Сохранить рынки сбыта: как «Газпром» «жонглирует» трубопроводами
Плановая профилактика и ремонт газопровода «Голубой поток» давно завершены, но поставки по нему в Турцию так и не возобновились. «Газпром» прокачивает весь объем сырья на черноморском направлении через «Турецкий поток». Таким образом компания сохранила выгодные для российского бюджета поставки газа в Турцию, так как при прокачке через эту магистраль платится экспортная пошлина в 30%. Об этом пишет агентство Reuters.
Избыточность трубопроводов
Как сообщают отраслевые эксперты, опрошенные издательством, параллельная работа двух магистралей оказалась слишком избыточной в условиях почти полного отсутствия спроса на трубопроводный газ в Турции.
Дополнительным стимулом загружать сырьем именно «Турецкий поток» является необходимость покрытия затрат на его строительство и, одновременно, уплата экспортной пошлины в бюджет России. «Голубой поток», по межправительственному согласованию, такого обязательства лишен.
Как отметили эксперты, с логистической точки зрения российской стороне было бы лучше использовать для поставок газа в Турцию «Голубой поток», а вторую черноморскую магистраль - для прокачки сырья на Балканы. Однако на практике вышло все наоборот. «Газпром» вынужденно «жонглирует» газопроводами, так как приходится учитывать кризисные обстоятельства и необходимость вернуть 3 миллиарда долларов инвестиций в новую «трубу».
Новый контракт
Впрочем, описанные выше сложности являются лишь малой частью проблем, с которыми столкнулся газовый монополист в этом году. Турецкая сторона в лице госкорпорации Botas уже второй год высказывает неудовлетворение формулой ценообразования и на фоне обвала стоимости «голубого» топлива на европейских спотовых биржах требует пересмотра контрактных обязательств.
Фактически, «Газпром» от потери перспективного рынка сбыта спасают лишь долгосрочные обязательства, по которым турки несмотря ни на что обязаны выкупать до 80% законтрактованных объемов топлива. Хотя это правило соблюдает лишь Botas, но никак не частные трейдеры.
В итоге, шаткое положение российской компании осложняется еще и тем обстоятельством, что весьма быстро подходит 2022 год, когда истекают сроки старого контракта и приближается необходимость заключения нового. Очевидно, что турецкие «партнеры» с нетерпением ждут даты открытия переговоров, чтобы с лихвой отыграться за несговорчивость «Газпрома», поставленного к стенке кризисом спроса на энергоресурсы.
Турки уже снизили объемы закупок сырья у России и продолжают уменьшать потребление, чтобы шантажом оказывать давление на Москву. Отчего «Газпрому» ничего не остается, как молча соглашаться на такие фактические нарушения обязательств в надежде, что это сгладит противоречия и облегчит заключение нового большого договора по газу между Россией и Турцией.
Избыточность трубопроводов
Как сообщают отраслевые эксперты, опрошенные издательством, параллельная работа двух магистралей оказалась слишком избыточной в условиях почти полного отсутствия спроса на трубопроводный газ в Турции.
Дополнительным стимулом загружать сырьем именно «Турецкий поток» является необходимость покрытия затрат на его строительство и, одновременно, уплата экспортной пошлины в бюджет России. «Голубой поток», по межправительственному согласованию, такого обязательства лишен.
Как отметили эксперты, с логистической точки зрения российской стороне было бы лучше использовать для поставок газа в Турцию «Голубой поток», а вторую черноморскую магистраль - для прокачки сырья на Балканы. Однако на практике вышло все наоборот. «Газпром» вынужденно «жонглирует» газопроводами, так как приходится учитывать кризисные обстоятельства и необходимость вернуть 3 миллиарда долларов инвестиций в новую «трубу».
Новый контракт
Впрочем, описанные выше сложности являются лишь малой частью проблем, с которыми столкнулся газовый монополист в этом году. Турецкая сторона в лице госкорпорации Botas уже второй год высказывает неудовлетворение формулой ценообразования и на фоне обвала стоимости «голубого» топлива на европейских спотовых биржах требует пересмотра контрактных обязательств.
