
Геополитический тупик: куда «Турецкий поток» приведёт российский газ
«Газпром» успешно реализовывает «Турецкий поток». Известно, что укладка коммуникации по дну Чёрного моря до берегов Турции почти завершена. Это говорит о том, что вскоре Россия сможет начать новые поставки углеводородов. Однако речь пока идёт только о газе для Турции. Куда же в итоге пойдёт российское «голубое топливо» в самой Европе, для которого и строился газопровод, пока не совсем ясно.
Почему «Турецкий поток» ждут гарантированные проблемы?
Вначале следует отметить, что «Турецкий поток» – это не просто труба, через которую газ пойдёт прямо в европейские страны. Окончательное строительство газопровода подразумевает под собой две нитки коммуникации. По одной ветке будет идти «голубое топливо» предназначенное для Анкары, а по другой для европейских стран. Каждая из них способна доставлять 15,75 млрд куб. газа в год. Вот только если с поставками непосредственно для Анкары всё предельно ясно, то в какую европейскую страну после Турции российский газ должен пойти дальше – не совсем понятно. В отличие от «Северного потока-2» , за который активно выступала Германия, у России в случае с «Турецким потоком» в ЕС нет мощных лоббистов. Некому защищать его от США или бюрократов из Брюсселя, которые, забывая о здравом смысле, панически боятся увеличения доли импорта углеводородов из России.
Газ нам нужен, но мы его боимся
Весь парадокс в том, что Европе российский газ нужен, причём как по северному маршруту, так и по южному. Только вот антироссийская риторика в ЕС настолько сильна, что Германии еле удалось «протолкнуть» «Северный поток-2». Для продолжения газопровода «Турецкий поток» наиболее логичным вариантом является Греция. В 2016 году даже было подписано соглашение между греческой DEPA , итальянской Edison и «Газпромом», по которому стороны выразили желание заняться поставками газа из РФ в страны ЕС. Но дальше меморандума дело не пошло. Де-факто проект заморожен. Причина – Еврокомиссия не дала соответствующего разрешения Афинам. В итоге складывается несколько ситуация, похожая на провал «Южного потока». Тогда газопровод был полностью остановлен, потому как Болгария заявила в последний момент об отказе от проекта.
Срочно найти покупателя
Выходит, если «Газпром» срочно не решит проблему дальнейшей прокладки «Турецкого потока» в Европу, то примерно 70% этого газопровода будет пустовать, поскольку Анкаре полностью заполненный трубопровод не нужен. Стране попросту не требуется такое количество «голубого топлива», она и так успешно теперь покрывает весь объём внутреннего спроса (53,4 млрд куб м в год). Получится ли у российского газового холдинга найти конечного покупателя для «Турецкого потока» в Европе?
Скорее всего, да, поскольку Европе «голубое топливо» всё равно нужно, а реальных альтернатив нет. Исключением можно считать разве что возможные поставки азербайджанского газа, однако газопровод TANAP способен дать странам ЕС только 6 млрд куб м газа в год, что существенно меньше требуемых объёмов. Однако окончание постройки «Турецкого потока» именно в Европе всё равно будет ещё более долгим процессом, чем его аналог в виде «Северного потока-2». Допустимо, что Греция будет выполнять приказы Еврокомиссии, которая в свою очередь старается угодить Вашингтону. Выйти из подобного геополитического тупика «Газпрому» можно. Вопрос только, какую цену за это придётся заплатить.
Почему «Турецкий поток» ждут гарантированные проблемы?
Вначале следует отметить, что «Турецкий поток» – это не просто труба, через которую газ пойдёт прямо в европейские страны. Окончательное строительство газопровода подразумевает под собой две нитки коммуникации. По одной ветке будет идти «голубое топливо» предназначенное для Анкары, а по другой для европейских стран. Каждая из них способна доставлять 15,75 млрд куб. газа в год. Вот только если с поставками непосредственно для Анкары всё предельно ясно, то в какую европейскую страну после Турции российский газ должен пойти дальше – не совсем понятно. В отличие от «Северного потока-2» , за который активно выступала Германия, у России в случае с «Турецким потоком» в ЕС нет мощных лоббистов. Некому защищать его от США или бюрократов из Брюсселя, которые, забывая о здравом смысле, панически боятся увеличения доли импорта углеводородов из России.
Газ нам нужен, но мы его боимся
Весь парадокс в том, что Европе российский газ нужен, причём как по северному маршруту, так и по южному. Только вот антироссийская риторика в ЕС настолько сильна, что Германии еле удалось «протолкнуть» «Северный поток-2». Для продолжения газопровода «Турецкий поток» наиболее логичным вариантом является Греция. В 2016 году даже было подписано соглашение между греческой DEPA , итальянской Edison и «Газпромом», по которому стороны выразили желание заняться поставками газа из РФ в страны ЕС. Но дальше меморандума дело не пошло. Де-факто проект заморожен. Причина – Еврокомиссия не дала соответствующего разрешения Афинам. В итоге складывается несколько ситуация, похожая на провал «Южного потока». Тогда газопровод был полностью остановлен, потому как Болгария заявила в последний момент об отказе от проекта.
Срочно найти покупателя
Выходит, если «Газпром» срочно не решит проблему дальнейшей прокладки «Турецкого потока» в Европу, то примерно 70% этого газопровода будет пустовать, поскольку Анкаре полностью заполненный трубопровод не нужен. Стране попросту не требуется такое количество «голубого топлива», она и так успешно теперь покрывает весь объём внутреннего спроса (53,4 млрд куб м в год). Получится ли у российского газового холдинга найти конечного покупателя для «Турецкого потока» в Европе?
Скорее всего, да, поскольку Европе «голубое топливо» всё равно нужно, а реальных альтернатив нет. Исключением можно считать разве что возможные поставки азербайджанского газа, однако газопровод TANAP способен дать странам ЕС только 6 млрд куб м газа в год, что существенно меньше требуемых объёмов. Однако окончание постройки «Турецкого потока» именно в Европе всё равно будет ещё более долгим процессом, чем его аналог в виде «Северного потока-2». Допустимо, что Греция будет выполнять приказы Еврокомиссии, которая в свою очередь старается угодить Вашингтону. Выйти из подобного геополитического тупика «Газпрому» можно. Вопрос только, какую цену за это придётся заплатить.
- https://mtdata.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иностранные газовозы, возившие балтийский СПГ, остались не у дел
Иностранные танкеры СПГ, которые обслуживали попавшие под санкции проекты «Портовая» и «Криогаз Высоцк», простаивают почти три месяца. Суда принадлежат...

