейбе в Красноярском крае (19 октября 2019 года), смывший поселок золотоискателей.
Нельзя не вспомнить крупное наводнение, которое произошло в июне 2012 года в Краснодарском крае (171 погибший по официальной статистике). Оно несколько отличается от иных катастроф тем, что там никакая дамба прорвана не была за отсутствием таковой. Известно, что еще 2002 году после аналогичного крупного наводнения было принято решение о строительстве защитной дамбы в Крымске, были выделены средства на строительство, но защитное сооружение не возвели.
Серьезные проблемы угрожали Ленску в мае 2001 года, там городская дамба, которую по ходу увеличения уровня воды в Лене стали укреплять, позволила избежать крупных негативных последствий, хотя близлежащие населенные пункты серьезно пострадали.
Широкая география природных и техногенных катастроф показывает, что любой регион России может оказаться в центре кризисной ситуации. Важный урок чрезвычайных ситуаций состоит в том, что главной причиной негативных последствий является «человеческий фактор» во всех его проявлениях: от низкого качества защитных сооружений в результате ускоренного освоения бюджетных средств до отсутствия качественного контроля за состоянием дамб и плотин.
В этом смысле совершенно уместный сарказм в средствах массовой информации вызвало состояние дамбы в Орске, на сооружение которой было потрачено 870 млн. рублей и которую глава Минстроя России Ирек Файзуллин назвал «земляным валом», который не стоит столько денег. Еще большее удивление вызвала информация о том, что дамбу в Орске могли прогрызть грызуны, что и стало причиной трагедии.
Региональный аспект содержания дамб также имеет значение. Например, по данным 2023 года, в Ивановской области имеется 75 гидротехнических сооружений, из которых в федеральной собственности находятся 6, в муниципальной – 24, частных – 32, бесхозных – 13. Имелись случаи, когда подобные сооружения просто разбирались (например, 6,5-километровая контрольно-разделительная дамба у п. Южный Комсомольского района) или функционируют со статусом безопасности «пониженный» (берегозащитная дамба в Кинешме).
Часть наиболее аварийных дамб и плотин за последние годы были приведены в порядок: ранее бесхозяйная плотина на реке Шохомке около Плеса подверглась капитальному ремонту (41 млн рублей), завершена реконструкция дамбы в Юрьевце (общая стоимость проекта 883 млн рублей). Правда, при ремонте дамбы в Юрьевце, которая защищает город от Горьковского водохранилища (историческая часть города находится на 1,5 м ниже уровня реки Волги), в 2022 году в СМИ просочилась информация, что в целях экономии стальные анкерные тяги установили не через один, а через десятки шпунтов (железобетонных плит), а также не монтируются фильтры, которые препятствуют вымыванию песка из тела дамбы. Но подрядчик строительства уверил общественность в том, что анкерные плиты прикрепят к 1,5 тысячам шпунтов через один шаг. Строительный надзор высказал замечания по 14 шпунтам, которые подрядчик устранил.
В последнее время основной угрозой для безопасности являются террористические акты против слабозащищенной гражданской инфраструктуры. В этих условиях особенно печально выглядит ситуация, когда техногенные катастрофы происходят из-за безответственного отношения чиновников, которые обязаны контролировать состояние объектов. В 1930-х годах это называлось «вредительством» и влекло за собой солидные санкции вплоть до смертной казни. Будет ли изменяться действующее законодательство в сторону усиления наказания за бездействие или халатность чиновников и строителей защитных сооружений (по аналогии с увеличением ответственности за срыв оборонного заказа) мы узнаем в ближайшее время.
- Владимир Возилов
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

«Мертворожденный»: в «Газпроме» признали крах проекта газового хаба с Турцией, закрыв вопрос навсегда
Геополитическая обстановка заставила признать то, что было изначально заметно, и что отказывались принимать как реальность....

Крупнейший НПЗ России прекратил прием сырой нефти, ожидается глобальная цепная реакция
В России слишком мало хранилищ для запасов нефтепродуктов, что играет на руку врагу....

Первый шаг к отмене пенсий? В Госдуме посоветовали пенсионерам стать «самостоятельными» и обеспечивать себя
Подобные высказывания народных избранников – не что иное как замаскированный сигнал о финансовых проблемах....

Российская делегация привезла с собой на Аляску чемоданы долларов
Госсекретарь США выдал публике неприглядную изнанку короткого визита главы державы на Аляску....

Срезало прибыль подчистую: санкции довели «Совкомфлот» почти до банкротства
Доход по осени считают, но в случае с финансовыми поступлениями достаточно учесть санкции и степень поражения видна сразу невооруженным взглядом....

600 км через тундру: зачем России стройка века на краю Баренцева моря?
Россия строит «ворота в Арктику», которые изменят баланс сил в мировой торговле. Что скрывается за проектом Индига и почему он вызывает такой ажиотаж?...

В США выпускников лучших вузов массово выставляют за дверь
Одни из лучших специалистов остаются без работы и это становится массовым явлением. Им приходится бороться за выживание....

Известны сроки ремонта: РФ потеряла более 13% нефтеперерабатывающих мощностей
Украине дорого обойдется энергетическая война с Россией. НПЗ починят, а то, что потеряет Киев после ответных ударов будет уже не восстановить....

Индия приняла окончательное решение по российской нефти
Вашингтон очень скоро пожалеет, что испортил отношения с Нью-Дели и попытался за счет Индии насолить Москве....

130 млрд на дорогу будущего: как Ленский мост изменит жизнь в Якутии
Четыре десятилетия мечтаний — и вот первая свая вбита. Ленский мост обещает не просто соединить берега Лены, а изменить будущее всего региона....

Конец США, Канаде и Бразилии: энергетический пафос Трампа угодил в ловушку ОПЕК+
Вашингтон не получит своего профита даже при всем давлении, которое он оказывает на любые независимые страны и объединения....

«Маяк» для вывода средств: в РФ выявили крупных пособников киевского режима
В Крыму выявили масштабную мошенническую сеть, которая выводила огромные средства на Украину. СМИ рассказали о семье пособников Киева...

Нефтяная сделка на Аляске: в СМИ раскрыли предмет торга Трампа и Путина
В день переговоров с Трампом президент РФ Владимир Путин создал условия возвращения в Россию американской корпорации...

Пенсионная реформа-2: нас ждет отказ от пенсий?
Заявление знаменитой фигуристки, а ныне депутата Госдумы от «Единой России» Родниной о жизни пожилых людей, шокировало россиян...

Азербайджану дорого обходится попытка сменить хозяина
Идет попытка со стороны Баку снизить давление со стороны Лондона и сменить Вritish Petroleum на Exxon Mobil....

Правительство ускоряет строительство новой автодороги в Крыму
Несмотря на определенные проблемы руководство обновляет инфраструктуру государства вопреки всем препятствиям....