Как умирает СССР: Голицынский автобусный завод. Россия
В прошлый раз мы рассказывали о Львовском автобусном заводе, который так и не смог пережить новых рыночных отношений, несмотря на огромный опыт. Сегодня давайте рассмотрим еще один печальный пример халатного (преступного) отношения к своей автомобильной промышленности, но уже на примере российского Голицынского автобусного завода.
История появления
Голицынский автобусный завод был запущен лишь в самом конце существования СССР, и разумеется, не имел такого богатого опыта, как ЛАЗ. Истоки появления нового завода лежат в 1989 году, когда Совет министров СССР одобрил подписание с компанией «Мерседес-Бенц» соглашение о выпуске на территории Советского союза лицензионных туристических и городских автобусов немецкой марки.
Изначально можно предположить, что идея была перспективной. Однако в качестве двигателей и трансмиссий предполагалось устанавливать «родные», мерседесовские агрегаты, что необходимо было закупать у немцев за валюту, в которой так остро нуждался Союз, доживающий последние дни…
Экономические же расчеты говорили о другом: в сравнении с тогдашними «Икарусами», которые требовали высоких эксплуатационных расходов, новые машины могли бы принести около 250 млрд. руб. экономии на этом, и перевозить дополнительно около 150 млн. пассажиров в год.
Под выпуск автобусов в 1990 году был расконсервирован построенный ранее завод для производства сельхозтехники. Даже на первом этапе производства мощность Голицынского завода составляла 2500 автобусов в год. В том же году собрали два первых опытных образца «Мерседес О-303», который считался лучшим на тот момент в мире. А в 1991 году Советский союз перестал существовать, что стало началом конца Голицынского автобусного.
Как выживали в новых условиях
Рухнувшая экономика новой России «подвесила» вопрос о начале производства на волосок. После «сбора» целой коллекции подписей сменявших друг друга руководителей, заводу удалось заручиться поддержкой Газпрома, который предоставил гарантии под проект, и дело сдвинулось. В 1993 году финансирование возобновилось, и в том же году первая партия автобусов была отправлена заказчикам. К 1995 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако высокая стоимость автобуса поставила крест на этих планах. Отметим, что последний автобус «Мерседес О-303» вышел с завода в 1999 году, т. к. сразу от него не отказались.
На тот момент завод вышел из положения, представив городской сочлененный автобус «Россиянин», что был разработан еще в 1994 году совместно с немцами, которые разрешили оставить на капоте автобуса свою трехлучевую звезду. Это был поистине отличный автобус, на порядок превосходивший «Икарус» того же класса. «Россиянин» вмещал 220 пассажиров и был «готов» к 1 млн. км пробега.
Голаз выиграл тендер на поставку 160 автобусов в разные города России в 1996 году. В следующем году уже укороченный вариант данной модели стали поставлять в Екатеринбург. На этом все закончилось: правительство больше не выделяло средств на обновление автопарка городов, и туда хлынул европейский хлам из подержанных автобусов.
На заводе не сдавались: в 1999 году были предложены две модели собственной разработки «Голаз 4242» (страшный «Годзила» на ЗИЛовских агрегатах и с его кабиной), и «Голаз 4244» (на чешском шасси «Авиа»), уже более напоминавший современный ПАЗик. Но даже его тогдашняя цена в 35 000 долларов делала его неконкурентным, страну начали заполнять непонятные китайские разработки.
Как и в случае с ЛАЗом, завод не собирался сдаваться и постоянно предлагал различные модели неплохих автобусов городского и туристического класса. В последний раз Голаз получил огромный контракт на поставку более 700 автобусов к Сочинской олимпиаде 2014 года, с чем успешно и справился, заработав на этом 6 млрд. руб. Но от «кончины» это не уберегло: уже после окончания олимпиады, все автобусное производство было перенесено на ЛиАЗ, а Голаз принялся выпускать трактора иностранного производства отверточным способом…
История появления
Голицынский автобусный завод был запущен лишь в самом конце существования СССР, и разумеется, не имел такого богатого опыта, как ЛАЗ. Истоки появления нового завода лежат в 1989 году, когда Совет министров СССР одобрил подписание с компанией «Мерседес-Бенц» соглашение о выпуске на территории Советского союза лицензионных туристических и городских автобусов немецкой марки.
