
Как умирает СССР: Голицынский автобусный завод. Россия
В прошлый раз мы рассказывали о Львовском автобусном заводе, который так и не смог пережить новых рыночных отношений, несмотря на огромный опыт. Сегодня давайте рассмотрим еще один печальный пример халатного (преступного) отношения к своей автомобильной промышленности, но уже на примере российского Голицынского автобусного завода.
История появления
Голицынский автобусный завод был запущен лишь в самом конце существования СССР, и разумеется, не имел такого богатого опыта, как ЛАЗ. Истоки появления нового завода лежат в 1989 году, когда Совет министров СССР одобрил подписание с компанией «Мерседес-Бенц» соглашение о выпуске на территории Советского союза лицензионных туристических и городских автобусов немецкой марки.
Изначально можно предположить, что идея была перспективной. Однако в качестве двигателей и трансмиссий предполагалось устанавливать «родные», мерседесовские агрегаты, что необходимо было закупать у немцев за валюту, в которой так остро нуждался Союз, доживающий последние дни…
Экономические же расчеты говорили о другом: в сравнении с тогдашними «Икарусами», которые требовали высоких эксплуатационных расходов, новые машины могли бы принести около 250 млрд. руб. экономии на этом, и перевозить дополнительно около 150 млн. пассажиров в год.
Под выпуск автобусов в 1990 году был расконсервирован построенный ранее завод для производства сельхозтехники. Даже на первом этапе производства мощность Голицынского завода составляла 2500 автобусов в год. В том же году собрали два первых опытных образца «Мерседес О-303», который считался лучшим на тот момент в мире. А в 1991 году Советский союз перестал существовать, что стало началом конца Голицынского автобусного.

Как выживали в новых условиях
Рухнувшая экономика новой России «подвесила» вопрос о начале производства на волосок. После «сбора» целой коллекции подписей сменявших друг друга руководителей, заводу удалось заручиться поддержкой Газпрома, который предоставил гарантии под проект, и дело сдвинулось. В 1993 году финансирование возобновилось, и в том же году первая партия автобусов была отправлена заказчикам. К 1995 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако высокая стоимость автобуса поставила крест на этих планах. Отметим, что последний автобус «Мерседес О-303» вышел с завода в 1999 году, т. к. сразу от него не отказались.
На тот момент завод вышел из положения, представив городской сочлененный автобус «Россиянин», что был разработан еще в 1994 году совместно с немцами, которые разрешили оставить на капоте автобуса свою трехлучевую звезду. Это был поистине отличный автобус, на порядок превосходивший «Икарус» того же класса. «Россиянин» вмещал 220 пассажиров и был «готов» к 1 млн. км пробега.

Голаз выиграл тендер на поставку 160 автобусов в разные города России в 1996 году. В следующем году уже укороченный вариант данной модели стали поставлять в Екатеринбург. На этом все закончилось: правительство больше не выделяло средств на обновление автопарка городов, и туда хлынул европейский хлам из подержанных автобусов.
На заводе не сдавались: в 1999 году были предложены две модели собственной разработки «Голаз 4242» (страшный «Годзила» на ЗИЛовских агрегатах и с его кабиной), и «Голаз 4244» (на чешском шасси «Авиа»), уже более напоминавший современный ПАЗик. Но даже его тогдашняя цена в 35 000 долларов делала его неконкурентным, страну начали заполнять непонятные китайские разработки.

Как и в случае с ЛАЗом, завод не собирался сдаваться и постоянно предлагал различные модели неплохих автобусов городского и туристического класса. В последний раз Голаз получил огромный контракт на поставку более 700 автобусов к Сочинской олимпиаде 2014 года, с чем успешно и справился, заработав на этом 6 млрд. руб. Но от «кончины» это не уберегло: уже после окончания олимпиады, все автобусное производство было перенесено на ЛиАЗ, а Голаз принялся выпускать трактора иностранного производства отверточным способом…
История появления
Голицынский автобусный завод был запущен лишь в самом конце существования СССР, и разумеется, не имел такого богатого опыта, как ЛАЗ. Истоки появления нового завода лежат в 1989 году, когда Совет министров СССР одобрил подписание с компанией «Мерседес-Бенц» соглашение о выпуске на территории Советского союза лицензионных туристических и городских автобусов немецкой марки.
Изначально можно предположить, что идея была перспективной. Однако в качестве двигателей и трансмиссий предполагалось устанавливать «родные», мерседесовские агрегаты, что необходимо было закупать у немцев за валюту, в которой так остро нуждался Союз, доживающий последние дни…
Экономические же расчеты говорили о другом: в сравнении с тогдашними «Икарусами», которые требовали высоких эксплуатационных расходов, новые машины могли бы принести около 250 млрд. руб. экономии на этом, и перевозить дополнительно около 150 млн. пассажиров в год.
Под выпуск автобусов в 1990 году был расконсервирован построенный ранее завод для производства сельхозтехники. Даже на первом этапе производства мощность Голицынского завода составляла 2500 автобусов в год. В том же году собрали два первых опытных образца «Мерседес О-303», который считался лучшим на тот момент в мире. А в 1991 году Советский союз перестал существовать, что стало началом конца Голицынского автобусного.

