
Как умирает СССР: Голицынский автобусный завод. Россия
В прошлый раз мы рассказывали о Львовском автобусном заводе, который так и не смог пережить новых рыночных отношений, несмотря на огромный опыт. Сегодня давайте рассмотрим еще один печальный пример халатного (преступного) отношения к своей автомобильной промышленности, но уже на примере российского Голицынского автобусного завода.
История появления
Голицынский автобусный завод был запущен лишь в самом конце существования СССР, и разумеется, не имел такого богатого опыта, как ЛАЗ. Истоки появления нового завода лежат в 1989 году, когда Совет министров СССР одобрил подписание с компанией «Мерседес-Бенц» соглашение о выпуске на территории Советского союза лицензионных туристических и городских автобусов немецкой марки.
Изначально можно предположить, что идея была перспективной. Однако в качестве двигателей и трансмиссий предполагалось устанавливать «родные», мерседесовские агрегаты, что необходимо было закупать у немцев за валюту, в которой так остро нуждался Союз, доживающий последние дни…
Экономические же расчеты говорили о другом: в сравнении с тогдашними «Икарусами», которые требовали высоких эксплуатационных расходов, новые машины могли бы принести около 250 млрд. руб. экономии на этом, и перевозить дополнительно около 150 млн. пассажиров в год.
Под выпуск автобусов в 1990 году был расконсервирован построенный ранее завод для производства сельхозтехники. Даже на первом этапе производства мощность Голицынского завода составляла 2500 автобусов в год. В том же году собрали два первых опытных образца «Мерседес О-303», который считался лучшим на тот момент в мире. А в 1991 году Советский союз перестал существовать, что стало началом конца Голицынского автобусного.

Как выживали в новых условиях
Рухнувшая экономика новой России «подвесила» вопрос о начале производства на волосок. После «сбора» целой коллекции подписей сменявших друг друга руководителей, заводу удалось заручиться поддержкой Газпрома, который предоставил гарантии под проект, и дело сдвинулось. В 1993 году финансирование возобновилось, и в том же году первая партия автобусов была отправлена заказчикам. К 1995 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако высокая стоимость автобуса поставила крест на этих планах. Отметим, что последний автобус «Мерседес О-303» вышел с завода в 1999 году, т. к. сразу от него не отказались.
На тот момент завод вышел из положения, представив городской сочлененный автобус «Россиянин», что был разработан еще в 1994 году совместно с немцами, которые разрешили оставить на капоте автобуса свою трехлучевую звезду. Это был поистине отличный автобус, на порядок превосходивший «Икарус» того же класса. «Россиянин» вмещал 220 пассажиров и был «готов» к 1 млн. км пробега.

Голаз выиграл тендер на поставку 160 автобусов в разные города России в 1996 году. В следующем году уже укороченный вариант данной модели стали поставлять в Екатеринбург. На этом все закончилось: правительство больше не выделяло средств на обновление автопарка городов, и туда хлынул европейский хлам из подержанных автобусов.
На заводе не сдавались: в 1999 году были предложены две модели собственной разработки «Голаз 4242» (страшный «Годзила» на ЗИЛовских агрегатах и с его кабиной), и «Голаз 4244» (на чешском шасси «Авиа»), уже более напоминавший современный ПАЗик. Но даже его тогдашняя цена в 35 000 долларов делала его неконкурентным, страну начали заполнять непонятные китайские разработки.

Как и в случае с ЛАЗом, завод не собирался сдаваться и постоянно предлагал различные модели неплохих автобусов городского и туристического класса. В последний раз Голаз получил огромный контракт на поставку более 700 автобусов к Сочинской олимпиаде 2014 года, с чем успешно и справился, заработав на этом 6 млрд. руб. Но от «кончины» это не уберегло: уже после окончания олимпиады, все автобусное производство было перенесено на ЛиАЗ, а Голаз принялся выпускать трактора иностранного производства отверточным способом…
История появления
Голицынский автобусный завод был запущен лишь в самом конце существования СССР, и разумеется, не имел такого богатого опыта, как ЛАЗ. Истоки появления нового завода лежат в 1989 году, когда Совет министров СССР одобрил подписание с компанией «Мерседес-Бенц» соглашение о выпуске на территории Советского союза лицензионных туристических и городских автобусов немецкой марки.
Изначально можно предположить, что идея была перспективной. Однако в качестве двигателей и трансмиссий предполагалось устанавливать «родные», мерседесовские агрегаты, что необходимо было закупать у немцев за валюту, в которой так остро нуждался Союз, доживающий последние дни…
Экономические же расчеты говорили о другом: в сравнении с тогдашними «Икарусами», которые требовали высоких эксплуатационных расходов, новые машины могли бы принести около 250 млрд. руб. экономии на этом, и перевозить дополнительно около 150 млн. пассажиров в год.
Под выпуск автобусов в 1990 году был расконсервирован построенный ранее завод для производства сельхозтехники. Даже на первом этапе производства мощность Голицынского завода составляла 2500 автобусов в год. В том же году собрали два первых опытных образца «Мерседес О-303», который считался лучшим на тот момент в мире. А в 1991 году Советский союз перестал существовать, что стало началом конца Голицынского автобусного.

Как выживали в новых условиях
Рухнувшая экономика новой России «подвесила» вопрос о начале производства на волосок. После «сбора» целой коллекции подписей сменявших друг друга руководителей, заводу удалось заручиться поддержкой Газпрома, который предоставил гарантии под проект, и дело сдвинулось. В 1993 году финансирование возобновилось, и в том же году первая партия автобусов была отправлена заказчикам. К 1995 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако высокая стоимость автобуса поставила крест на этих планах. Отметим, что последний автобус «Мерседес О-303» вышел с завода в 1999 году, т. к. сразу от него не отказались.
На тот момент завод вышел из положения, представив городской сочлененный автобус «Россиянин», что был разработан еще в 1994 году совместно с немцами, которые разрешили оставить на капоте автобуса свою трехлучевую звезду. Это был поистине отличный автобус, на порядок превосходивший «Икарус» того же класса. «Россиянин» вмещал 220 пассажиров и был «готов» к 1 млн. км пробега.

Голаз выиграл тендер на поставку 160 автобусов в разные города России в 1996 году. В следующем году уже укороченный вариант данной модели стали поставлять в Екатеринбург. На этом все закончилось: правительство больше не выделяло средств на обновление автопарка городов, и туда хлынул европейский хлам из подержанных автобусов.
На заводе не сдавались: в 1999 году были предложены две модели собственной разработки «Голаз 4242» (страшный «Годзила» на ЗИЛовских агрегатах и с его кабиной), и «Голаз 4244» (на чешском шасси «Авиа»), уже более напоминавший современный ПАЗик. Но даже его тогдашняя цена в 35 000 долларов делала его неконкурентным, страну начали заполнять непонятные китайские разработки.

Как и в случае с ЛАЗом, завод не собирался сдаваться и постоянно предлагал различные модели неплохих автобусов городского и туристического класса. В последний раз Голаз получил огромный контракт на поставку более 700 автобусов к Сочинской олимпиаде 2014 года, с чем успешно и справился, заработав на этом 6 млрд. руб. Но от «кончины» это не уберегло: уже после окончания олимпиады, все автобусное производство было перенесено на ЛиАЗ, а Голаз принялся выпускать трактора иностранного производства отверточным способом…
- https://i.ytimg.com https://st-kt.ru http://img01.avto-nomer.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....