Россиянам рассказали о среднем размере пенсии в стране
По данным Социального фонда, на 1 января 2025 года средний размер назначенных пенсий в целом по Российской Федерации составил: 23 175,2 рубля. Средняя пенсия...

Остров будущего: Россия и Китай вместе освоят территорию на Дальнем Востоке
Россия и Китай объединяются для освоения Большого Уссурийского острова. Совместными силами страны планируют превратить его в транспортно-логистический хаб...

Почему запасов нефти России хватит лишь на 26 лет
Россия и её энергетическая отрасль стоят перед грозным вызовом: разведанных объемов нефти, составляющих 31 млрд тонн, стране хватит лишь на 26 лет при текущем...

Германия меняет своё отношение к АЭС
Берлин изменил свое отношение к атомной энергетике и готов налаживать отношения с Францией, где АЭС являются основным источником генерации. Германия сама стала...

«Атомфлот» заплатит 1,5 миллиона долларов за повреждение танкера «Федор Литке»
Арбитражный суд в Мурманской области вынес решение, согласно которому Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Атомфлот» обязано выплатить...

Британия превращается в страну-банкрот
В Британии никто не верит, что правительство лейбористов справится с нахлынувшими как из ящика Пандоры проблемами, среди которых банкротства городов и...

СПГ-кризис в России: танкеры остались в море, не найдя покупателей
Попавший под санкции российский завод по производству СПГ запустил новую вторую очередь. При этом продать газ с первой очереди «Арктик СПГ-2» не удалось:...

Система маркировки «Честный знак»: сопротивление теневого рынка
Система маркировки «Честный знак», внедренная в России с 2016 года, задумывалась как инструмент борьбы с нелегальным оборотом товаров, контрафактом и защитой...

Власти Днепра и Харькова бросают свои города
В двух крупнейших прифронтовых областных центрах Украины власти бросили население на произвол судьбы и занимаются решением своих шкурных проблем. В Днепре...

Невиданные до этого санкции: ЕС неожиданно нанёс удар по рыболовству России
Новый пакет европейских санкций затронул российские рыбопромышленные компании. Последствия ограничений могут отрицательно сказаться на отрасли....

Возвращение легенды: «Аэрофлот» закупит 11 новых модернизированных Ту-214
«Аэрофлот» возвращается к отечественным самолётам. Перевозчик заключил контракт, по которому получит модернизированные казанские Ту-214....

Россия возвращается на угольный рынок Бразилии
В апреле 2025 года Россия вновь начала экспортировать уголь в Бразилию после двухмесячного перерыва в феврале – марте 2025 года. Весенняя закупка оценивается в...

Челябинская загадка: 20 лет рыть метро, чтобы уткнуться в стену
Сомнений в необходимости проекта ценой 73 млрд рублей все больше...

Спасти продажи любой ценой: «АвтоВАЗ» готовит невиданные скидки для россиян
В России планируют повысить спрос на отечественные автомобили с помощью дополнительных скидок. Меры могут стать беспрецедентными для внутреннего рынка....

Прибалтийский гигант не вынес схватку с удобрениями из России
Achema по-прежнему не может адаптироваться к ценам на газ, которые и сейчас более чем вдвое превышают докризисные. С 2022 года Литва не получает российский газ....