Как выживали в новых условиях
Рухнувшая экономика новой России «подвесила» вопрос о начале производства на волосок. После «сбора» целой коллекции подписей сменявших друг друга руководителей, заводу удалось заручиться поддержкой Газпрома, который предоставил гарантии под проект, и дело сдвинулось. В 1993 году финансирование возобновилось, и в том же году первая партия автобусов была отправлена заказчикам. К 1995 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако высокая стоимость автобуса поставила крест на этих планах. Отметим, что последний автобус «Мерседес О-303» вышел с завода в 1999 году, т. к. сразу от него не отказались.
На тот момент завод вышел из положения, представив городской сочлененный автобус «Россиянин», что был разработан еще в 1994 году совместно с немцами, которые разрешили оставить на капоте автобуса свою трехлучевую звезду. Это был поистине отличный автобус, на порядок превосходивший «Икарус» того же класса. «Россиянин» вмещал 220 пассажиров и был «готов» к 1 млн. км пробега.

Голаз выиграл тендер на поставку 160 автобусов в разные города России в 1996 году. В следующем году уже укороченный вариант данной модели стали поставлять в Екатеринбург. На этом все закончилось: правительство больше не выделяло средств на обновление автопарка городов, и туда хлынул европейский хлам из подержанных автобусов.
На заводе не сдавались: в 1999 году были предложены две модели собственной разработки «Голаз 4242» (страшный «Годзила» на ЗИЛовских агрегатах и с его кабиной), и «Голаз 4244» (на чешском шасси «Авиа»), уже более напоминавший современный ПАЗик. Но даже его тогдашняя цена в 35 000 долларов делала его неконкурентным, страну начали заполнять непонятные китайские разработки.

Как и в случае с ЛАЗом, завод не собирался сдаваться и постоянно предлагал различные модели неплохих автобусов городского и туристического класса. В последний раз Голаз получил огромный контракт на поставку более 700 автобусов к Сочинской олимпиаде 2014 года, с чем успешно и справился, заработав на этом 6 млрд. руб. Но от «кончины» это не уберегло: уже после окончания олимпиады, все автобусное производство было перенесено на ЛиАЗ, а Голаз принялся выпускать трактора иностранного производства отверточным способом…
- https://i.ytimg.com https://st-kt.ru http://img01.avto-nomer.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Военный локомотив РФ в ступоре: промышленные гиганты останавливаются
Пострадали железнодорожный, строительный, автомобильный и горнодобывающий секторы....

Мадуро предлагает Трампу нефть и золото, разрыв с РФ в обмен на сохранение власти
Нельзя сказать, что Каракас «продался» Вашингтону, просто власти латиноамериканской страны прекрасно понимают свои шансы на выживание в войне с США....

Теперь ВСУ взялись за газовую инфраструктуру: атакован крупнейший ГПЗ на юге РФ
Стоит ли ожидать теперь повышения цен на газ и его дефицита? Вероятно, это только начало новой кампании врага....

Война неизбежна: маленькая Венесуэла заменит большую Россию для Китая и Индии
Мировая экономика вскоре ощутит революционный сдвиг в логистике энергоносителей, который будет даже глубже, чем в 2022-м году....

Удар по военному НПЗ и дефицит бензина в 57 регионах РФ
Атаки беспилотников противника расширяют географию топливного кризиса и обновляют рекорды досягаемости....

Украина жестко расплатилась за атаки по российским НПЗ
На Украину надвигается «черная зима», очень плохое время для пребывания в городах и крупных поселениях....

Совсем не как союзник: Китай грабит партнеров из России
России очень нужна помощь союзников и партнеров в эти сложные времена. Однако не все из них ведут себя как таковые....

Атаки России по Украине рикошетом вбомбили Европу в кризис
Киев уже почти остановился – из веерных отключения электроэнергии превратились в постоянные....

Плохой признак: доллар доживает свои последние дни в истории
Американская национальная валюта, полюбившаяся во всем мире, станет первой жертвой разрушения устоев....

Китайцы вынудили Европу закрыть восемь автомобильных заводов
Наступление Поднебесной на рынок Старого Света продолжается в самом быстром темпе....

Позор Финляндии и США: ледоколы для Америки построят украинские рабы
Председатель промышленности Финляндии заранее предупредил о последствиях, если в Вашингтоне узнают правду....

Граждане РФ вернули из иностранных банков миллиарды долларов
В России фиксируется не отток, а приток средств из-за рубежа. В данном случае – это вынужденная тенденция....

Казахстан - новый враг? // Олег Комолов. В двух словах
Есть ощущение, что Украиной всё не закончится. До мирных переговоров ещё как до луны, а в общественное сознание уже начали вбрасывать образ нового врага....

«Правительство судного дня»: в ФРГ повысят пенсионный возраст с 65 сразу до 73 лет
Пенсионеров много, а Украина одна – в Берлине решили помогать «уникальному» союзнику, а не собственным гражданам....

В Крыму горят запасы бензина, которыми хотели остановить топливный кризис?
Сегодняшний пожар в Феодосии виден по всему Южнобережью вплоть до Ялты. Это крупнейшая нефтебаза региона, по сути, главный резервуар Крыма. С раннего утра в...

Трамп незаметно «разогнал» БРИКС
В мире появился могущественный стендап-комик, обладающий полномочиями президента США....