Состояние гидротехнических сооружений в РФ вызывает все большие опасения
Состояние защитной противопаводковой дамбы в Орске во многом описывает положение дел на большинстве гидрозащитных объектов в России. Практически во всех регионах, которые в этом году испытали натиск «большой воды», гидротехнические сооружения оказались не готовы к чрезвычайной ситуации.
В первой четверти XXI века из десятка крупнейших техногенных катастроф в мире, связанных с прорывами плотин, два имеют непосредственное отношение к России: авария на Саяно-Шушенской ГЭС (17 августа 2009 года) и прорыв Каховской плотины (6 июня 2023 года).
Три крупнейших наводнения в результате прорыва дамб также имеют отношение к России: прорыв дамбы Олекминска в Якутии (20 мая 2001 года), дамбы Тулуна в Иркутской области (в июне 2019 года), дамбы в Орске Оренбургской области (6–8 апреля 2024 года). Одним из самых «закрытых» с информационной точки зрения стал прорыв частной 4-метрой дамбы на реке Сейбе в Красноярском крае (19 октября 2019 года), смывший поселок золотоискателей.
Нельзя не вспомнить крупное наводнение, которое произошло в июне 2012 года в Краснодарском крае (171 погибший по официальной статистике). Оно несколько отличается от иных катастроф тем, что там никакая дамба прорвана не была за отсутствием таковой. Известно, что еще 2002 году после аналогичного крупного наводнения было принято решение о строительстве защитной дамбы в Крымске, были выделены средства на строительство, но защитное сооружение не возвели.
Серьезные проблемы угрожали Ленску в мае 2001 года, там городская дамба, которую по ходу увеличения уровня воды в Лене стали укреплять, позволила избежать крупных негативных последствий, хотя близлежащие населенные пункты серьезно пострадали.
Широкая география природных и техногенных катастроф показывает, что любой регион России может оказаться в центре кризисной ситуации. Важный урок чрезвычайных ситуаций состоит в том, что главной причиной негативных последствий является «человеческий фактор» во всех его проявлениях: от низкого качества защитных сооружений в результате ускоренного освоения бюджетных средств до отсутствия качественного контроля за состоянием дамб и плотин.
В этом смысле совершенно уместный сарказм в средствах массовой информации вызвало состояние дамбы в Орске, на сооружение которой было потрачено 870 млн. рублей и которую глава Минстроя России Ирек Файзуллин назвал «земляным валом», который не стоит столько денег. Еще большее удивление вызвала информация о том, что дамбу в Орске могли прогрызть грызуны, что и стало причиной трагедии.
Региональный аспект содержания дамб также имеет значение. Например, по данным 2023 года, в Ивановской области имеется 75 гидротехнических сооружений, из которых в федеральной собственности находятся 6, в муниципальной – 24, частных – 32, бесхозных – 13. Имелись случаи, когда подобные сооружения просто разбирались (например, 6,5-километровая контрольно-разделительная дамба у п. Южный Комсомольского района) или функционируют со статусом безопасности «пониженный» (берегозащитная дамба в Кинешме).
Часть наиболее аварийных дамб и плотин за последние годы были приведены в порядок: ранее бесхозяйная плотина на реке Шохомке около Плеса подверглась капитальному ремонту (41 млн рублей), завершена реконструкция дамбы в Юрьевце (общая стоимость проекта 883 млн рублей). Правда, при ремонте дамбы в Юрьевце, которая защищает город от Горьковского водохранилища (историческая часть города находится на 1,5 м ниже уровня реки Волги), в 2022 году в СМИ просочилась информация, что в целях экономии стальные анкерные тяги установили не через один, а через десятки шпунтов (железобетонных плит), а также не монтируются фильтры, которые препятствуют вымыванию песка из тела дамбы. Но подрядчик строительства уверил общественность в том, что анкерные плиты прикрепят к 1,5 тысячам шпунтов через один шаг. Строительный надзор высказал замечания по 14 шпунтам, которые подрядчик устранил.
В последнее время основной угрозой для безопасности являются террористические акты против слабозащищенной гражданской инфраструктуры. В этих условиях особенно печально выглядит ситуация, когда техногенные катастрофы происходят из-за безответственного отношения чиновников, которые обязаны контролировать состояние объектов. В 1930-х годах это называлось «вредительством» и влекло за собой солидные санкции вплоть до смертной казни. Будет ли изменяться действующее законодательство в сторону усиления наказания за бездействие или халатность чиновников и строителей защитных сооружений (по аналогии с увеличением ответственности за срыв оборонного заказа) мы узнаем в ближайшее время.
В первой четверти XXI века из десятка крупнейших техногенных катастроф в мире, связанных с прорывами плотин, два имеют непосредственное отношение к России: авария на Саяно-Шушенской ГЭС (17 августа 2009 года) и прорыв Каховской плотины (6 июня 2023 года).