Изначально можно предположить, что идея была перспективной. Однако в качестве двигателей и трансмиссий предполагалось устанавливать «родные», мерседесовские агрегаты, что необходимо было закупать у немцев за валюту, в которой так остро нуждался Союз, доживающий последние дни…
Экономические же расчеты говорили о другом: в сравнении с тогдашними «Икарусами», которые требовали высоких эксплуатационных расходов, новые машины могли бы принести около 250 млрд. руб. экономии на этом, и перевозить дополнительно около 150 млн. пассажиров в год.
Под выпуск автобусов в 1990 году был расконсервирован построенный ранее завод для производства сельхозтехники. Даже на первом этапе производства мощность Голицынского завода составляла 2500 автобусов в год. В том же году собрали два первых опытных образца «Мерседес О-303», который считался лучшим на тот момент в мире. А в 1991 году Советский союз перестал существовать, что стало началом конца Голицынского автобусного.
Как выживали в новых условиях
Рухнувшая экономика новой России «подвесила» вопрос о начале производства на волосок. После «сбора» целой коллекции подписей сменявших друг друга руководителей, заводу удалось заручиться поддержкой Газпрома, который предоставил гарантии под проект, и дело сдвинулось. В 1993 году финансирование возобновилось, и в том же году первая партия автобусов была отправлена заказчикам. К 1995 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако высокая стоимость автобуса поставила крест на этих планах. Отметим, что последний автобус «Мерседес О-303» вышел с завода в 1999 году, т. к. сразу от него не отказались.
На тот момент завод вышел из положения, представив городской сочлененный автобус «Россиянин», что был разработан еще в 1994 году совместно с немцами, которые разрешили оставить на капоте автобуса свою трехлучевую звезду. Это был поистине отличный автобус, на порядок превосходивший «Икарус» того же класса. «Россиянин» вмещал 220 пассажиров и был «готов» к 1 млн. км пробега.
Голаз выиграл тендер на поставку 160 автобусов в разные города России в 1996 году. В следующем году уже укороченный вариант данной модели стали поставлять в Екатеринбург. На этом все закончилось: правительство больше не выделяло средств на обновление автопарка городов, и туда хлынул европейский хлам из подержанных автобусов.
На заводе не сдавались: в 1999 году были предложены две модели собственной разработки «Голаз 4242» (страшный «Годзила» на ЗИЛовских агрегатах и с его кабиной), и «Голаз 4244» (на чешском шасси «Авиа»), уже более напоминавший современный ПАЗик. Но даже его тогдашняя цена в 35 000 долларов делала его неконкурентным, страну начали заполнять непонятные китайские разработки.
Как и в случае с ЛАЗом, завод не собирался сдаваться и постоянно предлагал различные модели неплохих автобусов городского и туристического класса. В последний раз Голаз получил огромный контракт на поставку более 700 автобусов к Сочинской олимпиаде 2014 года, с чем успешно и справился, заработав на этом 6 млрд. руб. Но от «кончины» это не уберегло: уже после окончания олимпиады, все автобусное производство было перенесено на ЛиАЗ, а Голаз принялся выпускать трактора иностранного производства отверточным способом…
- https://i.ytimg.com https://st-kt.ru http://img01.avto-nomer.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Новый суперкомпьютер: революция в вычислительных технологиях России
Холдинг «Росэлектроника» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») вместе с Российской академией наук (РАН) представляет новый амбициозный проект –...
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь
Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Курс доллара в России выше 100 рублей – в чем причины?
На этой неделе курс доллара на внебиржевых торгах преодолел отметку в 100 рублей – такой уровень не наблюдался с октября 2023 года. Эта динамика в значительной...
Из списка «Форбс» — в банкроты: 600 авто и элитное вино до добра не доведут
Долговая яма — еще не самый худший вариант для тех, кто вчера ворочал миллиардами...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...