Экономическое обозрение

США могут заставить «Роснефть» уйти из Ирана

США могут заставить «Роснефть» уйти из Ирана
Американские санкции против Ирана могут послужить поводом для ухода «Роснефти» из страны. Несмотря на то что в 2018 году было анонсировано сотрудничество этой компании с Тегераном, никаких реальных действий пока так и не последовало. Более того, в некоторых СМИ появилась информация о том, что «Роснефть» вскоре может и вовсе отказаться от проектов в Иране, сосредоточившись на работе внутри самой России.


Какие были планы и почему от них могут отказаться

Планы российской компании в Иране, конечно, трудно назвать «наполеоновскими». Но всё же цифры потенциальных контрактов прогнозировались довольно солидные. В этом году глава «Роснефти» Игорь Сечин заявлял о возможных совместных проектах с NIOC (National Iranian Oil Co), объём инвестиций которых достигал примерно $30 млрд. Речь шла о разработках иранских месторождений Яран, Азадеган, Купал и Марун. В начале ноября этого года «Роснефть» и NIOC даже подписали дорожную карту по реализации стратегических проектов в сфере добычи нефти и газа. Однако теперь в некоторых российских СМИ стала появляться информация о том, что компания может уйти из Ирана.

Официального подтверждения об уходе «Роснефти» пока не прозвучало, но подобный сценарий вполне реален. После того как США в мае 2018 года объявили о возобновлении санкций против Ирана, различные нефтяные компании стали массово покидать проекты в этой стране. Чего стоит один только уход французской Total из 11-й фазы освоения крупнейшего месторождения Южный Парс. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что российская компания летом 2018 года почти прекратила диалог с Тегераном относительно будущего сотрудничества. В этом контексте даже подписание дорожной карты «Роснефти» и NIOC в ноябре выглядит как ни к чему необязывающий документ.


Никто ничего не потерял, но «осадок» остался

Если «Роснефть» действительно откажется от проектов в Иране, это не будет означать, что Тегеран уже завтра потеряет возможность добывать нефть, а российская компания обанкротится. Исламскую республику сегодня больше волнует обеспечение рынков сбыта. В условиях санкций Тегерану хорошо бы продать хотя бы те углеводороды, которые у него уже имеются. «Роснефти» также будет чем заняться, особенно если вдруг придётся отказаться от проектов в Иране. От российской компании всё чаще звучат сообщения об изменении стратегии, в соответствии с которой предусматривается концентрация на деятельности внутри РФ.

Выходит, ни Россия, ни Иран де-факто ничего не потеряют с уходом российской компании из ближневосточной страны. Однако неприятный «осадок» всё же остаётся. Именно приказ Вашингтона всему миру прекратить торговать с Тегераном станет главным фактором ухода «Роснефти». Новая стратегия российской компании по сосредоточению деятельности на рынке России при этом будет звучать как оправдание, а не реальный повод «эвакуации» из Ирана.

Использованы фотографии: utmagazine.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен