«Мусорная реформа»: первые итоги
3 071

«Мусорная реформа»: первые итоги

В России существует отрасль экономики, которая сформировалась в рамках так называемой «мусорной реформы». Обороты и доходность этого вида деятельности сравнимы с добычей алмазов, нефти и газа, при этом отсутствуют риски в виде колебаний спроса и предложения, а также существует фиксированная прибыль с ежегодным приростом.


Старт «мусорной реформы» пять лет назад был вызван не столько желанием навести порядок в этой сфере, сколько монополизировать рынок, где имеется постоянная и гарантированная доходность. Прибыли мусорных компаний складываются из нескольких составляющих: во-первых, тариф для потребителей (физических и юридических лиц), во-вторых, дополнительные услуги (например, оплата муниципалитетами ликвидации несанкционированных свалок), в-третьих, экологический сбор с производителей и импортеров, в-четвертых, доходы от переработки отходов и извлечения полезных фракций. Подобная система гарантированных прибылей ставит мусорные кампании в привилегированное положение перед другими участниками рыночной экономики.

Прибыльность мусорных кампаний фактически гарантирована государством, которое в лице своих уполномоченных органов на разных уровнях устанавливает тариф для потребителей. Мусорный тариф имеет несколько важных особенностей, отличающих его от иных коммунальных тарифов. Во-первых, он фактически стал подушевым мусорным налогом. Более того, собственники объектов недвижимости обязаны оплачивать вывоз ТКО со всех принадлежащих им объектов (или, как вариант, с одного объекта – за нескольких совладельцев), даже там, где собственники не бывают месяцами (дачи и т.п.) или формально зарегистрированы по месту жительства. Во-вторых, в мусорный тариф заложено много «воздуха», поскольку нормативы бытового мусора, якобы производимые потребителями, могут превышать реальные объемы ТКО, вывозимые регоператорами. В-третьих, на начальном этапе в тариф закладывались издержки регоператоров, которым было необходимо сформировать новый каркас системы обращения с мусором (контейнеры, спецтехника, станции прессования и сортировки и т.п.). Фактически вся тяжесть затрат на создание вторичной экономики по переработки мусора легла на плечи потребителей, а не инвесторов.

Непрозрачность системы формирования тарифов также вызывает определенные вопросы на федеральном уровне. 19 апреля 2023 года в рамках Правительственного часа в Государственной Думе вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поддержала переход к расчёту стоимости услуг вывоза ТКО с учётом фактически накопленного мусора, а не по нормативу.

В рамках мусорной реформы возникла система двойного (и даже тройного) субсидирования отрасли, поскольку утилизация одного килограмма ТКО регоператору может быть оплачена трижды: за счет экосбора, за счет собственников жилья, за счет муниципалитетов. И, более того, регоператор за этот килограмм мусора может получить прибыть в результате его переработки.

Но это не лишает возможности представителям мусорной отрасли и их многочисленным лоббистам рассказывать о сложном финансовом положении и на разных уровнях говорить о низких тарифах, отсутствии доходов (их регоператоры, как правило, не показывают), больших издержках и необходимости дальнейшей поддержки отрасли.

Также обращает на себя внимание и то, что регоператоры сняли с себя ответственность за большое количество «непрофильных» элементов этой системы: они не отвечают за состояние контейнерных площадок, разбивающие дороги мусоровозы стали огромной головной болью для местных властей, на полигоны не принимаются отдельные виды отходов (например, элементы кронирования деревьев).

В тех же случаях, когда местные власти и жители начинают предъявлять обоснованные претензии к регоператорам (высокие тарифы, тлеющие полигоны, переполненные контейнерные площадки, где живут различные грызуны и т.п.), в ответ начинают звучать угрозы о возможном «мусорном коллапсе» и неблагодарных потребителях, которым регоператоры оказывают услуги чуть ли не на принципах благотворительности.

За пять лет мусорной реформы весь российский рынок этой услуги оказался монополизирован: он поделен между 184 компаниями, т.е. по одной компании на небольшой регион и несколько – на крупные. Как аффилированы эти компании и их учредители – остается только догадываться. Сменить регоператора в регионе (как и сменить управляющую компанию в многоквартирном доме) практически невозможно.

Однако благоприятные условия, в которые были поставлены регоператоры в условиях отсутствия конкуренции и постоянно растущих тарифов, не произвели революции в этой сфере. Во-первых, в ряде регионов регоператоры пошли по пути максимального заполнения имеющихся полигонов, для чего использовались специальные прожигания залежей мусора и расширение имеющихся бункеров. Во-вторых, на федеральном уровне было признано отсутствие контроля за полигонами. В ноябре 2023 года, по сведениям РБК, вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору проверить соблюдение мусорными полигонами контроля за весом отходов из-за подозрения, что недобросовестные компании могут завышать цифры, а недостоверные счета выставлять потребителям, что влечет повышение тарифов. Фактически было признано отсутствие достоверных данных об обращении с отходами на объектах обезвреживания, обработки и захоронения ТКО, что из-за отсутствия весового контроля позволяло недобросовестным компаниям реализовывать «серые» схемы работы с отходами.

29 января 2021 года вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поставила задачу к 2030 году вдвое снизить объем захоронения мусора на полигонах. Однако «мусорным» королям проще решать проблемы путем захоронения мусора, нежели заниматься переработкой и утилизацией. Правда, имеющиеся официальные цифры очень позитивны: из 46 млн тонн образуемых ежегодно ТКО более 53% направляется на обработку, 13% уходит на утилизацию. По данным Российского экологического оператора, в России построено 185 предприятий по переработке отходов, 65 – по утилизации. Планируется реализовать еще 113 инвестиционных проектов общей стоимостью 300 млрд рублей для создания новых мощностей и завершить строительство 8 экопромышленных парков.

Однако под красивыми названиями часто скрывают обычные полигоны, каковым многие считают «ЭкоТехноПарк Шиес», предназначенный для приемов отходов из Москвы. Поэтому любой новый инвестиционный проект в данной сфере чаще всего наталкивается на ожесточенное сопротивление местных жителей и экоактивистов, которые в подобных мегамусорных проектах видят явные и скрытые угрозы локальной и региональной экологии. Такие экологические протесты за последнее время прокатились по нескольким регионам России (например, в Архангельской, Владимирской, Ивановской, Ленинградской областях). Жителей волнует полное отсутствие контроля за мусорными полигонами, а также возможность захоронения на них ТКО из других регионов и несанкционированных промышленных отходов высокого класса опасности.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас