Дело Тимура Иванова продемонстрировало проблемы российской наградной системы
6 633

Дело Тимура Иванова продемонстрировало проблемы российской наградной системы

Вероятно, в ближайшее время правительство России должно принять решение о пересмотре принципов работы наградной системы и о запрете корпоративным структурам, общественным организациям и политическим партиям штамповать знаки отличия, которые по своим внешним характеристикам напоминают государственные ордена и медали, в частности, на законодательном уровне запретить использовать слова «орден» и «медаль» для негосударственных наград и наградных документов.


Сохранилось известное предание о том, что в советский период в Узбекистане в период так называемого «развитого социализма» и процветания «хлопковой мафии» стоимость получения ордена Ленина доходила до нескольких сотен тысяч рублей, и наличие у орденоносца высокой правительственной награды свидетельствовало о благосостоянии и высоком социальном статусе ее обладателя.

В современной России после ареста заместителя министра обороны Тимура Иванова вдруг возникла дискуссия о системе получения государственных и иных наград. При определении меры пресечения бывшему заместителю министра обороны его адвокаты ссылались на наличие у их подзащитного большого количества правительственных орденов и медалей.

Одной из первых на несуразность стола в суде, заваленного различными наградами, доставленными в суд в нескольких фирменных пакетах с надписью «Армия России», обратила внимание журналист Ксения Собчак, а затем ее поддержал политолог Сергей Марков. Он заявил о необходимости коррекции в работе наградной системы и даже об увольнении тех, кто доводит эту ситуацию до такого абсурда. Странным образом в новой дискуссии одинаковые позиции заняли противоположные по взглядам общественные деятели.

Заместитель министра обороны Тимур Иванов, который занимался исключительно административно-хозяйственными вопросами, оказался увешанным наградами, словно новогодняя елка игрушками, перещеголяв самых заслуженных маршалов Великой Отечественной войны. Здесь вспоминается еще одна история из советского периода: вслед за гробом Генерального секретаря Л.И. Брежнева в нарушение протокола генералы, несущие за гробом награды покойного, несли на специальных подушечках не по одному, а по пять знаков для того чтобы эта процессия не превратилась в бесконечную демонстрацию.

Ранее общественные дискуссии по поводу военных мундиров и гражданских пиджаков с большим количеством наград возникали дважды. Впервые это обсуждение было вызвано мундирами, высокими званиями и огромным количеством наград заместителя министра обороны Татьяны Шевцовой, руководителя финансово-экономической службы Министерства обороны Любови Кондратьевой и официального представителя МВД России Ирины Волк. Во второй раз интерес общественности вызвал уже Евгений Пригожин. И теперь данная проблема возникла в связи с делом Тимура Иванова. Конечно, ответ критикам наградной системы может выражаться в известной фразе «Завидуйте молча», но представителей общественности на разных уровнях настораживает механизм получения наград по факту занимаемой должности или близости к власти, что дискредитирует наградную систему.

Современная наградная система в России состоит из трех частей: государственные награды, ведомственные знаки отличия, общественные фалеристические знаки. Существует также большое количество наград различных органов местного самоуправления, юридический статус которых ничем не определяется, поскольку ОМСУ не входят в систему органов государственной власти. Дополним, что собственные награды вручают, например, частные организации различного характера и некоторые корпоративные структуры.

Проблема наград, особенно ведомственных и общественных, носит довольно серьезный характер. Ведомственные награды становятся одним из этапов в походе соискателей за государственными наградами. Чтобы получить весомый знак отличия Родины выдающийся гражданин должен собрать большое количество грамот, благодарностей, ведомственных наград. По большей части стремление к наградам имеет вполне меркантильное содержание, поскольку при выходе на пенсию они дают право претендовать на различные социальные льготы (например, при установлении статуса «ветерана труда» и т.п.).

Несколько лет назад в СМИ прошла дискуссия о том, могут ли общественные организации иметь собственные награды или это прерогатива государства. Имелись даже попытки прекратить раздачу подобных наград со стороны наиболее одиозных организаций, которые выразились в судебных прецедентах. Наиболее известный пример – история общероссийской общественной организацией «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка» (АБОП), существовавшей в России в 2000–2008 годах. Организация была ликвидирована в декабре 2008 года решением Верховного Суда РФ. Согласно решению суда, организация незаконно выдавала внешне похожие на государственные удостоверения профессора, члена-корреспондента и академика. Также организация учредила несколько общественных наград, т.е. предметов, внешне похожих на государственные награды Российской Федерации. Как установила Генеральная прокуратура РФ, АБОП и созданный ею «Национальный комитет общественных наград» учредили «73 вида идентичных государственным наград, в том числе ордена, медали, нагрудные знаки, а также установили ученые степени, ввели форменное обмундирование, аналогичное военной форме, а также воинские звания, что создает условия для коррупционных проявлений и дискредитирует государственную власть…». Как установило следствие, годовой бюджет организации составлял около одного миллиона долларов.

Но на уровне законодательства общественным организациям и политическим партиям не запретили иметь собственные награды, в том числе в виде орденов и медалей. Наиболее преуспели в изготовлении подобных знаков идеологически далекие друг от друга РПЦ и КПРФ.

В России есть довольно известные политические деятели, собравшие отменные коллекции общественных наград, но так и не удостоенные ни одной государственной, и любящие позировать в пиджаках, усыпанных общественными значками.

Номинально награды общественных организаций никакого официального статуса не имеют и относятся к корпоративным нагрудным знакам (т.е. значкам). Много юбилейных наград заказывают и изготавливают общественные организации (например, объединяющие участников ликвидации Чернобыльской катастрофы). В соответствии с «Положением о наградах Русской православной церкви» (2008 г.), например, епархиальные архиереи могут с благословения патриарха учреждать епархиальные медали. В результате в России имеется огромное количество таких наград, щедро раздаваемых благодетелям и пополняющих коллекции фалеристов.
Каким вы видите будущее Тимура Иванова?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас