
Состояние гидротехнических сооружений в РФ вызывает все большие опасения
Состояние защитной противопаводковой дамбы в Орске во многом описывает положение дел на большинстве гидрозащитных объектов в России. Практически во всех регионах, которые в этом году испытали натиск «большой воды», гидротехнические сооружения оказались не готовы к чрезвычайной ситуации.
В первой четверти XXI века из десятка крупнейших техногенных катастроф в мире, связанных с прорывами плотин, два имеют непосредственное отношение к России: авария на Саяно-Шушенской ГЭС (17 августа 2009 года) и прорыв Каховской плотины (6 июня 2023 года).
Три крупнейших наводнения в результате прорыва дамб также имеют отношение к России: прорыв дамбы Олекминска в Якутии (20 мая 2001 года), дамбы Тулуна в Иркутской области (в июне 2019 года), дамбы в Орске Оренбургской области (6–8 апреля 2024 года). Одним из самых «закрытых» с информационной точки зрения стал прорыв частной 4-метрой дамбы на реке Сейбе в Красноярском крае (19 октября 2019 года), смывший поселок золотоискателей.
Нельзя не вспомнить крупное наводнение, которое произошло в июне 2012 года в Краснодарском крае (171 погибший по официальной статистике). Оно несколько отличается от иных катастроф тем, что там никакая дамба прорвана не была за отсутствием таковой. Известно, что еще 2002 году после аналогичного крупного наводнения было принято решение о строительстве защитной дамбы в Крымске, были выделены средства на строительство, но защитное сооружение не возвели.
Серьезные проблемы угрожали Ленску в мае 2001 года, там городская дамба, которую по ходу увеличения уровня воды в Лене стали укреплять, позволила избежать крупных негативных последствий, хотя близлежащие населенные пункты серьезно пострадали.
Широкая география природных и техногенных катастроф показывает, что любой регион России может оказаться в центре кризисной ситуации. Важный урок чрезвычайных ситуаций состоит в том, что главной причиной негативных последствий является «человеческий фактор» во всех его проявлениях: от низкого качества защитных сооружений в результате ускоренного освоения бюджетных средств до отсутствия качественного контроля за состоянием дамб и плотин.
В этом смысле совершенно уместный сарказм в средствах массовой информации вызвало состояние дамбы в Орске, на сооружение которой было потрачено 870 млн. рублей и которую глава Минстроя России Ирек Файзуллин назвал «земляным валом», который не стоит столько денег. Еще большее удивление вызвала информация о том, что дамбу в Орске могли прогрызть грызуны, что и стало причиной трагедии.
Региональный аспект содержания дамб также имеет значение. Например, по данным 2023 года, в Ивановской области имеется 75 гидротехнических сооружений, из которых в федеральной собственности находятся 6, в муниципальной – 24, частных – 32, бесхозных – 13. Имелись случаи, когда подобные сооружения просто разбирались (например, 6,5-километровая контрольно-разделительная дамба у п. Южный Комсомольского района) или функционируют со статусом безопасности «пониженный» (берегозащитная дамба в Кинешме).
Часть наиболее аварийных дамб и плотин за последние годы были приведены в порядок: ранее бесхозяйная плотина на реке Шохомке около Плеса подверглась капитальному ремонту (41 млн рублей), завершена реконструкция дамбы в Юрьевце (общая стоимость проекта 883 млн рублей). Правда, при ремонте дамбы в Юрьевце, которая защищает город от Горьковского водохранилища (историческая часть города находится на 1,5 м ниже уровня реки Волги), в 2022 году в СМИ просочилась информация, что в целях экономии стальные анкерные тяги установили не через один, а через десятки шпунтов (железобетонных плит), а также не монтируются фильтры, которые препятствуют вымыванию песка из тела дамбы. Но подрядчик строительства уверил общественность в том, что анкерные плиты прикрепят к 1,5 тысячам шпунтов через один шаг. Строительный надзор высказал замечания по 14 шпунтам, которые подрядчик устранил.
В последнее время основной угрозой для безопасности являются террористические акты против слабозащищенной гражданской инфраструктуры. В этих условиях особенно печально выглядит ситуация, когда техногенные катастрофы происходят из-за безответственного отношения чиновников, которые обязаны контролировать состояние объектов. В 1930-х годах это называлось «вредительством» и влекло за собой солидные санкции вплоть до смертной казни. Будет ли изменяться действующее законодательство в сторону усиления наказания за бездействие или халатность чиновников и строителей защитных сооружений (по аналогии с увеличением ответственности за срыв оборонного заказа) мы узнаем в ближайшее время.
В первой четверти XXI века из десятка крупнейших техногенных катастроф в мире, связанных с прорывами плотин, два имеют непосредственное отношение к России: авария на Саяно-Шушенской ГЭС (17 августа 2009 года) и прорыв Каховской плотины (6 июня 2023 года).
