
«Мусорная реформа»: первые итоги
В России существует отрасль экономики, которая сформировалась в рамках так называемой «мусорной реформы». Обороты и доходность этого вида деятельности сравнимы с добычей алмазов, нефти и газа, при этом отсутствуют риски в виде колебаний спроса и предложения, а также существует фиксированная прибыль с ежегодным приростом.
Старт «мусорной реформы» пять лет назад был вызван не столько желанием навести порядок в этой сфере, сколько монополизировать рынок, где имеется постоянная и гарантированная доходность. Прибыли мусорных компаний складываются из нескольких составляющих: во-первых, тариф для потребителей (физических и юридических лиц), во-вторых, дополнительные услуги (например, оплата муниципалитетами ликвидации несанкционированных свалок), в-третьих, экологический сбор с производителей и импортеров, в-четвертых, доходы от переработки отходов и извлечения полезных фракций. Подобная система гарантированных прибылей ставит мусорные кампании в привилегированное положение перед другими участниками рыночной экономики.
Прибыльность мусорных кампаний фактически гарантирована государством, которое в лице своих уполномоченных органов на разных уровнях устанавливает тариф для потребителей. Мусорный тариф имеет несколько важных особенностей, отличающих его от иных коммунальных тарифов. Во-первых, он фактически стал подушевым мусорным налогом. Более того, собственники объектов недвижимости обязаны оплачивать вывоз ТКО со всех принадлежащих им объектов (или, как вариант, с одного объекта – за нескольких совладельцев), даже там, где собственники не бывают месяцами (дачи и т.п.) или формально зарегистрированы по месту жительства. Во-вторых, в мусорный тариф заложено много «воздуха», поскольку нормативы бытового мусора, якобы производимые потребителями, могут превышать реальные объемы ТКО, вывозимые регоператорами. В-третьих, на начальном этапе в тариф закладывались издержки регоператоров, которым было необходимо сформировать новый каркас системы обращения с мусором (контейнеры, спецтехника, станции прессования и сортировки и т.п.). Фактически вся тяжесть затрат на создание вторичной экономики по переработки мусора легла на плечи потребителей, а не инвесторов.
Непрозрачность системы формирования тарифов также вызывает определенные вопросы на федеральном уровне. 19 апреля 2023 года в рамках Правительственного часа в Государственной Думе вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поддержала переход к расчёту стоимости услуг вывоза ТКО с учётом фактически накопленного мусора, а не по нормативу.
В рамках мусорной реформы возникла система двойного (и даже тройного) субсидирования отрасли, поскольку утилизация одного килограмма ТКО регоператору может быть оплачена трижды: за счет экосбора, за счет собственников жилья, за счет муниципалитетов. И, более того, регоператор за этот килограмм мусора может получить прибыть в результате его переработки.
Но это не лишает возможности представителям мусорной отрасли и их многочисленным лоббистам рассказывать о сложном финансовом положении и на разных уровнях говорить о низких тарифах, отсутствии доходов (их регоператоры, как правило, не показывают), больших издержках и необходимости дальнейшей поддержки отрасли.
Также обращает на себя внимание и то, что регоператоры сняли с себя ответственность за большое количество «непрофильных» элементов этой системы: они не отвечают за состояние контейнерных площадок, разбивающие дороги мусоровозы стали огромной головной болью для местных властей, на полигоны не принимаются отдельные виды отходов (например, элементы кронирования деревьев).
В тех же случаях, когда местные власти и жители начинают предъявлять обоснованные претензии к регоператорам (высокие тарифы, тлеющие полигоны, переполненные контейнерные площадки, где живут различные грызуны и т.п.), в ответ начинают звучать угрозы о возможном «мусорном коллапсе» и неблагодарных потребителях, которым регоператоры оказывают услуги чуть ли не на принципах благотворительности.
За пять лет мусорной реформы весь российский рынок этой услуги оказался монополизирован: он поделен между 184 компаниями, т.е. по одной компании на небольшой регион и несколько – на крупные. Как аффилированы эти компании и их учредители – остается только догадываться. Сменить регоператора в регионе (как и сменить управляющую компанию в многоквартирном доме) практически невозможно.