Фактически, «Газпром» от потери перспективного рынка сбыта спасают лишь долгосрочные обязательства, по которым турки несмотря ни на что обязаны выкупать до 80% законтрактованных объемов топлива. Хотя это правило соблюдает лишь Botas, но никак не частные трейдеры.
В итоге, шаткое положение российской компании осложняется еще и тем обстоятельством, что весьма быстро подходит 2022 год, когда истекают сроки старого контракта и приближается необходимость заключения нового. Очевидно, что турецкие «партнеры» с нетерпением ждут даты открытия переговоров, чтобы с лихвой отыграться за несговорчивость «Газпрома», поставленного к стенке кризисом спроса на энергоресурсы.
Турки уже снизили объемы закупок сырья у России и продолжают уменьшать потребление, чтобы шантажом оказывать давление на Москву. Отчего «Газпрому» ничего не остается, как молча соглашаться на такие фактические нарушения обязательств в надежде, что это сгладит противоречия и облегчит заключение нового большого договора по газу между Россией и Турцией.
- gazprom.ru; eurasia.expert
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Москва одним ударом по судну в Черноморске отбила у Турции желание помогать Украине
Изощренность атак вооруженных сил России не знает границ. Данные показывают, что нанесенный удар подорвет остатки энергосистемы Украины....
Четыре из семи: крупнейшие НПЗ Индии «отравились» нероссийской нефтью
Санкции Вашингтона рассыпаются на глазах, тем более что они очень вредны для инфраструктуры....
Каспийская платформа Филановского атакована: Киев впервые ударил по нефтедобыче РФ
Украина не унимается и после фактической потери своей энергосистемы провоцирует Москву на продолжение ответных ударов....
Торговое судно впервые отразило вооруженное нападение пиратов
В конце 2025 года торговцы на опасных морских путях научились защищать себя от нападений....
Уже не помочь: на Украине полный блэкаут, но ВСУ вновь бьют по каспийской нефтедобыче
Однажды в Киеве «шутили», что у России ракет на два залпа, а оказалось, что это у энергосистемы Незалежной запас прочности на две атаки....
Стало известно, почему «Росморпорт» не смог построить новые ледоколы РФ
Наличие Северного морского пути подразумевает обязательное владение мощным ледокольным флотом. Без него на этом пути делать нечего....
Россия еще даже не начинала: в «Укрэнерго» предупредили о катастрофе
Пока разъяренные граждане Украины выходят на митинги и бунты, перекрывают дороги, в Киеве думают, как еще «насолить» Москве и не получить жесткий ответ....
Полный запрет: ЕС все же отобрал у Украины шампанское и коньяк
Киев все больше теряет самостоятельность и становится послушной колонией Запада....
Тревога в ЕС: русские березки завоевывают Европу
Серьезную выгоду, как обычно, получает Москва, этот факт вынужденно признают на Западе....
Россия забирает западные активы на 18 трлн рублей
Евросоюз окончательно отказался от временного характера заморозки русских резервов, превратив их в инструмент долгосрочного политического давления. В ответ...
МС-21 — возможный следующий шаг, которого США опасаются больше всего
Россия впервые после развала Советского Союза может создать производство собственных самолетов за границей. Воспользоваться нашим технологическим...
Больше не веерные: Украина приближается к катастрофе каскадных отключений энергии
Энергетики пытаются выиграть время, соревнуясь с самой судьбой. Но отсрочить неизбежное почти невозможно....
Россия наносит ответный удар после «бессрочной» заморозки активов
В ЕС 12 декабря заморозили на «неопределенный срок» 210 млрд евро российских активов. Средства будут заблокированы «до окончания украинского конфликта» и до...
РФ захлебнулась в теневой «аренде мигрантов»: суммы поражают даже экспертов
Россия столкнулась с тайным рынком аутстаффинга: фирмы зарабатывают миллиарды на мигрантах, а государство теряет контроль над занятостью...
Сотни самолётов пустят в расход: Россия рискует потерять треть авиапарка
Россия стремительно теряет собственное небо. Кроме шуток. Тенденция с нехваткой запчастей и с техобслуживанием пассажирских авиалайнеров весьма...
Украина стала «лысой» и задыхается, но зато «рекордные прибыли»
Союзник Запада стал наибеднейшим государством Европы. Это увядший рай, который живет только на деньги спонсоров....