Экономическое обозрение

Прокси-война за контроль над международными торговыми коридорами

Прокси-война за контроль над международными торговыми коридорами
Борьба за контроль над международными торговыми коридорами переходит на новый уровень и ее методами становятся прокси-войны и террор. Например, зададимся вопросом о том, что связывает удары йеменских хуситов в Красном море и террористическую атаку в «Крокус сити холле»?


23 марта российские информационные агентства и ТГ-каналы сообщили о том, что правящее на севере Йемена движение «Ансар Алла» (хуситы) осудило террористическую атаку в «Крокус сити холле» в подмосковном Красногорске и выразило соболезнования семьям жертв.

Еще несколько лет назад подобное сообщение информационных агентств трудно было себе представить, но в бурно изменяющемся мире сломаются привычные стереотипы.

Сразу после того, как первое восприятие побоища в «Крокус сити холле» немного остыло, возникла мысль о том, что это была «черная метка», посланная российской власти. Но что обозначала эта метка? Удар, нанесенный после 18 марта, не преследовал целью расшатать внутреннее спокойствие россиян и стать причиной обвинений во вмешательстве в российские выборы. Заказчики террористического акта своей задачей видели другое – показать возможность актов устрашения внутри России.

Нечто подобное произошло 3 января 2024 года в Иране, где на памятной церемонии, посвященной памяти Касема Сулеймани (генерал-лейтенант, командующий спецподразделением «Аль-Кудс» Корпуса стражей Исламской революции) были приведены в действие два взрывных устройства, в результате чего погибло 94 человека, были ранены 284 человека (для сравнения: жертвами теракта в России стали 145 человек, ранения получили 551 человек).

У двух террористических атак прослеживается много общего: они стали проявлением джихада со стороны ИГИЛ (или были срежиссированы подобным образом), один из террористов в Иране был опознан как гражданин Таджикистана, а США передали Ирану предупреждение о возможном ударе ИГИЛ по территории страны, а России – об ударе со стороны Вилаят Хорасан. Предупреждения США были очень похожи на операцию прикрытия собственного закулисного участия в процессе подготовки ударов по Ирану и России.

Вероятно, этот фактор позволил Ирану незамедлительно обвинить Израиль и США в нападении на Иран, аргументируя это тем, что остатки разгромленного ИГИЛ или его конкретные представители контролируются и направляются спецслужбами США.

Но помимо политических предпосылок различных международных происшествий всегда имеются экономические причины. Вероятно, причинами террористических актов в Иране и России стала прямая (со стороны Ирана) и негласная (со стороны России) поддержка действий йеменских хуситов в Красном море.

Известно, что с октября 2023 года хуситы активно обстреливали территорию Израиля, в ноябре начали атаковать военные корабли США, которые обеспечивали противоздушную оборону Израиля, а в декабре стали атаковать военные корабли США и торговые суда, связанные с Израилем. По сообщению ряда информационных агентств, атаками на коммерческие суда в Персидском заливе и части акватории Индийского океана руководили иранские офицеры и консультанты.

Атаки на торговые суда вызвали серьезный кризис в международных торговых перевозках, привели к перестройке глобальной логистики и падению грузоперевозок через Суэцкий канал. Подобная ситуация не могла не отразиться на позитивных показателях транспортно-грузового логистического коридора «Север – Юг», главными выгодоприобретателями которого являются Россия и Иран.

После начала активной фазы кризиса в судоходстве на Красном море последовал ряд важных переговоров вокруг коридора «Север – Юг». 7 декабря 2023 года в Москве президент Ирана Эбрахим Раиси обсуждал с Владимиром Путиным ускорение развития проекта, 8 декабря вице-премьер Азербайджана Шахин Мустафаев встретился по этому же вопросу в Москве с первым вице-премьером Андреем Белоусовым, 27 декабря министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар на переговорах с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым назвал проект в числе приоритетов индийского правительства.

Несмотря на направление в зону Персидского залива, Аденского залива и Аравийского моря значительных военно-морских сил США и их союзников, полностью обеспечить безопасность морской торговли в этом регионе они не смогли.

В отличие от России и Китая, которые (вероятно, при посредничестве Ирана) в январе 2024 года, по сведениям ряда зарубежных СМИ, смогли договориться с хуситами о безопасном проходе транспортов через Персидский залив.

В марте 2024 года произошло еще несколько важных событий. 6 марта 2024 года в ходе визита в Баку премьер-министра Михаила Мишустина активно обсуждался вопрос о развитии коридора «Север – Юг», а 21 марта издание Bloomberg опубликовало информацию о том, что в обмен на политическую поддержку со стороны Китая и России движение хуситов гарантировало безопасный проход их судам (без указания о гарантиях отказа сотрудничества с Израилем).

Наконец, 22 марта произошла террористическая атака в «Крокус сити холле», которая должна была стать примером джихада со стороны исламского Халифата, вызвать подъем радикального исламизма в России, показать слабость системы государственной безопасности (непосредственные исполнители, вероятно, были уверены, что добиваются именно этого). Но реальные организаторы чудовищного преступления, возможно, преследовали и другие цели.

Спустя 10 дней, 1 апреля, Израиль нанес удар по зданию, примыкающему к посольству Ирана в Дамаске (Сирия), где по данным израильской разведки находилось представительство «Аль-Кудс» (и здесь возвращаемся к теракту 3 января в Иране).

В ответ на это в ночь с 13 на 14 апреля Иран (не добившись широкого международного осуждения действий Израиля) нанес ответный массированный удар по Израилю. И если удар Израиля по иранскому посольству в мире был воспринят как должное, то сразу после атаки Ирана информационные агентства начали обсуждать введение санкций против исламской республики. Вероятнее всего, эти санкции коснутся транспортной логистики Ирана, и прежде всего, инфраструктуры коридора «Север – Юг».

В этом случае вполне логично выглядела поддержка йеменских хуситов, которые 14 апреля не просто наносили удары по израильской территории, а выбрали своими целями израильские порты.

Автор:

Использованы фотографии: pxhere.com

Мы в Мы в Яндекс Дзен