Однако благоприятные условия, в которые были поставлены регоператоры в условиях отсутствия конкуренции и постоянно растущих тарифов, не произвели революции в этой сфере. Во-первых, в ряде регионов регоператоры пошли по пути максимального заполнения имеющихся полигонов, для чего использовались специальные прожигания залежей мусора и расширение имеющихся бункеров. Во-вторых, на федеральном уровне было признано отсутствие контроля за полигонами. В ноябре 2023 года, по сведениям РБК, вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору проверить соблюдение мусорными полигонами контроля за весом отходов из-за подозрения, что недобросовестные компании могут завышать цифры, а недостоверные счета выставлять потребителям, что влечет повышение тарифов. Фактически было признано отсутствие достоверных данных об обращении с отходами на объектах обезвреживания, обработки и захоронения ТКО, что из-за отсутствия весового контроля позволяло недобросовестным компаниям реализовывать «серые» схемы работы с отходами.
29 января 2021 года вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поставила задачу к 2030 году вдвое снизить объем захоронения мусора на полигонах. Однако «мусорным» королям проще решать проблемы путем захоронения мусора, нежели заниматься переработкой и утилизацией. Правда, имеющиеся официальные цифры очень позитивны: из 46 млн тонн образуемых ежегодно ТКО более 53% направляется на обработку, 13% уходит на утилизацию. По данным Российского экологического оператора, в России построено 185 предприятий по переработке отходов, 65 – по утилизации. Планируется реализовать еще 113 инвестиционных проектов общей стоимостью 300 млрд рублей для создания новых мощностей и завершить строительство 8 экопромышленных парков.
Однако под красивыми названиями часто скрывают обычные полигоны, каковым многие считают «ЭкоТехноПарк Шиес», предназначенный для приемов отходов из Москвы. Поэтому любой новый инвестиционный проект в данной сфере чаще всего наталкивается на ожесточенное сопротивление местных жителей и экоактивистов, которые в подобных мегамусорных проектах видят явные и скрытые угрозы локальной и региональной экологии. Такие экологические протесты за последнее время прокатились по нескольким регионам России (например, в Архангельской, Владимирской, Ивановской, Ленинградской областях). Жителей волнует полное отсутствие контроля за мусорными полигонами, а также возможность захоронения на них ТКО из других регионов и несанкционированных промышленных отходов высокого класса опасности.
Старт «мусорной реформы» пять лет назад был вызван не столько желанием навести порядок в этой сфере, сколько монополизировать рынок, где имеется постоянная и гарантированная доходность. Прибыли мусорных компаний складываются из нескольких составляющих: во-первых, тариф для потребителей (физических и юридических лиц), во-вторых, дополнительные услуги (например, оплата муниципалитетами ликвидации несанкционированных свалок), в-третьих, экологический сбор с производителей и импортеров, в-четвертых, доходы от переработки отходов и извлечения полезных фракций. Подобная система гарантированных прибылей ставит мусорные кампании в привилегированное положение перед другими участниками рыночной экономики.
Прибыльность мусорных кампаний фактически гарантирована государством, которое в лице своих уполномоченных органов на разных уровнях устанавливает тариф для потребителей. Мусорный тариф имеет несколько важных особенностей, отличающих его от иных коммунальных тарифов. Во-первых, он фактически стал подушевым мусорным налогом. Более того, собственники объектов недвижимости обязаны оплачивать вывоз ТКО со всех принадлежащих им объектов (или, как вариант, с одного объекта – за нескольких совладельцев), даже там, где собственники не бывают месяцами (дачи и т.п.) или формально зарегистрированы по месту жительства. Во-вторых, в мусорный тариф заложено много «воздуха», поскольку нормативы бытового мусора, якобы производимые потребителями, могут превышать реальные объемы ТКО, вывозимые регоператорами. В-третьих, на начальном этапе в тариф закладывались издержки регоператоров, которым было необходимо сформировать новый каркас системы обращения с мусором (контейнеры, спецтехника, станции прессования и сортировки и т.п.). Фактически вся тяжесть затрат на создание вторичной экономики по переработки мусора легла на плечи потребителей, а не инвесторов.
Непрозрачность системы формирования тарифов также вызывает определенные вопросы на федеральном уровне. 19 апреля 2023 года в рамках Правительственного часа в Государственной Думе вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поддержала переход к расчёту стоимости услуг вывоза ТКО с учётом фактически накопленного мусора, а не по нормативу.
В рамках мусорной реформы возникла система двойного (и даже тройного) субсидирования отрасли, поскольку утилизация одного килограмма ТКО регоператору может быть оплачена трижды: за счет экосбора, за счет собственников жилья, за счет муниципалитетов. И, более того, регоператор за этот килограмм мусора может получить прибыть в результате его переработки.
