В газовых делах - ни шагу без Вашингтона
В приоритете интересы госкомпании «Нафтогаз», а также безопасное разделение активов и подписание договора по транзиту газа. Работа идет над выбором модели «развода» юридических лиц, о чем были консультации с американскими коллегами. После этого – переговоры с Россией
- говорит новый руководитель энергетического ведомства Украины.
Все дело в том, что предложенная предыдущим правительством схема разделения активов по принципу OU, по словам главы «Нафтогаза» Юрия Витренко, может повлечь за собой проигрыш украинской госкомпании в международном арбитраже против «Газпрома». Руководство главного газового оператора страны предлагает в противовес схему ISO, согласно которой ГТС сохраняется за государством, а выделение активов коснется лишь независимого оператора, ассоциированного с «Нафтогазом».
Задачи правительства Украины перед переговорами
В соответствии с планом, юридическое вычленение независимого газотрейдера из транспортной системы «Нафтогаза» должно состояться как раз 1 января следующего года, то есть в день окончания соглашения о транзите. Однако новое правительство желает ускорить процесс, иначе, как полагают отраслевые специалисты, переговоры с «Газпромом» будут еще более сложными, чем это ожидается уже сейчас.
Проще говоря, все без исключения действия как предыдущего, так и новоназначенного правительства Украины свидетельствуют о полном осознании острой необходимости перезаключения соглашения о транзите газа через территорию государства. Борьба идет лишь за улучшение переговорных позиций.
Вся вертикаль власти сформирована – президент и парламент, а теперь и Кабинет. Все готово, чтобы, наконец, начать вырабатывать по существу выгодное соглашение. Время поджимает, менее полугода осталось
- считает Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития.
По его мнению, вопрос сложный, требующий многих встреч и различных подготовительных действий. Но игра стоит «свеч»: итоговый результат хотят получить все участники – как Украина, так и Россия с ЕС.
Этим делом пора заняться на «полной скорости», без транзита Украине не обойтись
- настоятельно рекомендует эксперт.