Три крупнейших наводнения в результате прорыва дамб также имеют отношение к России: прорыв дамбы Олекминска в Якутии (20 мая 2001 года), дамбы Тулуна в Иркутской области (в июне 2019 года), дамбы в Орске Оренбургской области (6–8 апреля 2024 года). Одним из самых «закрытых» с информационной точки зрения стал прорыв частной 4-метрой дамбы на реке Сейбе в Красноярском крае (19 октября 2019 года), смывший поселок золотоискателей.
Нельзя не вспомнить крупное наводнение, которое произошло в июне 2012 года в Краснодарском крае (171 погибший по официальной статистике). Оно несколько отличается от иных катастроф тем, что там никакая дамба прорвана не была за отсутствием таковой. Известно, что еще 2002 году после аналогичного крупного наводнения было принято решение о строительстве защитной дамбы в Крымске, были выделены средства на строительство, но защитное сооружение не возвели.
Серьезные проблемы угрожали Ленску в мае 2001 года, там городская дамба, которую по ходу увеличения уровня воды в Лене стали укреплять, позволила избежать крупных негативных последствий, хотя близлежащие населенные пункты серьезно пострадали.
Широкая география природных и техногенных катастроф показывает, что любой регион России может оказаться в центре кризисной ситуации. Важный урок чрезвычайных ситуаций состоит в том, что главной причиной негативных последствий является «человеческий фактор» во всех его проявлениях: от низкого качества защитных сооружений в результате ускоренного освоения бюджетных средств до отсутствия качественного контроля за состоянием дамб и плотин.
В этом смысле совершенно уместный сарказм в средствах массовой информации вызвало состояние дамбы в Орске, на сооружение которой было потрачено 870 млн. рублей и которую глава Минстроя России Ирек Файзуллин назвал «земляным валом», который не стоит столько денег. Еще большее удивление вызвала информация о том, что дамбу в Орске могли прогрызть грызуны, что и стало причиной трагедии.
Региональный аспект содержания дамб также имеет значение. Например, по данным 2023 года, в Ивановской области имеется 75 гидротехнических сооружений, из которых в федеральной собственности находятся 6, в муниципальной – 24, частных – 32, бесхозных – 13. Имелись случаи, когда подобные сооружения просто разбирались (например, 6,5-километровая контрольно-разделительная дамба у п. Южный Комсомольского района) или функционируют со статусом безопасности «пониженный» (берегозащитная дамба в Кинешме).
Часть наиболее аварийных дамб и плотин за последние годы были приведены в порядок: ранее бесхозяйная плотина на реке Шохомке около Плеса подверглась капитальному ремонту (41 млн рублей), завершена реконструкция дамбы в Юрьевце (общая стоимость проекта 883 млн рублей). Правда, при ремонте дамбы в Юрьевце, которая защищает город от Горьковского водохранилища (историческая часть города находится на 1,5 м ниже уровня реки Волги), в 2022 году в СМИ просочилась информация, что в целях экономии стальные анкерные тяги установили не через один, а через десятки шпунтов (железобетонных плит), а также не монтируются фильтры, которые препятствуют вымыванию песка из тела дамбы. Но подрядчик строительства уверил общественность в том, что анкерные плиты прикрепят к 1,5 тысячам шпунтов через один шаг. Строительный надзор высказал замечания по 14 шпунтам, которые подрядчик устранил.
В последнее время основной угрозой для безопасности являются террористические акты против слабозащищенной гражданской инфраструктуры. В этих условиях особенно печально выглядит ситуация, когда техногенные катастрофы происходят из-за безответственного отношения чиновников, которые обязаны контролировать состояние объектов. В 1930-х годах это называлось «вредительством» и влекло за собой солидные санкции вплоть до смертной казни. Будет ли изменяться действующее законодательство в сторону усиления наказания за бездействие или халатность чиновников и строителей защитных сооружений (по аналогии с увеличением ответственности за срыв оборонного заказа) мы узнаем в ближайшее время.
- Владимир Возилов
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

Wildberries и Ozon захватывают рынок
Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение Wildberries из-за обновленной оферты, в которой говорится об обязательном открытии счетов в дочернем...

В Приморье появится новый деревообрабатывающий завод
Компания «ДЛПК» планирует построить в Приморском крае (на территории свободного порта Владивосток) деревообрабатывающий завод. Сообщается, что инвестиции в...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...

Украинцы по ошибке подорвали танкер с казахской нефтью
Они просто перепутали. Судно грузилось в Усть-Луге – российский порт. Украинцы просто документы не видели таможенные...