Три крупнейших наводнения в результате прорыва дамб также имеют отношение к России: прорыв дамбы Олекминска в Якутии (20 мая 2001 года), дамбы Тулуна в Иркутской области (в июне 2019 года), дамбы в Орске Оренбургской области (6–8 апреля 2024 года). Одним из самых «закрытых» с информационной точки зрения стал прорыв частной 4-метрой дамбы на реке Сейбе в Красноярском крае (19 октября 2019 года), смывший поселок золотоискателей.
Нельзя не вспомнить крупное наводнение, которое произошло в июне 2012 года в Краснодарском крае (171 погибший по официальной статистике). Оно несколько отличается от иных катастроф тем, что там никакая дамба прорвана не была за отсутствием таковой. Известно, что еще 2002 году после аналогичного крупного наводнения было принято решение о строительстве защитной дамбы в Крымске, были выделены средства на строительство, но защитное сооружение не возвели.
Серьезные проблемы угрожали Ленску в мае 2001 года, там городская дамба, которую по ходу увеличения уровня воды в Лене стали укреплять, позволила избежать крупных негативных последствий, хотя близлежащие населенные пункты серьезно пострадали.
Широкая география природных и техногенных катастроф показывает, что любой регион России может оказаться в центре кризисной ситуации. Важный урок чрезвычайных ситуаций состоит в том, что главной причиной негативных последствий является «человеческий фактор» во всех его проявлениях: от низкого качества защитных сооружений в результате ускоренного освоения бюджетных средств до отсутствия качественного контроля за состоянием дамб и плотин.
В этом смысле совершенно уместный сарказм в средствах массовой информации вызвало состояние дамбы в Орске, на сооружение которой было потрачено 870 млн. рублей и которую глава Минстроя России Ирек Файзуллин назвал «земляным валом», который не стоит столько денег. Еще большее удивление вызвала информация о том, что дамбу в Орске могли прогрызть грызуны, что и стало причиной трагедии.
Региональный аспект содержания дамб также имеет значение. Например, по данным 2023 года, в Ивановской области имеется 75 гидротехнических сооружений, из которых в федеральной собственности находятся 6, в муниципальной – 24, частных – 32, бесхозных – 13. Имелись случаи, когда подобные сооружения просто разбирались (например, 6,5-километровая контрольно-разделительная дамба у п. Южный Комсомольского района) или функционируют со статусом безопасности «пониженный» (берегозащитная дамба в Кинешме).
Часть наиболее аварийных дамб и плотин за последние годы были приведены в порядок: ранее бесхозяйная плотина на реке Шохомке около Плеса подверглась капитальному ремонту (41 млн рублей), завершена реконструкция дамбы в Юрьевце (общая стоимость проекта 883 млн рублей). Правда, при ремонте дамбы в Юрьевце, которая защищает город от Горьковского водохранилища (историческая часть города находится на 1,5 м ниже уровня реки Волги), в 2022 году в СМИ просочилась информация, что в целях экономии стальные анкерные тяги установили не через один, а через десятки шпунтов (железобетонных плит), а также не монтируются фильтры, которые препятствуют вымыванию песка из тела дамбы. Но подрядчик строительства уверил общественность в том, что анкерные плиты прикрепят к 1,5 тысячам шпунтов через один шаг. Строительный надзор высказал замечания по 14 шпунтам, которые подрядчик устранил.
В последнее время основной угрозой для безопасности являются террористические акты против слабозащищенной гражданской инфраструктуры. В этих условиях особенно печально выглядит ситуация, когда техногенные катастрофы происходят из-за безответственного отношения чиновников, которые обязаны контролировать состояние объектов. В 1930-х годах это называлось «вредительством» и влекло за собой солидные санкции вплоть до смертной казни. Будет ли изменяться действующее законодательство в сторону усиления наказания за бездействие или халатность чиновников и строителей защитных сооружений (по аналогии с увеличением ответственности за срыв оборонного заказа) мы узнаем в ближайшее время.
- Владимир Возилов
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Новый суперкомпьютер: революция в вычислительных технологиях России
Холдинг «Росэлектроника» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») вместе с Российской академией наук (РАН) представляет новый амбициозный проект –...
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь
Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Курс доллара в России выше 100 рублей – в чем причины?
На этой неделе курс доллара на внебиржевых торгах преодолел отметку в 100 рублей – такой уровень не наблюдался с октября 2023 года. Эта динамика в значительной...
Из списка «Форбс» — в банкроты: 600 авто и элитное вино до добра не доведут
Долговая яма — еще не самый худший вариант для тех, кто вчера ворочал миллиардами...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...