Но это не лишает возможности представителям мусорной отрасли и их многочисленным лоббистам рассказывать о сложном финансовом положении и на разных уровнях говорить о низких тарифах, отсутствии доходов (их регоператоры, как правило, не показывают), больших издержках и необходимости дальнейшей поддержки отрасли.
Также обращает на себя внимание и то, что регоператоры сняли с себя ответственность за большое количество «непрофильных» элементов этой системы: они не отвечают за состояние контейнерных площадок, разбивающие дороги мусоровозы стали огромной головной болью для местных властей, на полигоны не принимаются отдельные виды отходов (например, элементы кронирования деревьев).
В тех же случаях, когда местные власти и жители начинают предъявлять обоснованные претензии к регоператорам (высокие тарифы, тлеющие полигоны, переполненные контейнерные площадки, где живут различные грызуны и т.п.), в ответ начинают звучать угрозы о возможном «мусорном коллапсе» и неблагодарных потребителях, которым регоператоры оказывают услуги чуть ли не на принципах благотворительности.
За пять лет мусорной реформы весь российский рынок этой услуги оказался монополизирован: он поделен между 184 компаниями, т.е. по одной компании на небольшой регион и несколько – на крупные. Как аффилированы эти компании и их учредители – остается только догадываться. Сменить регоператора в регионе (как и сменить управляющую компанию в многоквартирном доме) практически невозможно.
Однако благоприятные условия, в которые были поставлены регоператоры в условиях отсутствия конкуренции и постоянно растущих тарифов, не произвели революции в этой сфере. Во-первых, в ряде регионов регоператоры пошли по пути максимального заполнения имеющихся полигонов, для чего использовались специальные прожигания залежей мусора и расширение имеющихся бункеров. Во-вторых, на федеральном уровне было признано отсутствие контроля за полигонами. В ноябре 2023 года, по сведениям РБК, вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору проверить соблюдение мусорными полигонами контроля за весом отходов из-за подозрения, что недобросовестные компании могут завышать цифры, а недостоверные счета выставлять потребителям, что влечет повышение тарифов. Фактически было признано отсутствие достоверных данных об обращении с отходами на объектах обезвреживания, обработки и захоронения ТКО, что из-за отсутствия весового контроля позволяло недобросовестным компаниям реализовывать «серые» схемы работы с отходами.
29 января 2021 года вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поставила задачу к 2030 году вдвое снизить объем захоронения мусора на полигонах. Однако «мусорным» королям проще решать проблемы путем захоронения мусора, нежели заниматься переработкой и утилизацией. Правда, имеющиеся официальные цифры очень позитивны: из 46 млн тонн образуемых ежегодно ТКО более 53% направляется на обработку, 13% уходит на утилизацию. По данным Российского экологического оператора, в России построено 185 предприятий по переработке отходов, 65 – по утилизации. Планируется реализовать еще 113 инвестиционных проектов общей стоимостью 300 млрд рублей для создания новых мощностей и завершить строительство 8 экопромышленных парков.
Однако под красивыми названиями часто скрывают обычные полигоны, каковым многие считают «ЭкоТехноПарк Шиес», предназначенный для приемов отходов из Москвы. Поэтому любой новый инвестиционный проект в данной сфере чаще всего наталкивается на ожесточенное сопротивление местных жителей и экоактивистов, которые в подобных мегамусорных проектах видят явные и скрытые угрозы локальной и региональной экологии. Такие экологические протесты за последнее время прокатились по нескольким регионам России (например, в Архангельской, Владимирской, Ивановской, Ленинградской областях). Жителей волнует полное отсутствие контроля за мусорными полигонами, а также возможность захоронения на них ТКО из других регионов и несанкционированных промышленных отходов высокого класса опасности.
- Владимир Возилов
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Кризис атомной отрасти: реакторы французских АЭС выходят из строя
Энергокомпания EDF, управляющая парком атомных электростанций Франции, в очередной раз перенесла срок перезапуска атомного реактора EPR на АЭС «Фламанвиль»,...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Нефтяные перипетии: как падение цен на нефть тянет Россию на Запад
В мире, где цены на нефть меняются быстрее, чем мысли у Билла Гейтса о новых инвестициях, интересные события происходят вокруг российской нефти. Последние...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

В обмен на секретные сведения: РФ назвала жёсткие условия западным брендам
В России для западных компаний, желающих вернуться на рынок, установили новые требования. В их числе локализация производства и предоставление секретных...

Дождутся ли власти РФ от отечественных заводов 27 новых видов сельхозтехники?
Правительство Российской Федерации планирует, что отечественные заводы к 2030 году представят 27 новых моделей сельскохозяйственной техники, однако реализация...